Коррекционная работа

Данилина Светлана Степановна

 

Цель коррекционно – воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Korrekciya_lichnosti.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и коррекция личности учащегося,

её значимости и полноценности.

Докладчик  Данилина С.С.

Цели и задачи обучения и воспитания умственно отсталых детей, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой – глубоко специфичные.

Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для умственно отсталых детей эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.

Цель коррекционно – воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми вспомогательной школы:

1. Развитие и коррекция личности учащегося, её значимости и полноценности.

2. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.

3. Воспитание отсталых детей, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание.

4. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.

5. Выработка профессиональных навыков и применение их в жизни.

6. Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.

Применение адекватных программ и методов обучения отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, - важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.

Для умственно отсталых детей особенно вредны обучение на завышенном материале, методом многократного повторения плохо осмысленного материала; обилие словесного обучения в расчете на механическое запоминание; чтение текстов и вопросо – ответный метод без опоры на наглядность, на реальные адекватные представления по прочитанному и наглядно – действенное мышление учащихся; оперирование заученными штампами и бессмысленное манипулирование цифрами при обучении счету. Все обучение должно проводиться методом предметно – практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и должно быть направленно на выработку пусть примитивных, но осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений.

Коррекция развития детей коррекционной школы, особенно младшего возраста, должна осуществляться преимущественно в тех видах деятельности, которые характерны для детей раннего и дошкольного возраста. Основным методом обучения должна стать организация постоянной активной предметно – практической деятельности умственно отсталых детей на всех уроках. В предметно – практической деятельности дети вспомогательной школы могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы были осуществлены принципы сознательности и доступности обучения.

Задача трудового воспитания и обучения.

Играет главную роль во всей системе коррекционной работы с детьми коррекционной школы. Основная  задача этого важного раздела работы – выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств.

Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для глубоко умственно отсталых детей. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Большое значение в определении трудовых возможностей умственно отсталого ребенка и профиля доступного ему вида труда имеет его физическое развитие, развитие его общей и ручной моторики. Правильно организованное трудовое обучение благоприятно влияет на физическое развитие глубоко отсталых детей, содействуя коррекции их двигательных недостатков.

Задачи трудового воспитания и обучения следующее:

Обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно – гигиеническом обслуживании себя;

Выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье или специальном учреждении умение выполнять несложные виды этого труда;

Сформировать привычку и положительную установку к определенному виду труда в течение установленного времени (5-6 часов в день) в специальном цехе или мастерской. В сельском хозяйстве под руководством инструктора;

Выработать твердые навыки выполнения ряда операций в том виде труда, которому ребенок обучался в школе;

По индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет (до десяти и десятками) и складывание готовой продукции в определенном порядке;

Научить работать совместно с товарищами по поточно – бригадной системе, соблюдая принятые нормы и правила поведения.

Соответствующая трудовая подготовка умственно отсталых детей должна дать возможность этим лицам после окончания обучения в некоторой степени материально обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе.

Задачи содействия социальной адаптации.

В программу обучения во вспомогательной школе и после её окончания введена совершенно новая дисциплина «Социально – бытовая ориентировка». Необходимость и важность введения этого предмета вызвана тем, что умственно отсталые дети испытывают большие трудности в приспособлении к окружающей жизни, они плохо ориентируются в общественных местах, не имеют навыков общения и в результате этого, как правило, несамостоятельны, беспомощны в практической жизни.

Задача этого предмета – не только дать детям знания и представления о различных учреждениях окружающей их жизни (транспорт, магазин и т.д.), но и научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться ими, дать умственно отсталым подросткам твердые навыки и привычки общения с людьми, поведения в обществе. Результаты этой работы будут в значительной степени определять уровень социальной адаптации умственно отсталых детей в их дальнейшей жизни.

В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения. Основной направленностью специальной  школы должна стать практическая подготовка к жизни наиболее социально развитой группы детей.

Выработка профессиональных навыков

и применение их в жизни.

Все материальные и духовные богатства, накопленные человечеством на длительном пути исторического развития, созданы в процессе труда - единственного средства развития человеческого общества. Труд выступает как целенаправленная, социапьно обусловленная деятельность человека, основанная на практическом освоении окружающего мира, преобразовании его сообразно своим потребностям. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Эти изменения носят многоаспектный характер. В труде происходит умственное, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание и физическое развитие личности. Поэтому прогрессивные мыслители, педагоги, общественные деятели рассматривали подготовку подрастающего поколения к труду как органическую часть общего образования, находящуюся в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, обращая при этом внимание на то, что вне труда невозможно сформировать целый ряд качеств личности. Следовательно, процесс воспитания подрастающего поколения в труде, имеет экономическое, социальное и нравственное значение. Развиваясь и совершенствуясь на протяжении многих веков, он не теряет своей актуальности и значимости и сегодня. Его высшей целью является формирование осознанной потребности в труде.

В условиях структурной перестройки народного хозяйства, перехода к новым социально-экономическим отношениям, внедрения интенсивных технологий и связанных с ними технических средств, создания и развития различных форм собственности (государственная, кооперативная, арендная, акционерная, личная и т.д.), наследования средств производства, становления рынка, в том числе и рынка труда, изменяется характер и содержание труда и, следовательно, подготовка к нему подрастающего поколения. В современных условиях трудовое воспитание детей и подростков должно быть ориентировано на формирование социально-значимых знаний, ценностных ориентации, личностных качеств, отвечающих динамике социально-экономических преобразований в стране и необходимых для адаптации в сфере производства с различными формами собственности, а также эффективного творческого труда в условиях повышения требований к компетенции, уровню профессионализма на рынке труда. Достигнуть этого возможно за счет формирования системы отношений к предмету, средствам, результатам труда и самому труду. Оказывая воспитывающее воздействие на участников труда, эти отношения представляют собой основу для выработки социально-значимых качеств личности.

В сложившихся условиях решение многих задач трудовой деятельности, трудового воспитания младших школьников настоятельно требует активного участия семьи, располагающей большими возможностями создания условий для их посильного труда, в том числе на личном подворье, даче, огороде и т. д. Однако реализация этих возможностей в значительной мере зависит от оказания конкретной, адресной, квалифицированной педагогической помощи семье, родителям учащихся силами учителей начальных классов. Основными задачами педагогического руководства семейно-школьным трудовым воспитанием является оказание помощи родителям в определении методов, приемов и средств воспитания младших школьников, в организации и руководстве трудовой деятельностью учащихся в школьных и домашних условиях, осуществлении процесса формирования личностных качеств.

Человек с психической или умственной задержкой развития является личностью, для которой характерны отклонения, но развивается она по одним законам с нормой. Формирование личности умственно отсталого школьника, так же как и любого иного происходит в онтогенезе и зависит от воспитания и обучения в процессе социализации. Как указывают отечественные и зарубежные специалисты, огромную роль в этих процессах играет трудовое воспитание умственно отсталых учащихся.

Труд для умственно отсталых школьников является основным способом адаптации к жизни. Трудовое воспитание создает наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих умственно отсталым школьникам во всех сферах деятельности.

Уроки труда влияют на коррекцию личности умственно отсталых учащихся и развитие у них таких положительных качеств как ответственность, коллективизм и дисциплинированность. Систематически и целенаправленно используя уроки труда в системе коррекционно-воспитательной работы, мы тем самым повышаем у умственно отсталых учащихся уровень развития положительных качеств личности.

Развитие личности умственно отсталого учащегося в процессе социализации происходит под влиянием воспитания и обучения. Как указывают отечественные и зарубежные специалисты, огромную роль в этих процессах играет трудовое воспитание.. Поскольку в ходе обучения эти учащиеся овладевают элементарными умениями и навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях. Исследования отечественных и зарубежных специалистов показывают, что уроки труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих умственно отсталым школьникам в трудовой и познавательной деятельности. Именно в процессе труда у умственно отсталых школьников формируются такие личностные качества, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, труд оказывает большое влияние также и на физическое развитие детей. Занятия трудом способствуют развитию речевого общения умственно отсталых учащихся, приводит к развитию у них восприятий, представлений, мыслительных операций. Таким образом, из сказанного видно, что труд является чрезвычайно важным средством коррекции и развития личности умственно отсталых учащихся.

Социально-экономические преобразования, про изошедшие за последнее десятилетие в стране и обществе, обусловили существенные изменения социальной среды, окружающей младших школьников. Большая часть взрослого трудоспособного населения оказалась вне производства, средства существования семьи добываются случайными заработками, работой на даче, огороде и т. д. Снизилось значение коллективного общественно полезного труда, усилилась важность индивидуального труда для существования семьи. Отсутствует влияние рабочего класса на формирующуюся личность. Негативное воздействие на учащихся оказывают подростки группы риска, неблагополучные семьи, часть программ средств массовой информации и видеопродукции. Сузилась школьная база организации трудовой деятельности учащихся начальных классов, в том числе трудового воспитания.

В сложившихся условиях решение многих задач трудовой деятельности, трудового воспитания младших школьников настоятельно требует активного участия семьи, располагающей большими возможностями создания условий для их посильного труда, в том числе на личном подворье, даче, огороде и т. д. Однако реализация этих возможностей в значительной мере зависит от оказания конкретной, адресной, квалифицированной педагогической помощи семье, родителям учащихся силами учителей начальных классов.

В современных условиях трудовое воспитание детей и подростков должно быть ориентировано на формирование социально-значимых знаний, ценностных ориентации, личностных качеств, отвечающих динамике социально-экономических преобразований в стране и необходимых для адаптации в сфере производства с различными формами собственности, а также эффективного творческого труда в условиях повышения требований к компетенции, уровню профессионализма на рынке труда. Достигнуть этого возможно за счет формирования системы отношений к предмету, средствам, результатам труда и самому труду. Оказывая воспитывающее воздействие на участников труда, эти отношения представляют собой основу для выработки социально-значимых качеств личности.

Труд выступает как целенаправленная, социально обусловленная деятельность человека, основанная на практическом освоении окружающего мира, преобразовании его сообразно своим потребностям. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Эти изменения носят многоаспектный характер. В труде происходит умственное, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание и физическое развитие личности. Поэтому прогрессивные мыслители, педагоги, общественные деятели рассматривали подготовку подрастающего поколения к труду как органическую часть общего образования, находящуюся в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, обращая при этом внимание на то, что вне труда невозможно сформировать целый ряд качеств личности. Следовательно, процесс воспитания подрастающего поколения в труде, имеет экономическое, социальное и нравственное значение. Развиваясь и совершенствуясь на протяжении многих веков, он не теряет своей актуальности и значимости и сегодня. Его высшей целью является формирование осознанной потребности в труде.

В работе с младшими школьниками главный акцент делается на воспитании уважительного отношения к труду вообще через постепенную выработку первоначальных трудовых навыков и знакомство с миром профессий.

М/О учителей начальных классов в 2005 – 2006 учебном году работало над темой: «Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении – один из путей повышения качества знаний. Повышение качества знаний через индивидуализацию и дифференциацию обучения».

Данная тема согласуется с методической темой школы: «Развитие и коррекция личности учащегося, её значимости и полноценности. Выработка профессиональных навыков и применение их в жизни».

Анализ посещенных уроков показал, что все учителя начальных классов удачно сочетают в своей работе индивидуальные, дифференцированные и коллективные методы, успешно применяют в своей работе различные приемы для формирования уважительного отношения к труду на любом уроке, делая на этом акцент. Дети знакомятся с миром профессий, узнают новые направления организации работы в новых условиях, уроки тщательно готовятся, есть необходимая наглядность, используются дифференцированные и индивидуальные задания, проверка знаний проводится в различной форме.