юю

Бардин Сергей Дмитриевич

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplom_09_04_2021_1.docx65.35 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Бардин Сергей Дмитриевич

УЧАСТИЕ В ТВОРЧЕСКОМ КОНКУРСЕ «ЮНЫЕ МАЭСТРО» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ)

ВКР допущена к защите

Специальность: 53.02.01

«_____» июня 2021 г.

Музыкальное образование

Заместитель директора по НМР

Курс: 4, группа: 40

____________ / Анищенко И.Л.

Руководитель: Валах С.В.,

преподаватель МДК 03.03

ВКР защищена

Музыкально –инструментальный класс  

с оценкой___________________

высшей квалификационной категории

«_____»  июня 2021 г.

Рецензент: Седлецкая И.К.,

преподаватель МДК 03.03 Хоровой класс

Председатель ГЭК:

и управление хором

_______________ /

высшей квалификационной категории

Члены ГЭК:

_______________ /

_______________ /

_______________ /

Челябинск, 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Общая характеристика понятий «конкурс», «творческий конкурс»

7

  1. Понятие «музыкально – творческие» способности

1.3. Значимость концертной, конкурсной деятельности для участников конкурсов

13

1.4. Технология организации детских творческих конкурсов

20

Выводы по 1 главе

29

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО КОНКУРСА «ЮНЫЕ МАЭСТРО»

2.1. Подходы к разработке детского творческого конкурса

«Юные МАЭСТРО»

30

 2.2. Организационно-методическое сопровождение детского

творческого конкурса для развития музыкально-творческих способностей

33

2.3. Ход и результаты проведения детского творческого конкурса «Юные МАЭСТРО»

35

Выводы по 2 главе

40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

42

  1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Творческое развитие детей во все времена было важным вопросом, которому уделяло внимание абсолютное большинство педагогов. Они постоянно придумывали и продолжают придумывать новые средства, приёмы и методы, с помощью которых можно решить эту проблему.

С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенок еще только вступает на первую образовательную ступень и не знает, что для него важно, какова цель его обучения, что может и умеет делать лично он. Поэтому на сегодняшний день творческое развитие школьников в дополнительном образовании, а именно развитие музыкально- творческих способностей, становится актуальным в качестве условия для их самореализации. А это значит, что основной упор должен быть не просто на развитии творческих способностей детей, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и своих возможностей.

Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в школе является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В результате опытным путем определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.

Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся, так и педагогов. Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими детьми в соревновательной форме.

Актуальность исследуемой темы подтверждается тем, что творчество, как часть нашей общенациональной культуры является уникальным и самобытным. Традиции народного искусства – песни, танцы, прикладное творчество, передаются из поколения в поколение. И в настоящее время интерес к любительскому художественному творчеству не ослабевает. Этот вид деятельности помогает людям самореализовать свои музыкально-творческие способности в сферах отличных от своей основной профессиональной деятельности. Участвовать в творческом конкурсе – это один из самых эффективных способов демонстрации своих достижений. Растет разнообразие, количество и расширяется география конкурсов. Детские конкурсы, кинофестивали, литературные, студенческие, театральные, музыкальные, кулинарные, фестивали науки – это далеко не полный перечень существующих конкурсов.

Проведение самых различных конкурсов прочно вошло в современную культурную жизнь Российской Федерации, что актуализировало формирование новых моделей их проведения, финансирования, механизмов взаимодействия с органами управления культурой, потенциальными спонсорами и средствами массовой информации.

Организация конкурсов имеет огромное значение для сохранения единого культурного пространства страны. Для коллективов художественной самодеятельности, учреждений дополнительного образования, в том числе и для музыкальных школ – это в настоящее время едва ли не единственная возможность выступить за пределами своего города, района, села.

Противоречие между большой ролью творческих конкурсов как одного из направлений развития музыкально-творческих способностей и малым количеством доступных для участия конкурсов.

Проблема исследования заключается в недостатке доступных детских творческих конкурсов для развития музыкально – творческих способностей школьников.

На основании актуальности проблемы исследования нами определена тема исследования: «Участие в детском творческом конкурсе «Юные МАЭСТРО» как средство развития музыкально – творческих способностей школьников».

Исходя из проблем исследования, нами была поставлена цель исследования: теоретически изучить технологию организации творческих конкурсов и провести детский творческий конкурс «Юные МАЭСТРО».

Объект исследования: процесс внеклассной работы.

Предмет исследования: создание и проведение детского творческого конкурса и создание методического сборника по организации творческого конкурса для детей.

В основу исследования была выдвинута следующая гипотеза: формирование музыкально-творческих способностей будет происходить успешно, если участвовать в творческих конкурсах.

Для достижения поставленной цели в работе были определены задачи исследования:

  1. Уточнить сущность понятий «конкурс», «Музыкально-творческие способности»
  2. Изучить технологию организации творческого конкурса;
  3. Рассмотреть значимость концертной деятельности для участников конкурса;
  4. Разработать положение творческого конкурса;
  5. Приступить к практической части апробации путём проведения творческого конкурса «Юные МАЭСТРО», направленного на развитие музыкально-творческих способностей;
  6. Провести контрольную беседу с руководителями участников конкурса, на основе полученных данных сделать вывод о целесообразности проделанной работы
  7. Создать буклет по итогам творческого конкурса «Юные МАЭСТРО»

Практическая значимость исследования заключается:

  1. в обобщении теоретического материала по проблеме исследования;
  2. Проведение конкурса
  3. в разработке методического сборника.

При выполнении нашей работы были использованы следующие методы исследования: 

  1. теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация;
  2. эмпирические: наблюдение, тестирование, опрос, апробация.

Структура выпускной квалификационной работы:
1. Титульный лист,
2. Оглавление,

3. Введение,
4. Основная часть,
5. Заключение,
6. Библиографический список,

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСОВ

1.1. Общая характеристика понятий «конкурс», «творческий конкурс»

Что же такое конкурс? Толковый словарь С.И. Ожегова трактует понятие «конкурс» как - соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы [12].

Современная энциклопедия дает такое понятие конкурса-состязание для выявления наилучших из числа участников, представленных работ и т.п.

Музыкальный словарь понятие «конкурс» представляет так: от латинского слова «concursus» - столкновение. В музыке, и вообще в искусстве, так называют творческое соревнование.

Конкурс – всегда состязание, столкновение, борьба; оживление и проявление инициативы, выдумки и изобретательности; проявление массовости и мастерства, демонстрация лучших качеств участников, их знаний, умений и навыков. Конкурс – исключительно вариативная форма, используемая в самых неожиданных ситуациях, возникающих в процессе культурно-досуговой деятельности. Конкурс имеет свои правила и условия, зафиксированные в «Положении о конкурсе» [8].

Конкурс может быть открытым, закрытым или заказным. Открытый конкурс проводится без ограничения количества участников, профессиональный уровень которых соответствует требованиям, установленным условиями конкурса. Закрытый конкурс проводится путем приглашения конкретных участников или их отбора на условиях, установленных организатором конкурса.

Заказной конкурс проводится в форме закрытого конкурса с заказом проектов на договорной основе. Одновременное проведение на одну тему закрытого (заказного) и открытого конкурса не допускается. Конкурсы всех видов предусматривают установление премий их победителям. Конкурсы всех видов могут состоять из одного или двух туров, что определяется условиями конкурса. Количество проектов, авторы которых допускаются к участию во втором туре, определяется в условиях конкурса [3].

Любой, даже самый продолжительный конкурс, имеет четкие календарные сроки его проведения. Конкурсные мероприятия проводятся в единстве заранее установленного пространства страны, региона, города, концертного или театрального зала. конкурс как культурная акция предполагает наличие своей аудитории, на которую ориентирована его художественная концепция.

Конкурс как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения, отличного от репертуара стационарных коллективов. Основная задача конкурса - внести свежую струю в культурную жизнь страны, региона, города, создать максимально широкое поле притяжения как для профессионалов в области театра и музыки, так и для рядовых зрителей и слушателей.

По своим масштабам и географии конкурсы бывают: Всемирные, Международные, Республиканские, Областные (краевые), районные, региональные. Конкурсы которые проводятся регулярно имеют свою эмблему, гимн и символику. В связи с его проведением издаются тематические плакаты, изготавливаются значки, сувениры. Участникам и победителям вручаются дипломы, грамоты, ценные призы.

Мы так много уже узнали о конкурсе, но существует разновидность конкурса, это конкурс-фестиваль, что же такое фестиваль? Фестиваль - это массовое празднество, включающее в себя показ, смотр каких- либо видов искусства [9].

Конкурсы-фестивали, ставшие популярными в последнее время и значительно обновившие современную конкурсную практику, больше отвечают культурно-образовательным потребностям общества. Это - отличные стартовые площадки для школьников, они вовлекают в конкурсный процесс большее количество участников и педагогов, чем традиционные, «академические», конкурсы, служат хорошим дополнением к учебному процессу.

Исполнительские конкурсы-фестивали осуществляют комплексную программу, в которую заложен широкий спектр музыкально-образовательных, художественно-творческих, педагогических и психологических проблем.  Главная направленность такой программы - развитие творческой личности учащихся. Не менее важно вовлечение в этот процесс родителей, которые не всегда верно понимают цели и смысл соревнования юных исполнителей, а в русле конкурса-фестиваля естественно вовлекаются в дело художественного воспитания ребенка [8].

Организация и проведение конкурсов художественного творчества являются необходимым для общества механизмом, с помощью которого осуществляется оценка художественной ценности и значимости целенаправленной деятельности человека в области искусства в определенный момент развития общества.

Для успешной организации и проведения конкурсных программ, необходимо знать не только методику организации, а также их классификацию по видам, жанра и масштабу их проведения [14].

Анализируя современную литературу и периодические издания по вопросу организации и проведения конкурсов, их особенностей в характеристике, примеров конкурсов, проводимых в городе, стране и в мире мы выделили несколько видов конкурсов, которые представили в Таблице 1.

Таблица 1 - Разновидности конкурсов

Вид конкурса

характеристика

примеры

Т

е

л

е

в

и

з

и

о

н

н

ы

й

Главной особенностью которого является трансляция всех туров конкурса по телевидению, что позволяет охватить большое количество зрителей, которые выступают во многих программах в роли жюри.  

Телевизионный конкурс «Песня года» - это фестиваль вокальной эстрады, проводимый ежегодно в два тура: отборочный тур проходит в течение года в виде телепередач: финал - гала-концерт, на котором представлены лучшие песни, по мнению телезрителей, из прозвучавших в отборочном туре. Присуждается звание Лауреата фестиваля исполнителю песни, композитору и поэту. Также телевизионным конкурсом является «Утренняя звезда», в которой принимают участие дети и подростки. Конкурсной программой предусмотрено участие в двух номинациях: вокальный жанр и хореография. Каждая номинация делится на две возрастные категории: первая - до 14 лет, вторая - от 15 лет и старше. Конкурс проходит в несколько этапов: сначала в регионах проходят отборочные туры, затем лучшие ребята выступают в четверть финале, полуфинале и в финале. В жюри конкурса входят специалисты и гости программы. Существует специальный приз зрительских симпатий. Победители награждаются ценными подарками и им присуждается звание Лауреата «Славянский базар», «Евровидение» и др.

К

у

р

о

р

т

н

ы

й

Наиболее характерен для вокальных жанров и кинематографа. При существенных затратах на организацию и проведение конкурсных программ, такие конкурсы несут большие доходы в казну города, в котором проводится фестиваль, а также в фонд конкурса

Курортными являются международный конкурс песни в Сан-Ремо, конкурс песни в Юрмале, а так же ряд киноконкурсов (например, в Каннах, в Сочи). «Кинотавр» начал свое существование одиннадцать лет назад в г. Сочи. В программу фестиваля входят: конкурс российских фильмов, конкурс «Дебют – Кинотавр», спецпоказы популярных зарубежных фильмов, проводятся различные обсуждения и пресс-конференции, презентации кинопроектов, концертные программы и внутренние конкурсы. В рамках фестиваля седьмой год проводится международный кинофестиваль. На фестивале работает экспертный совет, который отбирает фильмы на фестиваль, и высокопрофессиональное жюри под председательством Игоря Массленикова. Конкурс проходит по следующим номинациям: лучший «Анимационный фильм», лучший

Продолжение таблицы 1 - Разновидности конкурсов

Вид конкурса

характеристика

примеры

«Документальный фильм», лучший игровой фильм (лучшая женская роль, лучшая мужская роль), лучшая музыка к фильму. Победителям присуждается Гран-при фестиваля - «Золотая роза», существуют специальный приз жюри и приз «Надежда Кинотавра».

А

л

ь

т

е

р

н

а

т

и

в

н

ы

й

На современном этапе выделяют новый вид конкурсов   альтернативных направлений, таких как брейк-данс, панк-рок, хип-хоп и др. Организаторами таких фестивалей являются сами творческие объединения, финансируются они частично за счет самих участников и на средства спонсоров.

Подобный международный фестиваль рок - музыкантов состоялся в Рио-де-Жанейро в феврале 2009 года, в нем приняло участие более 1000 рок-исполнителей.[14]

Классифицировать конкурсы можно по-разному. В соответствии с рисунком 1 представлено деление.

Рисунок 1 - «Классификация участников конкурсов»

Также конкурсы делятся по количеству этапов:

Одноэтапные

Двуэтапные

Более двух этапов

Большое значение также имеет критерий масштаба мероприятия. Они делятся на :

Городской

Окружной

Областной, краевой

Региональный

Всероссийский

Международный

В рамках области конкурс разбивается на этапы:

I – городской,

II – зональный,

III – областной.

Всероссийский и региональный конкурс проходит по регионам. В рамках города проводится конкурс по районам, а затем общегородской. Конкурсы по масштабу проводятся также, как и фестивали: районные, городские, областные, краевые, республиканские, международные.

Конкурсы охватывают все виды и жанры искусства. Под видами искусства понимаются особые области художественной деятельности, отличающиеся по тому, какие стороны жизни они отражают, по материалу и характеру художественной образности, а также способу удовлетворения эстетической потребности. Для подготовки конкурсных программ необходимо точное представление о всех видах и основных жанрах художественного творчества[10].

Изобразительное искусство – это искусство создающее осязаемое и наглядное изображение мира в пространстве или на плоскости, воспринимаемое зрением. К изобразительному искусству относят живопись, графику, монументальное и декоративно-прикладное творчество: живопись – вид изобразительного искусства, в котором предметы и явления изображаются при помощи красок на какой-либо поверхности. Основными жанрами живописи являются: пейзаж, натюрморт, портрет, тематическая картина (историческая, батальная, жанрово-бытовая), анималистический жанр (изображение животных, птиц), миниатюра – произведения искусства малого размера с особой тщательностью исполнения; скульптура – искусство, главной задачей которого является создание объемного, физически трехмерного изображения предмета. Скульптура делится на круглую и рельеф, то есть такую, которая располагает выпуклое изображение на плоскости. Жанрами в скульптуре являются: портретный, исторический, орнаментальный, анималистический. В этом виде и изобразительного искусства проводятся фестивали и конкурсы, хотя они проходят реже из-за больших материальных затрат.

Графика – вид искусства, основывающийся на искусстве рисунка, рисунок имеет самостоятельное значение. Цвет играет здесь подчиненную роль, однотонный же рисунок (линия, штрих, пятно, светотень) - основную. Различают станковую графику, когда произведение играет самостоятельную роль, подобно картине или скульптуре, книжно-газетную графику, промышленную и прикладную графику [18].

К монументальному искусству относятся произведения изобразительного искусства, находящиеся в органической связи с архитектурой, а также с окружающей эти произведения природой, но обладающие самостоятельной художественной жизнью. Для произведений монументального искусства характерны широкие обобщения, крупны формы. Оно включает монументальную живопись и скульптуру (росписи стен и сводов. мозаика, витражи, диорамно-панорамные произведения и другое). Монументальная скульптура имеет следующие разновидности: памятники, монументы, скульптурно-архитектурные ансамбли.

Киноискусство (фотоискусство) принадлежит к числу пространственно-временных, звукозрительных искусств. Фотографическое по своей природе, оно создает образ мира на основе монтажно-построенного ряда киноизображений. Существует четыре вида кинематографа: художественный, документальный, в научно-популярный и мультипликационный (графический - рисованный и объемный - кукольный).

Литература – вид искусства, основывающийся на словесном творчестве, специфический способ художественно-образного познания мира. Главным выразительным средством литературы является слово. Существует четыре основные вида литературы: поэзия, проза, журналистика и мемуаристика. Поскольку сфера словесного языка почти безгранична, возможности художественного охвата жизненных явлений в литературе особенно широки.

Театр – вид зрелищного искусства. В нем сочетаются возможности искусств, рассчитанных как на зрителя, так и на слуховое восприятие. Существует несколько видов театра: драматический, музыкальный (оперы, оперетты, балетный), пантомимы, театр кукол, масок, театр малых форм, театр юного зрителя, театр теней и другие. Театральные жанры: чистые – трагедия, драма, комедия; смешанные – трагикомедия, мелодрама. Театр -искусство синтетическое, соприкасающееся с другими искусствами, использующее их выразительные средства и технику.

Музыка – вид искусства, сущность которого состоит в отражении жизни, воплощении идей и чувств человека в музыкальных образах, посредством музыкального звука – плод человеческой деятельности сознания, развития художественной культуры.

Музыкальный жанр отражает характер жизненных связей, преобразует их в музыкальное содержание, оно приобретает в музыкальном произведении законченное конструктивное оформление – музыкальную форму, которая имеет две функции: организацию материала и организацию восприятия сочинения. Древние музыкальные жанры были непосредственно связаны с потребностями труда и быта. Хороводы, обрядовые танцы и шествия, заклинания, колыбельные, лирические и свадебные песни, траурные причитания определялись наиболее значимыми событиями.

Музыка имеет большое разнообразие направлений, видов и жанров, поэтому музыкальные конкурсы являются самыми распространенными среди других видов искусства.

Хоровому искусству посвящено много конкурсов. Регулярно проходит Всероссийский конкурс любительских академических хоров «Поющая Россия». Его организаторами являются Министерство культуры РФ и ГРДНТ. В конкурсе участвуют хоровые коллективы всех ведомств и всех типов: смешанные хоры, однородные хоры, ансамбли. Конкурс проходит в три тура: первый тур – в республиках, краях, областях; второй тур -региональные конкурсы; заключительный тур – в Москве. Цель конкурса – содействие развитию хорового искусства России, повышение исполнительского мастерства любителей хоров, обогащение репертуара произведениями отечественной и зарубежной музыки, яркими образцами народного творчества.

Хореография – это искусство, образно отражающее чувства, идеи, явления и события человеческой жизни, посредством танца (определенных телодвижений), основанного на пространственно-временных характеристиках. Видами хореографии являются балет, его жанры: танец, шествие, марш; спортивно-бальные: вальс, канкан, румба, фокстрот и другие; народные: чечетка, гавот, жига, национальные и другие; эстрадные танцы соответствуют направлениям в музыке, такие как реп, рок-н-ролл. Народная культура явилась истоком возникновения различных жанров, которые впитали народные обряды и традиции разных народов.

Конкурсы по хореографии обычно проводятся отдельно по видам и жанрам этого искусства, а фестивали охватывают все виды.

Отдельно проходят соревнования по спортивно-бальным танцам, как правило, они называются чемпионатами.

Отдельным видом самодеятельного художественного творчества принято считать агитационно-художественные бригады, в настоящее время они называются театром малых форм. В этом виде творчества жанры заимствованы из других видов искусства, например, жанр самодеятельной песни, пантомимы и другие жанры. Театральная эстрада – русское сценическое явление, имеющее национальные традиции, вполне вписывающееся в нашу современность. Обычно фестивали охватывают все виды и жанры художественного творчества, а конкурсы проводятся в одном виде и жанре искусства по нескольким номинациям [19].

1.2. Понятие «музыкально – творческие» способности

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь раскрыть их и развить.

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение:

«Способности - это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике», - писал Б.М. Теплов. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов. В понятие «способности» по его мысли, заключено три идеи.

Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, понятие «способности» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Различают общие умственные способности - развитая память, совершенная речь, точность ручных движений и специальные способности, например, интересующие нас, музыкальные.

В музыкальной педагогике существует ряд теоретических и экспериментальных работ, где дается высокая оценка воспитательному значению творчества.

Б.М. Теплов считал, что любое творчество ребенка связано, прежде всего, с эмоциональным откликом на музыку, и оно чрезвычайно полезно в период начального обучения, когда закладываются основы ценностного отношения к музыке.

Что же такое «музыкально-творческие» способности? Музыкальные способности – часть общих способностей. Они определяют успехи в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки определенного рода (в нашем случае - музыкальные) и их развитие.

Музыкально – творческими способностями называют способности, связанные с творческой деятельностью ребёнка в области музыки. Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, педагогу необходимо следующее: отбирать такой музыкальный материал для урока, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям; использовать приёмы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринуждённости; выбирать приёмы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности учащихся, различными способами импровизировать; разрабатывать и ставить наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы.

Ладовое чувство или эмоциональный перцептивный компонент музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единение с ощущением музыкальной высоты, то есть высоты отчленённой от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление - любовь и интерес к слушанию музыки.

Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающая звуковысотные движения.

Способность к слуховому представлению совместно с ладовым лежит в основе гармоничного слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

Музыкальная память — это сложный процесс преобразования сенсорного и перцептивного материала, полученного органами чувств. Она активно включается во все познавательные процесса и все проявления психики: внимание, ощущение, восприятие, представление, мышление, входит в такие сложнейшие структуры личности, как темперамент, характер и способности. Содержанием музыкальной памяти, так же как и в других видах деятельности, является накопление, сохранение и использование индивидуального музыкального опыта, который оказывает решающее воздействие на формирование личности музыканта и непрерывное его развитие.

Память человека - это сложный процесс отбора и переработки огромного количества внешних воздействий, впечатлений, собственных усилий и переживаний, направляемые потребностями, мотивами и интересами для осуществления настоящей и планируемой деятельности.

Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний - это лежит в основе музыкальной отзывчивости на музыку, многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которую одновременно включается школьник, выступает одним из условий комплексного и разностороннего развития его способности.

В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения.

Музыкальные способности определяются современной психологией и педагогической как специфическая форма познавательных способностей, которые проявляются в особой духовной деятельности человека (Б. М. Теплов, Г. С. Тарасов, Э. Б. Абдуллин и др.). Способности эти рассматриваются в двух аспектах – как способности к восприятию интонационно – образной, эмоциональной сферы музыки и как способности к ориентированию в её «акустической картине».

В самом процессе музыкальной деятельности эти проявления способностей неразрывно связаны: «повышенная эмоциональная отзывчивость на музыку…образует склонность, влекущую за собой развитие слухомоторных способностей, а вместе с ними – музыкального слуха и чувства ритма». Развивающиеся музыкальные способности позволяют человеку более тонко чувствовать красоту, выразительность музыки, воспринимать в ней определённое художественное содержание и воспроизводить в своём исполнении.

Полноценное музыкальное развитие (восприятие, исполнение, творчество) требует от человека не только высокоорганизованных специальных способностей, но и высокого уровня общего развития, богатой эмоциональной культуры, тонкой наблюдательности творческого воображения. В современных психолого- педагогических исследованиях (З. А. Ринкявичус, Г. С. Тарасов, В. И. Муцмахер, Г. М. Цыпин, А. Г. Каузова, А. Н. Николаева) музыкальное развитие ученика трактуется значительно шире развития его специальных способностей и на передний план выдвигаются задачи формирования личности ученика.

Проблема музыкально-творческих способностей подробно освещена в работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, В. Д. Шадрикова, Я. А. Пономарёва, А. Н. Лука, Д. Кирнарской и других. В современной психологии под способностями принято понимать совокупность функциональных свойств (качеств) системы, проявляющихся в эффективной реализации конкретной деятельности.

В настоящее время ряд исследований (Г. С. Тарасов, И. В. Тихомиров) выявляют связь между музыкальными и общими умственными способностями, некоторые (Д. К. Кирнарской) посвящены теоретическому анализу и обоснованию различного рода сочетаний способностей, в частности, музыкальных с языковым, основанных на сходстве словесного и музыкального языка. Особое внимание у этих авторов уделяется общетворческим, общехудожественным моментам, развитию музыкально - образного мышления и воображения.

В работах Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, Г. С. Костюх, Г. С. Тарасова проанализирован подход к музыкальному восприятию как общему психологическому звену всех форм музыкальной деятельности, а также введения понятия культуры восприятия музыки, которая определяется как особая структурно - функциональная организация комплекса музыкальных способностей человека, обеспечивающая возможность понимать музыку адекватно замыслу композитора.

Развитие музыкальных способностей в практике музыкального образования можно понимать не только как формирование специальных, профессиональных навыков музицирования, но и как специфическое развитие общих способностей восприятия и ощущений, внимания и образной памяти, воображения и мышления, волевой регуляции, т. е. познавательных свойств личности. Анализируя разные виды музыкальной деятельности (слушание, творчество, исполнительство) учёные показывают, как реализуются в них принципы формирования музыкальных способностей (А. Л. Готсдинер, Л. Л. Бочкарёв, К. В. Тарасова и др.).

Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в школе является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В результате опытным путем определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.

Участие в конкурсах помогает ребенку формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов ученики могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими, узнать много нового. Творческие конкурсы объединяют обучающихся и педагогов, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно - ориентированного обучения

1.3.Общая характеристика понятия «конкурс»

Концертная деятельность является неотъемлемой частью внеклассной работы учащихся школы. Она оказывает благотворное влияние на развитие музыкально- эстетических вкусов, способствует развитию гармоничной личности, росту профессионализма и учащегося, и педагога [17].

Вообще, концертная и конкурсная деятельность является очень значимой для участников конкурса. Это – выявление творческого потенциала ученика, активное развитие и совершенствование его музыкальных, хореографических и ораторских способностей и навыков, расширение репертуара учащегося, укрепление его сценической выносливости. Конкурсы помогают открывать таланты, поощрять наиболее одарённых и способных детей, которые, возможно, последствии продолжат музыкальное образование и изберут искусство своей профессией[2]. Не секрет, что без высокой мотивации или устремленности к цели ни в одном трудном деле ничего не добьёшься. Творческую мотивацию психологи любят называть словом «drive», что в буквальном переводе означает «порыв, движение». Российские исследователи психологии творчества обнаружили, что при решении достаточно сложной, но доступной для большинства задачи, выигрывает не самый умный и не самый интеллектуальный, а тот, кто в состоянии зажечься проблемой, считать её успешное решение делом чести и даже осуществлением мечты. Благодаря подготовке и участию в конкурсном мероприятии ученики даже со средними данными при упорной подготовке, целеустремлённости, грамотном подборе программы и профессиональной педагогической работе могут добиться успехов, раскрыться и показать себя с самой лучшей стороны. После окончания конкурса у таких детей повышается самооценка, наблюдается творческий подъем в учёбе, появляется большое желание интенсивнее заниматься и намечается значительный прогресс.

Опыт показывает, что принимая участие в конкурсах у педагога, так же как и у ученика происходит качественный профессиональный рост. Каждый из них получает максимум впечатлений, информации, практического опыта [4]. В современной России подготовка ученика к участию в конкурсных состязаниях любого уровня – необходимое условие существования преподавателя и учащегося в социуме, возможность продолжения работы, получения званий, категорий.

Конкурсы служат средой сохранения традиций искусства в целом. Они дают возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга общения, получить новые впечатления от общения с коллегами, расширить во многих отношениях профессиональный кругозор, сравнить собственные достижения с успехами коллег их других учебных заведений[11].

1.4 Технология организации детских творческих конкурсов

Рассматривая технологический процесс организации творческих конкурсов, раскроем определение понятия «технология», которое дает нам В. В. Туев: «Технология —это специально организованная деятельность, которая представляет собой систему последовательно осуществляемых взаимосвязанных стадий (этапов), процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно, и способствует наиболее эффективному достижению поставленной цели» [8, с. 127]. Поскольку конкурсы относятся к видам культурно досуговых программ, то имеют, как и любая другая культурно-досуговая программа, в основе организации три фазы: до коммуникативную, коммуникативную и пост коммуникативную.

1. До коммуникативная фаза — определение темы программы, с учетом особенностей потенциальной аудитории, уточнение базовой модели, разработка конкурсных заданий, формирование драматургического замысла, организация оргкомитета, написание сценария, поиск спонсоров, составление сметы расходов, подбор членов жюри, уточнение критериев оценки, составление плана-графика репетиций.

2. Коммуникативная — сама программа.

3. Пост коммуникативная фаза — подведение итогов и анализ программы.

Каждая художественно-творческая конкурсная программа имеет свои специфические особенности.

Конкурс предполагает участие детей школ города Челябинска. Возрастная граница от 7 до 15 лет. В соответствии с направлениями деятельности объединений на сцене они представляют следующие жанры: вокал, танец, художественное слово.

Официальное руководство конкурсом осуществляет администрация учреждения. Непосредственным организатором, сценаристом и режиссером является педагог - организатор. Основная доля нагрузки ложится на творческую группу [5].

Отличительной особенностью конкурса является то, что для участия в нем творческие объединения в выборе репертуара не ограничиваются темой, которую обычно определяет Положение конкурса. Номера, подготовленные в течение учебного года, независимо от их темы, жанра, объединяются в соответствии с авторским замыслом, который возникает позже, чем выбор репертуара педагогами объединений. Это дает педагогам большую возможность свободы выбора темы в соответствии с образовательными программами, с особенностями детей, их творческими возможностями [13].

Остановимся на некоторых особенностях этапов создания конкурса. Отметим, что подготовительный этап или докоммуникативная фаза можно разделить на три раздела, которые соответствуют трем периодам в решении задач, проблем, практической подготовки.

1. В начале учебного года решаются организационные вопросы, направленные на решение перспективных задач. В этот период создается оргкомитет, утверждается положение, смета. Организатором начинается поиск сценарного замысла конкурса.

2. Второй период подготовительного этапа включает в себя задачи решения вопросов непосредственной практической подготовки конкурса. В соответствии с замыслом конкурса работает творческая группа, в составе которого художник-оформитель, звукорежиссер, педагог, который шьет костюмы. В основе деятельности данной группы – планы по подготовке мероприятия, которые предусматривают комплекс мероприятий по постановке конкурса. В этом периоде важно учесть все направления деятельности по подготовке конкурса. Необходимо разработать эскиз оформления сцены, создать фонограмму к сценарию, занять место в графике творческих мероприятий того учреждения, где будет проходить Конкурса; создать компетентное жюри, найти спонсоров, договориться об аренде костюмов. В этом периоде идет активная деятельность в объединениях: репетиции, создание новых костюмов, выдвижение родителей для награждения со сцены. На этом этапе создается завершенный сценарий [6].

3. Третий период подготовительного этапа – это решение разных задач и проблем накануне конкурса. В это время пересматриваются все пункты организационных дел оргкомитета, творческой группы. Выявляются и корректируются недочеты. Размещается реклама, оформляется сцена, приглашаются гости, готовятся награды, у звукорежиссера централизуются все музыкальные записи, видеоролики и т.д. В день конкурса на сцене разворачивается действие по созданному сценарию. Поэтому его участники не только готовят отдельные номера, они проникаются идеей конкурса, представляют себя на сцене как часть общего сюжета. Это обеспечивается благодаря репетиционно-постановочной работе по сценарию по точному графику.

В этот период разрабатывается план проведения конкурса. До мелочей прорабатываются все стороны проведения мероприятия [19].

Основной этап или коммуникативная фаза – это организация деятельности в день проведения конкурса. В этот день режиссер в первую очередь выполняет действия в соответствии со списком важных моментов и мелочей. Каждый, кто занят в творческой группе, (ответственные за звуковое оформление, за демонстрацию видеороликов и слайдов, за выход артистов на сцену и т.д.) имеет свою партитуру действий согласно сценарию. Все основные этапы действия по сценарию объединены в монтажном листе.

После проведения конкурса выявляются лучшие исполнители. Награждаются самые активные родители и самый творческий педагог учебного года, грамотами отмечаются победители и призеры в соответствии с критериями по отдельным номинациям, возрастным группам, прописанным в положении.

Завершающий этап или пост коммуникативная фаза  – это рефлексия его участников. Это представление победителей и участников на конкурсы разного уровня и анализ, и разработка перспектив конкурса.

Постановка конкурса предусмотрена для сцены со зрительным залом. Слайды, видеоролики, являющиеся фоном при исполнении номеров, проецируются на специальном экране. Звуковое оформление осуществляется способом воспроизведения записи через компьютер.

Особенностью создания конкурса является то, что его постановку можно осуществить в любом зале со сценой. Универсален сценарий и в том, что его замысел может использовать любой организатор, выстраивая собственный сюжет, включая в содержание собственный материал [16].

Организация и проведение конкурсов является важным трудоемким процессом, в результате которого осуществляется целый ряд социальных функций: активизация творческой деятельности, развитие творческих способностей человека, удовлетворение эстетических культурных потребностей личности, поддержка и обеспечение полноценной жизнедеятельности творческих коллективов. Сроки проведения – до одного года. Подготовка конкурса происходит поэтапно:

Создается организационный комитета на каждом уровне введения конкурса: в рамках областного конкурса создаются областной, городской, зональный (по округам), местный (по поселкам).

Основная работа по подготовке конкурса проводится организационным комитетом. В задачи оргкомитета входит:

1. утверждение исполнительной дирекции;

2. планирование и координация работы по подготовке и проведению конкурса, осуществление контроля за ее выполнением;

3. утверждение положения о конкурсе, общего плана подготовки и введения конкурса, состава жюри, сметы расходов, отчета о проведении конкурса;

4. принятие решения о награждении участников и лауреатов конкурса ;

5. определяются цели и задачи конкурса;

6. обозначается график проведения в городах и области (место проведения, размещение, сроки);

7. привлечение спонсоров, инвесторов;

8. разработка конкурсного положения по отдельным жанрам, где оговариваются:

 цели и задачи конкурса.

условия участия (примерная или обязательная программа),

сроки проведения,

порядок проведения (этапы конкурса),

критерии оценок (отдельно по каждому жанру),

поощрение участников,

состав жюри,

порядок финансирования,

заявка – участие, анкета – участие.

Исполнительная дирекция ведет всю оперативную работу по организации и проведению конкурса;

Разработка конкурса:

 осуществляет взаимодействие с организациями и должностными лицами, задействованными в работе по подготовке и проведению концертов и гала-концерта конкурса, спонсорами;

 решает организационные вопросы (реклама в средствах массовой (формации, афиши, пригласительные билеты, оформление залов, сцены для выступлений, и т.д.);

утверждает состав творческой группы, ответственной за разработку сценариев и режиссуру каждого концерта конкурса;

утверждает график проведения концертов и заключительного гала-концерта.

Финансирование фестивалей осуществляется в прямой (денежной) и косвенной (предоставление концертных залов, полиграфической продукции, призов) форме.

Конкурсные выступления проводятся как в форме разно жанровых концертов, так и по отдельным номинациям.

Выступления участников проводят в произвольной форме (отдельные номера, сольные выступления, законченные программы), в зависимости от жанра, в котором выступает участник конкурса. Конкурсная программа может включать в себя, кроме конкурсов, семинары, мастер-классы, пресс-конференции [15].

Важно, чтоб у конкурса была своя символика: эмблема, Название, позывные, песня. Это особо актуально в настоящее время, когда идет огромный поток информации о различных конкурсах. Необходимо создать собственный имидж, что послужит важным фактором для решения целей и задач конкурса.

Организация конкурсов во многом схожа. Процесс подготовки конкурса проходит аналогично подготовке фестиваля, существенные различия заключаются в том, что в положении о конкурсе указывается в обязательном порядке возрастной ценз, обязательная программа; ограничено время выступлений. В отборочном туре проходит просмотр и прослушивание всех желающих принять участие в конкурсе. С участниками, прошедшими во второй тур, ведется активная работа: подбор репертуара для конкурсной программы, работа над вокалом, хореографией и т.п., создается имидж участника. Как правило, этим занимаются специалисты в каждой области искусства. Участники, вышедшие в финал, занимаются непосредственно репетиционной деятельностью. Репертуар подбирается по следующим признакам:

1) учет степени подготовленности;

2) опора на интересы участника;

3) учет степени трудности произведений;

4)разно плановость произведений, предоставляющих максимум возможностей для индивидуального раскрытия способностей участников;

5)учет художественной полноценности произведения, его выразительности.

Оценку уровня исполнительского мастерства участников в конкурсе, осуществляет жюри. Жюри формируется оргкомитетом. В его состав могут входить:

1) специалисты данной области, не участвующие в конкурсе (известные режиссеры, артисты, музыканты, хореографы, актеры, педагоги, заслуженные деятели культуры);

2) почетные члены жюри (представители организаций-учредителей фестиваля, спонсоры, гости конкурса);

3) иностранные и иногородние члены жюри (если конкурс международный, то создается международное жюри).

В состав жюри должно входить нечетное количество человек, но не менее трех, с целью определения точного результата (перевеса). В спорных случаях председателю жюри предоставляется право двойного голоса. Руководители коллективов, участвующих в конкурсе не могут быть членами жюри. В некоторых конкурсах утверждается приз зрительских симпатий.

Любой конкурс предусматривает в положении критерии оценок исполнителя. Для каждого конкурса вырабатываются свои критерии оценок, в зависимости от жанра. Основные критерии оценок, характерные для большинства конкурсов следующие:

отражение темы,

уровень исполнительского мастерства.

зрелищность номера.

сценическая культура.

стилистика – соответствие имиджа исполняемому произведению.

Сроки проведения конкурсов – до шести месяцев. Конкурс проходит в несколько этапов: первый тур – отборочный, практикуется заочное проведение отборочного тура с помощью аудио-, видео- кассет, чего не существует в организации фестивалей; второй тур – промежуточный; третий – финал.[11]

Заключительным этапом конкурса являются Гала-концерт или выставка, на которых демонстрируются лучшие произведения. На гала-концертах происходит награждение участников от спонсоров и учредителей. По результатам выставки могут составляться каталоги, при желании автора выставочная работа может быть продана. Для проведения Гала-концерта привлекаются профессиональные режиссеры, стилисты, шоу-мены: специально оформляется сцена, изготавливаются декорации, выстраивается программа соответственно местам лауреатов и дипломантов конкурса. Предоставляется слово спонсорам. Как правило, заканчиваются подобные мероприятия финальной песней. По итогам конкурсов могут быть сняты фильмы, составлены каталоги, различные сборники, пособия. Популярность конкурсу приносит трансляция по телевидению, освещение в средствах массовой информации [1].

Выводы по I главе

Современные конкурсы стали важнейшим средством выявления и поощрения талантливых музыкантов, значительным фактором культурной жизни. Он способствуют пропаганде музыки в широких массах слушателей, развитию и обогащению жизни.

В первой главе мы изучили различные точки зрения на понятие «конкурс», представили направления существующих творческих конкурсов. Дали характеристики видов конкурсов и на примерах описали их содержание, тк в России проводится множество конкурсов по разным направлениям.

В третьем параграфе дали краткое описание развития личности ученика, через участия в творческих конкурсах.

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО КОНКУРСА

2.1. Подходы к разработке детского творческого конкурса «Юные МАЭСТРО»

Понятие «Конкурс» у всех ассоциируется, прежде всего, с праздником, собирающим в одном месте большое количество людей, которых объединяют общие интересы, увлечения, достижения, идеи и стремления. Участие в конкурсе - для кого-то это очередное достижение, для многих – это первые шаги и успехи, это первые яркие эмоции и возможность показать себя с лучшей стороны. Это возможность формирования цельного и сплоченного творческого союза, объединенного общей целью [2]. Данное мероприятие творчества для детей – это соревнование, позволяющее выявить лучших, это стимул к развитию и работе над собой как для детей, так и для педагогов.

Конкурсы способствуют решению следующих целей:

  1. Обучающая: Совершенствование навыков исполнительского мастерства;
  2.  Развивающая: Развитие и самореализация детей в творческой деятельности;
  3. Воспитательная: формирование нравственных, художественно-эстетических ценностей личности через приобщение детей к творчеству;
  4. Педагогическая: Создание условий для обмена опытом между коллективами, руководителями;

Для того, чтобы организация конкурса принесла ожидаемый результат, необходимо тщательно подготовиться, учитывая все нюансы. В создании конкурса мы опирались на три основных этапа и прописали основные мероприятия, представленные в таблице 2, которые на наш взгляд способствовали успешности конкурса.

Таблица 2 – Три основных этапа проведения конкурса

Этап

(месяц)

Мероприятия

Сентябрь

(подготовительный этап)

Разработка Положения конкурса, его обсуждение

Создание оргкомитета.

Утверждение положения.

Ноябрь

Разработка финансового обеспечения и примерного перечня материального оснащения.

Создание стиля грамот и сертификатов конкурса.

Создание сметы; обсуждение материального оснащения конкурса.

Утверждение сметы и списка материального оснащения

Создание творческой группы реклама конкурса;

Переговоры с администрацией Калининского района города Челябинска.  

Получение информационной поддержки Калининского района города Челябинска.

Утверждение точной даты конкурса; наличие жюри;

обсуждение готовности к проведению.

Коррекция плана по подготовке.

Готовность конкурса.

Декабрь

(основной этап)

Проведение конкурса

Положительные отзывы.

Праздничное настроение;

Сопереживание детей и родителей;

Сохранение интереса к деятельности

Профориентационная направленность

Декабрь

(Завершающий этап)

Подведение итогов

Анализ полученных результатов и соотнесение их с целями и задачами конкурса;

Передача призов участникам и победителям.

2.2. Организационно-методическое сопровождение детского творческого конкурса «Юные МАЭСТРО»

Наш конкурс проходил в заочном формате, то есть, дистанционно. Конкурс предполагает участие всех учащихся образовательных организаций. Их возраст от 6,5 до 18 лет. Официальное руководство конкурсом организаторы конкурса. В подготовке и проведении конкурса участвует весь коллектив организационного комитета. Основная доля нагрузки ложится на творческую группу.

Отличительной особенностью дистанционных конкурсов является то, что для участия в нем учащиеся и педагоги в выборе репертуара не ограничиваются темой, которую обычно определяет Положение конкурса. Номера, подготовленные в течение учебного года, независимо от их темы, жанра, объединяются в соответствии с авторским замыслом, который возникает позже, чем выбор репертуара педагогами объединений. Это дает педагогам большую возможность свободы выбора темы в соответствии с образовательными программами, с особенностями детей, их творческими возможностями.

Остановимся на некоторых особенностях этапов создания конкурса. Отметим, что подготовительный этап можно разделить на три раздела, которые соответствуют трем периодам в решении задач, проблем, практической подготовки.

В начале учебного года решаются организационные вопросы, направленные на решение перспективных задач. В этот период создается оргкомитет, утверждается положение, смета.

Второй период подготовительного этапа включает в себя задачи решения вопросов непосредственной практической подготовки конкурса. В этом периоде важно учесть все направления деятельности по подготовке конкурса. Необходимо разработать создать компетентное жюри, найти спонсоров и социальных партнёров.

Третий период подготовительного этапа – это решение разных задач и проблем накануне конкурса.

В это время пересматриваются все пункты организационных дел оргкомитета, творческой группы. Выявляются и корректируются недочеты. Размещается реклама, готовятся награды. В этот период разрабатывается план проведения конкурса. До мелочей прорабатываются все стороны проведения мероприятия.

Основной этап – это организация деятельности в день проведения конкурса. Проводится конкурс. Выявляются лучшие исполнители конкурса. Награждаются самые активные и творческие педагоги, грамотами отмечаются победители и призеры в соответствии с критериями по отдельным номинациям, возрастным группам.

Завершающий этап –  конкурс не требует особых финансовых затрат, в чем можно убедиться по смете. Особенностью создания конкурса является то, что его постановку можно осуществить в любом зале со сценой. Универсален и в том, что его замысел может использовать любой организатор, включая в содержание собственный материал.

2.3. Ход и результат проведения творческого конкурса

«Юные МАЭСТРО»

С самого начала творческий конкурс «Юные МАЭСТРО» должен был проходить в очном формате на базе ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1». Но, в связи с эпидемиологической ситуацией в мире мы были вынуждены перевести конкурс в заочный (дистанционный) формат. Именно этот формат конкурсов будет развиваться в ближайшие годы во всем мире

Создание конкурса началось с Положения о конкурсе. Изучая конкурсы разных уровней и масштабов, и их положения, мы смогли прийти к созданию верного варианта. Мы учитывали возможности и техническое оборудование каждой из школ. Все требования к аудио в видео материалам были минимальны, чтобы школы, даже с некачественной техникой смогли поучаствовать в нашем конкурсе. Также в Положении указан возраст и номинации конкурса.

Оргкомитет состоял из двух человек это – заместитель директора по воспитательной работе ГБПОУ «ЧПК№1» Валах Светлана Владимировна и студент 4 курса музыкального отделения Бардин Сергей. После утверждения Положения, оргкомитет встретился с заместителем главы Калининского района города Челябинска, Калитой Иваном Васильевичем. Результат встречи - Администрация района явилась социальным партнёром в информационной составляющей конкурса, те информирование образовательных организаций Калининского района о сроках проведения конкурса и распространение Положения конкурса.

Грамоты созданы в установленный срок. С ними вы можете познакомится в буклете, который приложен к нашей работы. Также в это время были созданы критерии оценивания выступлений для жюри и определены члены жюри.

В состав жюри входили: Седлецкая Инна Константиновна, заведующая музыкальным отделением ГБПОУ «ЧПК№1», оценивает направление «вокальное искусство». Шелепова Дарья Александровна, педагог музыкальных дисциплин ЧПК№1, театральное искусство. Чеканин Никита Антонович - как он сам о себе говорит «самым ярким энтузиастом Хип-Хоп жанра в нашем городе» – хореографическое искусство.

Мы получили свыше 40 конкурсных работ, заявки подали более 50 школьников от 7-16 лет, 28 педагогов и концертмейстеров, которые помогали в создании конкурсных номеров.

В период с 14 по 20 декабря жюри проверили все конкурсные работы и сдали свои оценочные листы оргкомитету. Наш конкурс насчитал 23 победителя и лауреата. Следующих этап - это подготовка дипломов и сертификатов для участников и благодарностей для педагогов. Все награды нашли своих обладателей до выхода детей на каникулы, 24 декабря 2020 года.

Была проведена онлайн встреча с руководителями участников конкурса. Педагоги отмечают изменения у детей в плане раскрепощённости на сцене. В большей степени дети перестали боятся сцены и выступать перед людьми

Анализируя итоги конкурса, мы можем отметить, что в нашем конкурсе приняло участие большое количество участников. Также не стоит забывать о профориентационной направленности конкурса. Каждый участник был приглашён на день открытых дверей нашего колледжа, в дальнейшем он получит  дополнительную рассылку о дате проведения открытых дверей.

Планируется ежегодная организация и проведение конкурса в рамках профориентационной работы на музыкальном отделении колледжа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Афанасьев, С. Методика организации конкурсов. Воспитание школьников / С. Афанасьев. – М.: 2001. с.18-24.

2. Бакланова, Т.И. Самодеятельное художественное творчество в СССР / Т. И. Бакланова. М.: 1986. С.31-34.

3. Демченко, А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества.// Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. - М.: ГИВЦ МК РФ, 1996. - 49с.

4. Зацепина, М.  Реализация Программы воспитания и обучения в детском саду/ М. Зацепина.//  Музыкальный руководитель  №8. М.: 2007.

5. Интерактивное образование.  [Электронный ресурс]; http://io2.nios.ru/index.php? rel=35&point=11&art=1365

6. Идеальная школа. [Электронный ресурс];  https://il.tsu.ru/competition/perfect_school/

7. Из опыта организации и проведения творческих конкурсов.  [Электронный ресурс]; http://www.informio.ru/publications/id201/Iz-opyta-organizacii-i-provedenija-tvorcheskih-konkursov

8. Инновационная форма проведения конкурса – дистанционный конкурс. [Электронный ресурс]; http://www.orenklass.narod.ru/klassniy/distanc_konkyrs.doc

9. Коллекция энциклопедий и словарей. [Электронный ресурс]:, http://enc-dic.com/ozhegov/Konkurs-12837

10. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУК, 1995. - 136с.

11. Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития.// Вестник Омского Государственного Университета. - 2000, №3. - 120с.

12. Ожегов С. И. Толковый словарь/ С. И, Ожегов. – 4-е изд. – М.: Азбуковник, 2000. – 938 с.

13. Образовательная социальная сеть. [Электронный ресурс]:, http://mognovse.ru/oul-obrazovatelenie-vozmojnosti-konkursov-i-festivalej-ih-role.html

14. Описание конкурсов. [Электронный ресурс]; http://konkurs.ciur.ru/category/конкурсы/описание-конкурсов

15. Проект «Одаренные дети».  [Электронный ресурс]; http://https://nsportal.ru/

16. Положения конкурсов. [Электронный ресурс]; http://nsportal.ru/user/190359/page/polozheniya-konkursov

17. Развитие художественно – творческих способностей детей. [Электронный ресурс]:, http://www.moi-detsad.ru/konsultac851.html

18. Современная энциклопедия. [Электронный ресурс]:, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/23742

19. Фестивали, конкурсы, положения. [Электронный ресурс]; http://noyamolod.ru/index.php? id=303&Itemid=71&option=com_content&view=article

Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности: Учеб. пособие. -М., 1992.- 102с.