Музыка в духовно-нравственном развитии ребенка (продолжение).

Фадеева Марина Георгиевна

О лёгкой музыке.

«Понимать современное произведение искусства – значит, в общем заново создавать   его   в своём внутреннем мире».

Анатолий Франс

А создавать приходится педагогу вместе с учеником порой из малого, иногда простейшего материала. Необходимо с уважением относиться к маленькому   детскому мирку, может порой не совсем убогому, помочь открыть новые чувства через мелодию (дыхание души), услышать в прекрасном лесу не только стук дятла, но и пение соловья.

«У скрипки не хватает настроения,

А у кларнета – вдохновения.

Рояль сегодня что-то не звучит,

Не до игры   расстроенной гитаре...

И только барабан  восторженно стучит,

Поскольку он всегда в ударе».

Увлечение современных детей рэпом (дворовой музыкой, порой с вульгарным и грубым текстом, нецензурной лексикой) может стать разговором для перехода к частушке, колядке, народным попевкам и далее к народным песням  и лёгкой музыке. Послушаем ироничную полусказку:

«Нужно быть проще, доходчивее – наставляет Скрипку Погремушка. –Меня, например, всегда слушают с удовольствием! Даже маленькие дети – и те понимают!»

Что ж, начнём с простого! Учитель музыки, по моему мнению, не имеет права на полную категоричность взглядов в оценке музыкальных произведений. Это не означает  всеядность, но умение распознать, почувствовать интересное в примитивизме, понять за что детям нравится  то или иное музыкальное явление -  это весьма важно и актуально.

«В сознании многих людей живёт странное понятие, будто лёгкая музыка - это музыка без содержания, будто ей доступен только узкий круг тем и эмоций. Этот взгляд на лёгкую музыку, как на беззаботное чириканье, просто вреден».

Арам Ильич Хачатурян

Умелое оперирование образцами доступной и удобоваримой, в нашем понимании, музыкой, может давать прекрасные результаты. В программе школы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой и Т.С. Шмагиной очень много уделено внимания народной, композиторской и духовной музыке, наследию стран всего мира. Но сейчас и здесь учитель должен реагировать на поток поп-музыки и всевозможных исполнительских стилей нашего времени. «Плох тот учитель, - по словам Мариэтты Шагинян, - который идёт в класс с наличием только того знания, какое нужно для проведения данного урока». На примере современных интерпретаций, импровизаций можно достигнуть очень многого в воспитании вкуса у ребёнка. Традиции проникновения лёгкой музыки в сложные, высокопрофессиональные «хиты» в кавычках – тенденции  вечные, их только нужно изучать и уже лучше всего    с детьми, поскольку «мода» на высококлассную интерпретацию и обработку жива и идёт из глубины веков. Даже, по моему мнению, самые примитивные учащиеся порой удивляют нас вполне хорошим вкусом и отзывчивостью к красивым мелодиям, ритмам, словам. От «Мурки» до «Лакримозы» в исполнении хора Турецкого, от «Канцоны» Ф. да Милано, до «Город золотой» в исполнении Б. Гребенщикова, от «Адажио» Альбинони, до современных интерпретаций Лары Фабиан и Николая Баскова и т.д. Музыка известнейших бардов может зазвучать совершенно по-иному в исполнении рок-музыкантов. Пример: «Молитва»  Б.Окуджавы в исполнении Андрея Макаревича с хором «Креольского танго». Находить интересные мелодии и обработки классической музыки, которые сделаны со вкусом и уважением  - задача учителя музыки. К нам пришли на помощь  видео-ролики, мультфильмы, компьютеры – это ли не подспорье в пропаганде лучших образцов музыкального искусства. Отсылайте адресно детей на каналы культуры на телевидении, отслеживайте концерты классической и духовной музыки, дайте хотя бы попробовать напитаться детской душе   из живительного источника. П.И. Чайковский рассматривал свои симфонии как «…музыкальную исповедь души, на которой многое накипело и которая изливается посредством звуков, подобно тому, как лирический поэт высказывается стихами».

Подражание – один из аспектов в побуждении к творчеству.

Вопрос: чему и как подражать? Принимая как данность субкультуру современного поколения, необходимо находить ту тему, которая близка и понятна детям, но через призму, благодаря которой можно развить понимание, что двигаясь от простого к сложному (в мелодике, ритме, образе) можно вырасти эмоционально, духовно, даже если хотите «по-человечески» профессионально. Как можно больше давать слушать хорошей, качественной музыки. Слух – вот что даёт развивать вкус. Тело – это то, что мы едим, а душа – это то, что мы слушаем. Ч. Дарвин из воспоминаний: «Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило ежедневно читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки. Быть может, путём таких упражнений, мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов к поэзии и музыке равносильна утрате счастья и может вредно отражаться на умственных способностях, а ещё вероятнее, на нравственных качествах, т. к. ослабевает эмоциональную сторону нашей природы».

Как же хороши и красивы детские лица, когда они слушают и понимают высокую образцовую музыку. Классическая (напомню образцовая) музыка в программе школы, мною упомянутых выше авторов, дана достаточно широко и продуманно, но ищущему педагогу явно этого мало для импровизации в классах с разным интеллектуальным уровнем. Что хорошо одним детям, вдруг неожиданно становится неинтересным (по разным причинам) другим. Когда цепочка: музыка → учитель → ученик → душа ребёнка неожиданно прерывается, тогда вдумчивый учитель ищет новые варианты воздействия на аудиторию: слушаем → исследуем → пропускаем через свой ум и свою душу (что быстрее отзовётся). В любом случае задача: копим бесценный багаж из лучших произведений музыкального искусства. А вот здесь и возникает тема семейных традиций.