Основные аспекты музыкально-творческого развития на уроке музыки

Тумлерт Галина Святославовна

Основные аспекты музыкально-творческого развития на уроке музыки

 

         Музыкальное творчество раскрывает сущность творческой деятельности человека. У музыки особая роль в обществе, т.к. она влияет на интеллектуальное развитие, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Творческую личность необходимо воспитывать с детского возраста, используя для этого все резервы педагогического воздействия, новые формы занятий для управления музыкально-эстетическим развитием детей. В связи с возрастающими требованиями к воспитанию и обучению подрастающего поколения улучшается работа педагогов всех направлений и учебных заведений. Методика музыкального воспитания является одним из предметов, подготавливающих будущих преподавателей к осуществлению основной цели музыкального воспитания  – воспитание культурного слушателя - человека, который умеет разбираться во всем многообразии музыкального искусства. Студенты знакомятся с психологическими работами, в которых раскрывается механизм творческого процесса, его генетическая основа, особенности творческих проявлений в детском возрасте, тесная взаимосвязь с процессом воображения. В ходе изучения темы студенты осознают, что процесс музыкального творчества носит личностный характер. Творчество студентов неповторимо и поэтому требует пристального внимания со стороны педагога. Особое внимание обращается на метод творческих заданий как наиболее эффективного средства активизации музыкально-творческих проявлений студентов. Музыкально-творческое развитие, позволяет выявить способность к творчеству, т.е. такое качество личности, которое характеризуется способностью к саморазвитию. Творчество – показатель развития человека, а музыкальное творчество – это единство самовыражения, самопознания и самоутверждения. Уровень музыкально-творческого развития оценивается в ходе наблюдения за студентами в процессе их общения с музыкальным искусством. При этом в качестве критериев определяются следующие параметры: какую роль студент выбрал в конкретной ситуации; как он действует сообразно выбранной роли; насколько оригинален и выразителен в своем замысле и формах воплощения; насколько у него выражена потребность проявить свое понимание музыкально-художественной задачи в различных видах деятельности. Таким образом, уровень музыкально-творческого развития проверяется путем наблюдения за студентами в ходе их общения с музыкальным искусством. Студенты слабо ориентируются в истории развития мирового музыкального искусства, имеют незначительный багаж слуховых впечатлений и объем знаний, характеризующих музыкальную грамотность. Однако они должны осознавать значимость музыки в жизни человека, в состоянии ее воспринимать. Изучив этапы и особенности усложнения заданий, студенты приступают к разработке творческих заданий для всех видов детского музыкального творчества, учитывая возрастные возможности, а также составляют конспекты доминантных занятий по творческой деятельности. Пение - одна из самых активных и доступных форм коллективного музицирования, оно вызывает живой интерес у студентов и доставляет им эстетическое удовольствие. Коллективное пение является важной формой самовыражения. Специфика коллективного пения заключается в том, что все студенты независимо от уровня их индивидуальных музыкальных и вокальных способностей приобщаются к хоровому пению. Главная задача состоит в том, чтобы научить правильно и красиво петь, развить их музыкальный и вокальный слух, привить им эстетический и художественный вкус. Успешность творческих проявлений зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно.

 Кроме пения, творчество может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность студентов в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество студента в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. По теме “Внеклассная работа” студенты парами учатся составлять на определённую тему сценарии, а затем защищают свою творческую работу, раскрывает замысел в сценарии музыкального развлечения. Содержание каждого сценария по-своему оригинально. Праздники включают большое разнообразие видов и жанров художественной музыки, которая при творческой инициативе решает большие задачи музыкально – эстетического воспитания. Создание соответствующего эмоционального настроя на тот или иной праздник во многом зависит от тщательно составленной программы. Студенты продумывает тему, форму программы, подбирает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению. Необходимо учитывать возрастные группы, чтобы вся организация праздника отвечала интересам детей и каждый ребенок получил удовольствие от посильного участия в нем. Это трудная задача для педагога и для студента, но им нужно стремиться всем детям подбирать выступления по их силам, возможностям и наклонностям. Застенчивым ребятам лучше предлагать особенно интересные номера (песню, шутливую инсценировку, стихотворение и т.д.), чтобы они смогли преодолеть свою робость. Музыкально менее способным следует подобрать легкие роли в групповом танце, оркестре. Такой подход к организации праздника педагогически оправдан и, как правило, дает хорошие результаты. При изучении темы “Музыкально-образовательная деятельность” студенты должны иметь чёткие представления о содержании знаний о музыке общего и специального характера. Познают, что знания о музыке влияют на развитие личности – любознательности, познавательных интересов и потребностей. Музыкально – образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества, ритмике. Каждый студент должен стремится разработать целую систему интересных концертов-бесед, занятий познавательного характера, составить конспект придумать различные варианты игровых мотиваций. В творческой деятельности решаются различные проблемы. Таким образом, использование различных форм обучения и применение творческих методов положительно влияет на совершенствование профессиональных качеств будущих преподавателей.