Роль музыкального искусства в процессе формирования личности

Тумлерт Галина Святославовна

Роль музыкального искусства в процессе формирования личности

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе, т.к. она влияет на интеллектуальное развитие человека, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Чайковского, Глинки способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь услышать. Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование эффективно проходит в разных видах музыкально-художественной деятельности. Творческую личность необходимо воспитывать с детского возраста, используя для этого все резервы педагогического воздействия, новые формы занятий для управления музыкально-эстетическим развитием детей. В связи с возрастающими требованиями к воспитанию и обучению подрастающего поколения улучшается работа педагогов всех направлений и учебных заведений. Они должны не только формировать у молодого поколения определенный объем знаний и умений, но всемерно развивать их познавательную деятельность, интерес к окружающей действительности, самостоятельность и творческую активность в художественно-речевой, изобразительной, музыкальной, театрально-игровой деятельности.

Поэтому, в настоящее время необходимо значительное улучшение эстетического и художественного воспитания студентов. У них необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умения, понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Это во многом зависит от педагогов, от их квалификации, умелого руководства студентами. Методика музыкального воспитания является одним из предметов, подготавливающих будущих преподавателей к осуществлению основной цели музыкального воспитания  – воспитание культурного слушателя - человека, который умеет разбираться во всем многообразии музыкального искусства, умеет слушать и слышать музыку.

 Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости на уроках эстетического цикла создают фундамент музыкальной культуры студентов. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одарит не всякого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться.

 Как заставить душу трудится? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство - естественной необходимой частью жизни?

 Творчески развитый человек будет работать вдохновенно, с фантазией, с любовью к своей профессии. И с ним обязательно будет интереснее жить. Все люди разные, но в каждом человеке природа заложила свой дар. Творчество - словно золотой ключик открывается на радость всем нам. Творчество – это специфичная деятельность, анализ его влияния на личность и проявления волновали умы многих ученых – В.И. Андреева, Н.А. Бердяева, А. Камю, П.М. Якобсона.

 Особое место отводится музыкально-практической деятельности, т.е. нацеленности на собственную музыкальную практику студентов. Для успешного развития музыкального творчества методика занятий по музыке должна представлять собой систему творческих заданий, целостно развивающих личность в спектре композиторской, вокальной, исследовательской и других видов деятельности. Смысловая значимость личностных качеств для будущих  музыкантов изучалась на основе исследований Г.М. Цыпина, Э.Б. Абдуллина, Б.М. Целковникова, А.И. Щербаковой, Л.С. Майковской. На практических занятиях необходимо постоянно устанавливать связь между теорией и практикой. На уроках можно использовать различные самостоятельные задания, которые способствуют завершению изучения теоретического материала и требуют от студентов целого ряда практических умений, навыков и творческой деятельности. Систематически развиваются музыкальные способности студентов, расширяется их музыкальный кругозор. Если,

• при разработке конспектов комплексных музыкальных занятий проявляется творческий подход каждого студента;

• обобщены цели, интегрируемые в комплексном занятии художественных ценностей;

• отбор учебного материала для комплексного занятия с точки зрения его доступности, наглядности, жизненности;

• обеспечение образовательной, развивающей и воспитывающей функции педагогического процесса.

В серию занятий последовательно включаются задания по самостоятельному слушанию музыки великих мастеров, даются конкретные советы по организации восприятия музыки, что помогает студентам проводить занятия музыки на практике.

Преподаватель на уроке должен:

• систематически развивать музыкальные способности студентов, расширять их музыкальный кругозор. Знакомить с произведениями казахских, русских, зарубежных композиторов, с народной музыкой разных народов.

• развивать исполнительские навыки студентов, способность к интерпретированию музыкальных произведений,

• развивать осознанность исполнения на основе содержательного анализа и оценки музыкального произведения, включающего словесную характеристику.

• Формировать умение самостоятельного ознакомления, разучивания и исполнения музыкальных произведений.

 Творческий поиск успешно реализуется в практической деятельности. Рефлексивный анализ позволяет оценить каждому студенту степень творческой активности на данном этапе.

 Музыкально – эстетическое сознание формируется в различных видах музыкальной деятельности – восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности. Общеизвестно, что основой музыкального воспитания является восприятие произведений музыкального искусства. Слушание музыки должно осуществляться с учетом особенностей психологии восприятия произведений музыкального искусства и возрастных особенностей мышления слушателей. Развитие музыкального восприятия, эмоциональных реакций обеспечивается использованием игровых приемов, применением сочетания словесных и наглядных методов. Одним из наиболее эффективных средств развития музыкальной культуры является игровая музыкальная деятельность, поскольку сама природа музыкального искусства, сопровождаемого игру, способствует установлению несловесного общения, а ситуативная деятельность, возникающая в ходе ее, как правило, вынуждает к словесному общению. Таким образом, музыкальную игровую деятельность, регулярно используемую в процессе музыкального воспитания студентов можно разделить на два основных направления, соответственно двум задачам учебно-воспитательного процесса:

1) музыкально-педагогическое направление игровой деятельности, включающее в себя музыкально-дидактические, музыкально-ритмические игры и игру на детских музыкальных инструментах;

2) музыкально-терапевтическое направление игровой деятельности, состоящее из медитативных, психотерапевтических, интерактивных и ассоциативных игр.

На основе результатов практической деятельности можно сделать вывод, что в играх музыкально-педагогического направления игровой деятельности музыка имеет ведущее значение. Цель ее исходит из задач познания основ музыкального искусства и звуковой речи. В играх музыкально-терапевтического направления музыка выполняет второстепенную роль и используется в качестве звукового ряда, способствующего созданию воображаемой ситуации для несловесного общения. Эти игры призваны воздействовать на эмоциональную сферу слушателя. Сочетание различных по ладовым и темповым показателям фрагментов произведений музыкального искусства, и параллельное звучание с игровой деятельностью позволяет создать атмосферу добра и спокойствия, изменить настроение слушателя. Например, в ходе многолетней исследовательской совместной деятельности преподавателя и студентов удалось доказать, что созданные таким образом тонизирующие и успокаивающие программы способны параллельно со словесным общением в ходе игры воздействовать на психоэмоциональное состояние слушателя. Игровая деятельность реализует задачу более успешной адаптации к той или иной жизненной ситуации. При этом цель преподавателя видится не только в подборе к игре соответствующего музыкального фона, но и в создании атмосферы взаимопонимания на основе приобщения к выполнению творческих заданий. Обязательным условием создания такой атмосферы является непосредственное его участие в самом процессе игры и последующей рефлексии. Необходимо отметить важность его включения особенно на первых этапах работы в данном направлении. Преподаватель должен уметь первым высказать свои мысли и переживания показать собственную эмоциональную открытость. Использование направлений игровой деятельности в музыкальном учебно-воспитательном процессе студентов позволяет решить многие задачи музыкального воспитания.

- осознание значимости музыкального искусства в процессе становления личностных качеств;

- овладение способами саморегуляции собственного поведения (использование музыкального искусства в качестве профилактики последствий стрессовых ситуаций, в том числе повышение тревожности, агрессивности, эмоциональной возбудимости, совершенствование навыков общения и проявления толерантности);

- формирование основ профессиональной культуры студента, в том числе таких ее качеств как представление о профессиональном идеале, путях и средствах его достижения, чувствах профессиональной ответственности, чести и гордости, социальной значимости педагогического труда, а также таких качеств личности как нравственность, честность, порядочность, чувство патриотизма, организаторские способности, креативность, стремление довести начатое дело до конца, оптимизм и др.

Таким образом, многолетний опыт работы подтверждает мнение исследователей о неограниченных возможностях восприятия музыкального искусства. Оно может выступать как средство формирования музыкального опыта, музыкальной грамотности, развития музыкально-творческих способностей, отвлекать от беспокоящих мыслей, являться средством успокоения, борьбы с переутомлением, являться средством профилактики неврозов.

 Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально - ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, через театрализованную деятельность. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства Новизной процесса организации игровой музыкальной деятельности является сочетание достижений психологии, музыкальной психологии, музыкальной педагогики и музыкальной психотерапии. Преподаватель музыкальных дисциплин педагогического учебного заведения должен не только заботиться о сумме знаний своих воспитанников, но и стремиться к расширению мира их чувств, эмоциональному обогащению. Хочется надеяться, что, поверив в значимость мирового музыкального искусства, будущие преподаватели будут заниматься самообразованием, и у них появится стимул продолжать формировать собственную музыкальную культуру.