ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ МУЗЫКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ

Багавиева Люция Хасиятулловна

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ МУЗЫКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)

     На сегодняшний день все мировое сообщество приходит к осознанию того, что внимание к всестороннему развитию детей с особыми образовательными потребностями решает проблему гуманизации общества. Это отражено в Государственной программе развития образования РФ , где определены новые концептуальные подходы к образованию детей с особыми образовательными потребностями и указаны пути внедрения в практику идей интегрированного обучения и воспитания детей совместно с развивающимися сверстниками.

    Образование детей с особыми образовательными потребностями в Республике Татарстан основано на следующих принципах:

 вариативность инклюзивного образования;

 системность и непрерывность образования;

 добровольность и свобода выбора;

 комплексный подход и социальное партнерство.

      Рассмотрев данные принципы, мы можем увидеть, что каждый из них выполняет определенную функцию в образовательном процессе, а преемственность и последовательность всех уровней образования обеспечивает системность и непрерывность образования. В образовании детей с особыми образовательными потребностями практикуется создание различных моделей инклюзивного образования, в том числе использование инновационных методов и подходов, направленных на социальную адаптацию детей в условиях современного общества.

      Особое значение в построении образовательного процесса имеет тот факт, что среди таких детей много по - настоящему способных и талантливых и они с большим воодушевлением и усердием относятся к обучению, а также открыты всему новому и творческой реализации в том числе. Каждый особенный ребенок вправе сам выбирать место учебы и образовательную организацию в зависимости от своих индивидуальных склонностей и особенностей, что подтверждает принцип добровольности и свободы выбора. Создание специальных условий в процессе обучения и благоприятной среды для детей с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей также является основой принципа дифференциаци .

     Музыкальное образование на сегодняшний день способно удовлетворить многие воспитательные и образовательные потребности особенных детей за счет развития музыкальных способностей, воспитания эмоционального отношения, применения современных музыкальных технологий в процессе уроков музыки и в системе дополнительного образования.

     С древних времен музыкальное искусство является одним из ведущих факторов развития детей. Это нашло отражение как в трудах западных философов (Платон, Аристотель, Демокрит и др), так и в трудах ученых Востока (Аль-Фараби, Ибн Сина и др.). Так великий просветитель Аль-Фараби указывал на роль музыкального искусства на развитие врожденных и приобретенных способностей человека. Аль-Фараби подчеркивал, что в музыкальном воспитании важны три основных фактора: целенаправленные и систематические музыкальные занятия, аналитическая работа и накопление музыкального опыта.

     Различные исследования ученых и опыт педагогов доказывает, что психологическая и педагогическая ориентация музыкальной деятельности детей, нацеленная на коррекцию развития детей, способствует компенсации и улучшению утраченных ребенком функций. Это факт подтверждают зарубежные исследования, в частности, иследования Gross, Linden, Ostermann . Авторы подчеркивают, что музыка оказывать влияние на развитие речи детей посредством взаимодействия лечения с фундаментальными аспектами развития речи «music therapy may provide a basic and supportive therapy for children with delayed speech development». В выводах исследования указывается «music therapy may provide a very fundamental, basic, and supportive therapy for children with developmental speech delay».

Деятельность учителя музыки, направленная на развитие творческих способностей детей с проблемами в развитии, при грамотном построении учебного процесса позволяет добиться значительных улучшений в состоянии здоровья особенных детей и их развития в целом. У них повышается самооценка, они становятся ответственными, самостоятельными, раскрепощаются, в их поведении исчезает неуверенность и страх, развиваются нравственно-волевые и коммуникативные качества.

  Из всех предметов, входящих в систему образования детей с особыми образовательными потребностями, уроки музыки имеют наиболее благоприятные возможности для организации эстетического и социального развития. Это обусловлено тем, что в жизни современного ребенка музыка является постоянным спутником его жизни, а не просто увлечением, она участвует в его жизни, помогает формированию нравственных качеств, компенсирует недостаток общения, который так необходим детям с проблемами в развитии. Музыкальное образование является одним из действенных средств умственного, эмоционального и нравственного развития ребенка.

    В процессе обучения музыке для детей с особыми образовательными потребностями наиболее важными являются тренировка наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа, творческих способностей и фантазии, коммуникативных навыков, воспитание выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики. Уроки музыки для детей с особыми образовательными потребностями включают такие виды деятельности, как:

- прослушивание музыкальных произведений;

- пение песен;

- ритмические движения под музыку;

- сочетание музыки и изобразительной деятельности.

      Данные виды деятельности на занятиях оказывают положительное влияние на: улучшение общего эмоционального состояния детей; коррекцию и развитие ощущений, восприятий, представлений; стимуляцию речевой функции; нормализацию просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

     Накопленный педагогический опыт работы по использованию музыкального искусства в работе с детьми с особыми образовательными потребностями позволяет сделать вывод, что музыкальное искусство положительно влияет на здоровье детей с особыми образовательными способностями. Однако, прежде чем начинать свою педагогическую деятельность с детьми с особыми образовательными потребностями, учитель должен изучить все нормативно-правовые документы в рамках инклюзивного образования. Обязательным также считается прохождение профессиональной переподготовки или повышение квалификации в области специальной педагогики, подтвержденной сертификатом.

    Следует также отметить, что большое значение в организации урока музыки для детей с особыми образовательными потребностями приобретают методы, приемы обучения, а также формы работы. Учитель музыки должен не только всесторонне развивать личность своих учеников, но и способствовать их адаптации к социальной среде. При работе с детьми с особыми образовательными потребностями учитель музыки должен:

- творчески относиться к подбору средств обучения;

- понимать значимость инклюзивного образования в развитии особенных детей;

- преодолевать свои опасения и неуверенность при работе с детьми с особыми образовательными

потребностями;

- осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с ос обыми образовательными потребностями, учитывая его физические возможности и природные способности.