Музыка в духовно-нравственном развитии ребенка (заключение).

Фадеева Марина Георгиевна

Семейные традиции.

«Нет новых направлений в искусстве, есть одно – от человека к человеку».

Станислав Ежи Лец (польский писатель)

С каким ребёнком легче разговаривать о музыке? – конечно с тем, у которого правильные ориентиры  в воспитании в семье, где есть определённый духовный багаж, а не только материальная заинтересованность в жизни имеет значение. Что говорить о тех семьях, где родителям совсем не до детей! Имея правильное понятие о существующем положении дел, учитель должен разбираться в том: может ребёнок опираться на какие-то семейные традиции или нет, уместна ли это тема в данном конкретном случае. При современной возможности учителя на уроках музыки и во внеклассной работе, можно будет говорить о положительном толчке к возникновению будущих музыкальных традициях и развитию сегодняшних, если они существуют в семье школьников. Да, конечно, есть семьи, где мамы и папы ведут детей в музыкальные школы, школы искусств, хоровые студии, театр, стараясь дать дополнительное образование, развитие своим чадам, но нам интересен и тот опыт, в котором семья не только совместно занимается спортом, но и музицирует, концертирует, участвует в праздниках, музыкальных салонах. Выявление таких семей вместе с классным руководителем может стать традицией не только семьи, но и школы. Подвижничество учителей музыки в этом вопросе может помочь раскрыть таланты у себя рядом, пропагандировать музыку во всех её проявлениях и ипостасях.

Творчество ребёнка должно стать осязаемым, услышанным, выпущенным на обозрение и обсуждение. Только тогда это станет запоминающимся и полезным событием. Должно родиться самоудовлетворение и гордость за проделанную творческую работу при поддержке учителя и одноклассников. Часто помощь родителей при составлении докладов, рефератов, исследовательских работ, изготовлении макетов музыкальных инструментов является естественной, вновь рождает семейные традиции: изучение предмета и побуждение к сотворчеству.

Пусть поначалу «изделия» детей слишком забавны, порой смешны, но не нужно этот порыв останавливать. Даже желание нарисовать портрет композитора, является показателем заинтересованности ребёнка, и в оценке этого индивидуального творчества не стоит быть опять-таки слишком категоричным. Не жалеть времени на обсуждения, поощрения и оценки «детских произведений». Учителю всегда есть, что сказать и как похвалить за неравнодушное отношение ученика к делу.

Возвышенное и земное.

Религиозное воспитание в школе тоже даёт возможность обогатить дущу ребёнка, научить мыслить и чувствовать глубоко и искренне. С каким удовольствием дети проходят раздел в учебнике «О России петь – что стремиться в храм», учатся распевам и слушают лучшие образцы духовной музыки! Школьная программа изобилует примерами, но научить слушать – это задача одна из первостепеннейших. Через позитивную тишину (мечта каждого педагога) – к божественным звукам, а далее к стремлению услышать «живую музыку» в храме или в концертном зале, а ещё и участвовать самому в исполнении, получить радость творчества.

Нам всем известно, что душа должна трудиться, создавая свою мелодию, и какая будет мелодия, таков будет и человек. Хороший или плохой, интересный или пустой, добрый или злой. Наш жизненный путь – создание своего музыкального произведения, а уж художественным будет оно или нет, зависит от высших сил и нас самих.

Бог « стучит» в сердце человека, как бы подаёт ему руку и помогает подняться! И человек радостно распрямляется. Он вновь полон сил. «Сейчас стою у двери                                                  и  стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».

(из Библии)

В нашем сложном скоростном мире человеку, а особенно ребёнку, трудно найти силы и успокоение без лучших произведений классической и духовной музыки. Переключение от умственной деятельности к душевным переживаниям в эмоциональной сфере с положительными результатами – вот направление развития культурного человека.

«Достичь небес – это нечто прекрасное и возвышенное, но и на милой земле несравненно прекрасна жизнь. Поэтому оставьте нас быть людьми!»

В.А.Моцарт

Быть людьми с поющей красивой душой, отзывчивым сердцем, научит детей чудесная музыка, вовремя ставшая необходимой, без которой невозможно любить и дышать полной грудью.