Проблема развлекательной музыки.

Тумлерт Галина Святославовна

Проблема развлекательной музыки.

 

Среди проблем сегодняшнего дня, связанных с музыкальным воспитанием детей и молодежи, педагогов многих стран мира волнует проблема развлекательной (в основном эстрадной) музыки и того места, которое эта музыка занимает в жизни юных поколений. В чем же заключается сама проблема?

Интерес детей и молодежи к легкой развлекательной музыке – явление само по себе очень естественное. Этот интерес вызван желанием повеселиться, потанцевать и не быть скучными. И если любовь и тяга к современной эстрадной музыке существует параллельно с другими увлечениями, то проблемы в этом нет никакой. Она возникает лишь тогда, когда обстоятельства или чьи- либо сознательные действия оборачивают любовь к развлекательной музыке против других важных интересов и потребностей, раздувая и эксплуатируя стремление молодежи к веселью и беззаботности.

В наше время развлекательная музыка (в первую очередь эстрадная) звучит практически везде: в квартирах, в учебных заведениях, в автобусах, на рынках и даже на рабочих местах. Включив телевизор или радиоприемник, обязательно услышишь одни и те же «раскручиваемые» произведения, так называемые «хиты». Очень часто эти «хиты» исполняются бездарными и безнравственными певцами, которые, навязывая обществу свои произведения, часто даже не имеют ни музыкальных данных, ни музыкального образования. К тому же, они совершенно не имеют представления о настоящем, великом искусстве.

Искусство – богатейший мир. Оно способно и увлекать человека, и развлекать. Увлечь можно только глубокими мыслями и глубокими чувствами. Развлечь же можно чем угодно, любым пустячком. Подлинное искусство неподвластно влиянию времени, оно способно жить веками, как до сих пор живут великие творения И. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, П. Чайковского и др. Развлекательная музыка, как правило, подчиняется гибким законам моды. Жизнь даже самых удачных эстрадных хитов измеряется годами, а иногда и месяцами. Они быстро приедаются, вызывая потребность в чем- то новом, возможно, более развлекательном.

Попав под власть эстрадной музыки, современные дети и подростки с нетерпением ждут у экранов своих телевизоров очередного выпуска музыкального шоу «Фабрика звезд» или «Народный артист». Потребность в легкой развлекательной музыке становится для некоторых из них единственной отдушиной и средством развлечения. Таким образом, тяга к эстрадной музыке ведет к пресыщенности, умерщвляя все эстетические идеалы и потребности. Формируется тип человека, не способного к активному, творческому восприятию настоящего искусства, не испытывающего никаких глубоких чувств. Развлекаться! Только развлекаться! Любым способом! Естественная потребность нормального человека в развлечении и, соответственно, в развлекательной музыке превращается в непроходимую пропасть, отделяющую его от подлинных эстетических ценностей, от настоящего искусства.

Для того, чтобы не возникла «непроходимая пропасть» между настоящим, великим искусством и современной легкой развлекательной музыкой, наше государство должно направлять немалые усилия на то, чтобы с детского сада до последнего класса школы дети находились в руках творчески мыслящих и творчески преподающих педагогов, способных научить не только любить и понимать музыку (особенно классическую), но и правильно ее воспринимать, понимать ее язык.

Можно ли научиться понимать язык музыки в том же смысле, как мы понимаем язык литературы или конкретные образы живописи?

Для того, чтобы должным образом воспринять смысл музыки, следует ясно отдавать себе отчет в том, какова специфика этого искусства, каким способом музыкальные звуки отображают нашу жизнь. Отличие музыки от других видов искусств заключается в том, что ее выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи, театра или кино. Язык точных понятий ей чужд. Музыка оперирует чисто эмоциональными способами воздействия на слушателей, обращаясь к чувствам и настроениям людей. В кинофильмах или спектаклях часто бывают моменты, когда героя охватывает волна сильного чувства. Герой, умолкая, погружается в свой внутренний мир, а на первый план выступает музыка, передавая без всяких слов глубину его переживания. Именно в этом проникновении в душу человека заключается особая сила и очарование музыки.

Музыка, как и любое другое искусство, есть особая форма отражения реальной действительности. Любовь и ненависть, счастье и горе человека – все это находит своеобразное претворение в музыке. Талантливый композитор как бы переплавляет конкретные жизненные впечатления в мир музыкальных образов, «рисуемых» различными звуковыми сочетаниями. Слушая музыку, не следует непременно искать в ней прямую звуковую копию каких- либо жизненных явлений. Неверно также ставить знак равенства между языком музыки и литературным языком. Инструментальная музыка, в отличие от литературного языка, не способна выражать точные понятия. Зато она может с огромной силой передавать различные состояния человеческой души. «Если бы все, что происходит в душе человека, можно было бы передать словами, музыки не было бы на свете», - говорил великий музыкант П.И. Чайковский.