Волшебство музыкальных инструментов

Липянская Юлия Владимировна

          Методические рекомендации к уроку музыки по теме «Волшебство музыкальных инструментов» представлены учителем музыки МАОУ СОШ №27 г. Балаково Саратовской области Липянской Ю.В..   

          Изучение темы «Волшебство музыкальных инструментов» в школьном курсе музыки является достаточно актуальным в силу её высокой практической направленности. В каждом музыкальном произведении всегда лежит определённая идея, которую композитор стремится донести до своих слушателей. Практически любое музыкальное произведение исполняется оркестром. Оркестр - это слово на много старше того времени, которое в него вкладывается в наше время. Греки называли так круглую площадку театра, где размещались музыканты! Уже тогда была распространена совместная игра на различных музыкальных инструментах. Музыкальные ансамбли существовали при дворах европейских королей, герцогов. Сначала в ансамблях господствовали струнные виолы и лютни, но постепенно в оркестр начала входить скрипка, которая вытесняла виолу, определяя дальнейший оркестровый стиль. А уже в XIX веке решительное влияние на развитие оркестра оказало совершенствование духовных инструментов.

На изучение темы в школьном курсе музыки 5 класса отводится 1час. Это урок открытия новых знаний. Важнейшие термины, необходимые для рассмотрения на уроке: «оркестр», «дирижёр». При изучении темы учащиеся знакомятся свидами оркестров: симфоническим, камерным, народным и духовым, определяют роль дирижёра; проводят слуховые параллели: звучание оркестра - музыкальные картины и тембр инструмента - музыкальная окраска.

          Урок способствует формированию знаний о видах оркестров, закреплению системных знания о музыкальных инструментах и их объединение в группы; проводится с применением цифровых образовательных ресурсов.

     На уроке развиваются и отрабатываются умения проводить слуховые параллели: звучание оркестра -музыкальные картины и тембр инструмента - музыкальная окраска.     С первых минут ученики активно включаются в диалог с учителем, т. е. первый этап возбуждает интерес к изучению новой темы. На втором этапе актуализируются ранее усвоенные знания, которые служат основой для формирования новых знаний. На третьем этапе происходит формирование основных знаний по теме. На последнем этапе подводятся итоги обучения в виде фронтальной проверки знаний посредством интерактивных тренажёров, что помогает учителю и ученикам увидеть типичные ошибки, осмыслить тему при коллективном характере работы.

     На уроке реализуются принципы: доступности, наглядности, обучения, соблюдается принцип систематичности и последовательности формировании знаний и умений учащихся по данной теме; наглядно показано осуществление принципа демократизации обучения - право на исследовательский поиск, на догадку, на альтернативное мнение.