Музыкальный Санкт- Петербург

Федотова Лариса Васильевна

 

 

 Музыкальный Санкт- Петербург

 

 Вы знаете , что город  Санкт- Петербург возник в 1703 году. Никаких условий для развития музыки не было. На голом месте строится европейская музыкальная культура. Это феномен .Трансплантация культуры — пересадка инструментальной культуры носит элемент случайности. Отбора приезжающих музыкантов не было.

        В наследство Петру 1 остался единственный полноценный оркестр 50 человек- оркестр Преображенского полка. 

       Военные оркестры функционально были востребованы во всех сражениях. Оркестр находился возле командного пункта на пригорках, холмах. Все были не вооружены, в ярких нарядах. Был негласный закон — не стрелять в музыкантов.

       Оркестр играл военные команды — в атаку, назад.

       Музыкантов не хватало ( на роту надо два музыканта- флейтист и барабанщик)

Нужно было 1,5 тысяч музыкантов, а было только 50. 

       После 1709 — Полтавского сражения . Попал в плен личный оркестр Карла 12- 150 прекрасно обученных немецких музыкантов. Кстати, там был и двоюродный брат немецкого композитора И.С, Бах.

       Взяли в плен 57 подвод с музыкальными инструментами. Петр 1 предложил два варианта

       1в.- за выкуп отпускают домой.

       2в. -переходят на сторону России и обучают за год 5 человек, через 3 года их отпускают домой. Почти все согласились на второй вариант, каждый из них обучил 15 человек за три года.

Петр I придавал большое значение военной музыке, как средству для укрепления воинской дисциплины и подъема морального и боевого духа войск. При Петре I возникли новые воинские ритуалы, сопровождавшиеся военной музыкой: производство в офицеры, развод почетного караула и др. Первое участие в морском параде состоялось в Санкт-Петербурге 8 сентября 1714 года после победы над шведами при Гангуте. В «Уставе воинском» (1716) и других документах регламентированы действия войск, производившиеся под музыку. Были учреждены гарнизонные школы, в которых дети военнослужащих (позже называвшиеся кантонистами) обучались грамоте, военным наукам, пению по нотам, игре на музыкальных инструментах.

В детстве маленький Петя, как и все мальчики в его возрасте, любил играть в войну. Барабан имелся среди его детских игрушек, и ребёнок очень хорошо освоил этот инструмент. Известно имя первого учителя Петра I. Со слов Б.И. Куракина, Его Величество «ещё в малых своих летах обучился… по барабанам от старосты барабанщиков Федора Стремяннаго полку». Таким образом, первым учителем Петра I стал стрелец «Стремяннаго» (значит находящегося при стремени государя) охранного полка.

 Осваивая тонкости военного искусства со своими «потешными», будущий царь состоял барабанщиком 1-й роты Преображенского полка и весьма основательно изучил «барабанью науку». К своим обязанностям он относился очень серьёзно: «Государь, в самом деле, отправлял в полном смысле свою службу: он носил барабанщичий мундир и находился всегда на своем месте при всех учениях…», управляя «потешными полками» не столько голосом, сколько барабанными сигналами. Сколько было при этом испорчено барабанов неизвестно, но ремонтировали их регулярно.

 «В нынешнем в 1691 году Мая в 7 день прислан в Оружейную Палату от в. г. ц. и в. к. Петра Алексеевича всея великие и малые и белые России самодержца, из походу из села Воробьева потешный большой барабан, верхняя кожа во многих местах пробита и снуры изорваны, а велено на тот барабан кожу положить и струны сделать новые».  Со временем царь сделался действительным виртуозом и даже гордился своими успехами, потому что часто пользовался случаями продемонстрировать удивленным и даже восхищенным свидетелям собственные достижения в этом военно-барабанном искусстве. В мае 1697 года в Кенигсберге, например, он показал лучшие результаты, в сравнении с другим благородным барабанщиком, вольфенбюттельским графом Книпгаусоном.

 Применение барабанов в российской армии при Петре I было расширено. Помимо пехоты и конницы, они появились в артиллерии и на флоте. В каждой роте полагалось два барабанщика. В новой русской армии была введена форма одежды по европейскому.

 

 Восемнадцатый век называют веком барабанов. Барабанная дробь зазвучала по всей России. Сигналы барабана стали восприниматься и в светском обществе. Барабанщики стали заменять русских глашатаев – бирючей. Барабанная дробь предшествовала зачитыванию указов, сообщала о различных происшествиях, поднимала тревогу на пожарах и т. п. Даже петровские ассамблеи барабанным боем созывали гостей по всему городу, а в конце полицеймейстер сообщал «когда и у кого собираться следующий раз». Народ принял барабаны, они вошли в народный фольклор. Появились сказки, где говорилось «Отслужил солдат 25 лет и пошёл со своим «другом-барабаном»…», барабан стал национальным русским инструментом, как гусли-самогуды, заставляющие плясать леса и горы и наводящие волшебный сон, обличительница дудка-жалейка, сделанная из надмогильного тростника и т. д. Войдя в русский национальный фольклор, он стал понятен всем: от простолюдина до царя. Барабан стал больше, чем просто инструмент, он обрёл душу.