Горе от ума (проблемы одаренного ребенка).

Харченко Александра Валерьевна

   

Статья опубликована в журнале «Аистенок»

 

      Родители гордятся ими, учителя восхищаются, сверстники завидуют. Маленькие гении и вундеркинды, которые поражают своими способностями всех окружающих. У них нет проблем с оценками и поведением. Многие папы и мамы мечтают о таком чудо-ребенке. Но не спешите завидовать семьям, в которых растут таланты и юные дарования. Их выдающиеся способности - и радость и беда для родителей и для них самих.

 

     Существует такая область психологии – специальная. Специальные психологи работают с теми, кто не попадает под определение «норма». Это дети и взрослые с различными психическими отклонениями, умственным и физическим недоразвитием, нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата. А еще в эту группу входят одаренные дети, потому что они тоже – «не норма», а отклонение от нее, только в другую сторону, развитие с приставкой пере-. И они тоже требуют особого внимания и отношения. У таких детей есть ряд специфических проблем, незнакомых их сверстникам.

Однако, многих из них можно избежать, или, по крайней мере, сделать менее ощутимыми, если подобрать правильную тактику воспитания одаренного ребенка.

 

      Физическое здоровье

     Образ бледного субтильного «ботаника» в очках с толстенными стеклами возник неслучайно. Одаренные дети действительно зачастую отличаются, прямо скажем, незавидным здоровьем. Причины тому могут быть разные: во-первых, природа всегда стремится к равновесию, а значит, если малыш опережает сверстников в умственном развитии, то наверняка отстает в чем-то другом. Именно по этой причине у одаренных детей часто можно наблюдать диссинхронию развития, то есть неравномерное созревание различных психо-физических функций. Помимо этого, родители сами, часто того не замечая, наносят вред собственному ребенку. Вовремя заприметив необыкновенные способности любимого чада, начинают всячески их стимулировать, посвящая занятиям практически все время, и упуская из вида здоровье и физическую форму.

     Ваши действия

     Если вам удалось распознать способности ребенка, и направить их развитие в нужное русло, не забывайте тщательно следить за физическим состоянием малыша. Это вовсе не означает, что вдобавок к изнурительным ежедневным занятиям, изучению двух иностранных языков и факультативу по истории Древнего Востока необходимо добавить тренировки по дзюдо и плавание в 9 утра в воскресенье. Лучше, если занятия спортом будут носить непринужденный характер. Например, веселая семейная велосипедная прогулка, поход на пляж и игра в волейбол, снежки и катание на коньках, конные прогулки. Вариантов много. Главное, не превращать поддержание хорошей физической формы в очередную «обязаловку». Тщательно следите за питанием и режимом ребенка. Талантливым людям свойственно, в пылу работы «забывать» поесть или поспать.   

 

     Нервная система

    Талант откладывает свой отпечаток и на нервной системе малыша. Постоянное напряжение, повышенная тревожность, страх неудачи, патологическая работоспособность, умственные и физические перегрузки – все это зачастую уже к подростковому периоду делает из ребенка законченного невротика с букетом психосоматических заболеваний. Одаренные дети чаще других страдают мигренями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы, различного рода аллергическими реакциями и перепадами давления, не говоря уже о повышенной нервной возбудимости и даже склонности к депрессиям и шизофрении.

     Ваши действия

     Следите за тем, чтобы ребенок обязательно делал перерывы между занятиями, почаще бывать на свежем воздухе. Было бы нелишним освоить вместе с малышом техники релаксации, позволяющие снять накопившееся напряжение, восстановить силы. Постарайтесь обеспечить ребенка необходимым набором витаминов. Они очень нужны растущему организму и оказывают благоприятное воздействие на работу мозга. Проконсультируйтесь со специалистом, возможно, он порекомендует витаминный комплекс, разработанный специально для ситуаций повышенной интеллектуальной активности.

 

     Сила воли

     Еще одна проблема маленького дарования заключается в том, что ему трудно организовывать самого себя, планировать дела, контролировать собственные действия и поведение. В психологии это качество называется саморегуляцией. Часто можно наблюдать следующую ситуацию: одаренный ребенок готов заниматься «своим» делом сутки напролет. Например, если это литературная одаренность – он будет писать днями и ночами, забывая про еду, сон и вообще про окружающий его мир. Но как только речь заходит о выполнении домашнего задания, например, по математике, или элементарной уборке своей комнаты – начинаются проблемы и душевные терзания. И вовсе не потому, что ребенок не знает математики или не умеет убираться.  Взявшись за дело, он выполнит его в два счета. Но взяться не может, потому что не может себя заставить. Потому что литература ему нравится, а математика – нет. Категория дел «не хочу, но надо» для маленького гения самая проблемная.  Силы воли катастрофически не хватает не только на выполнение «нелюбимых» заданий, но даже на поддержание опрятного внешнего вида, соблюдение определенных правил и норм поведения. При этом, упорству и самоотдаче, с которыми юный математик будет решать очередную задачу, позавидует любой спортсмен-олимпиец.  

     Ваши действия

     Если вы хотите, чтобы из вашего суперталантливого чада выросла полноценная самостоятельная личность, волю ребенка нужно воспитывать. Попробуйте составить подробный распорядок дня и план дел, которые он обязательно должен выполнить.  Пусть в нем все будет расписано буквально по минутам: «Проснулся, сделал зарядку, умылся, причесался, позавтракал, сел заниматься…» и т.д. Туда же включите несложные поручения, помощь по дому. Не ждите, что в первый же день ваша умница все беспрекословно выполнит – ему действительно непросто себя заставить, он и правда может настолько увлечься одним, что совершенно забудет про все остальное. Не стоит его за это отчитывать. Помните, что вы помогаете своему ребенку, а не дрессируете его. Зато, если он успешно справился с поставленной задачей, можно обозначить это событие небольшим вознаграждением.

 

     Социальное окружение, самооценка  и стиль воспитания

Большинство психологов сходятся во мнении, что родительско-детские отношения оказывают огромное влияние на дальнейшую судьбу человека, его личностные характеристики. И такие качества как стремление к успеху, умение его добиваться, желание и способность к самоактуализации и реализации собственных амбиций, умение адекватно оценивать свои возможности во многом зависят от того, как складывались отношения между ребенком и его близкими в детстве.

 

     Причина неравномерного развития воли тоже отчасти кроется в ближайшем окружении ребенка. Типичная ситуация: талантливый малыш с раннего детства привык к тому, что многое ему «спускается с рук», все им восхищаются, ставят в пример другим ученикам. Родные освобождают его от помощи по дому, потому что «ему нужно заниматься». И впрямь, где это видано, чтобы гениальный пианист полы в коридоре драил - так и пальцы повредить недолго! Родители, видя его прекрасные успехи в одной области, позволяют «запустить» другую. В школе слава настегает ребенка так же быстро. Встречаются, конечно, принципиальные педагоги, которые спрашивают с маленького гения «по полной», но большинство преподавателей дружно восхищаются успехами ребенка и закрывают глаза на явное нежелание учить все остальные уроки кроме своего любимого. Помимо этого, обычная школьная программа дается интеллектуально одаренному ребенку с такой легкостью, что он не испытывает ни малейших затруднений, а фактически выполняет все задания «на автомате».

     Нетрудно догадаться, что постоянное восхищение талантом, излишняя опека со стороны близких родственников могут не слишком хорошо сказаться и на самооценке юного дарования. Привыкший к всеобщему вниманию и похвале, такой ребенок очень быстро понимает что он – особенный и уникальный; лучше и умнее всех остальных.

     Ваши действия

     Ну, во-первых, не нужно делать бессмысленных поблажек: «Учитель сказал, что твой реферат самый лучший, поэтому можешь всю неделю не убираться в своей комнате». Премируйте отличника чем-нибудь более полезным, например, походом в кино или в парк аттракционов.

     Во-вторых, все близкие должны придерживаться единого стиля воспитания. Вариант, когда мама «строит», а бабушка балует ничуть не лучше пресловутой гиперопеки, благодаря которой из одаренного ребенка вырастает инфантильный, избалованный увалень с завышенной самооценкой.

     Целесообразно переговорить с учителями на предмет соответствующего уровня требований, которые должны предъявляться к вашему ребенку.

     Щедро хвалите ребенка за успехи, но и не делайте из них сенсацию, Заметив признаки «звездной болезни» мягко поставьте ребенка на место. При этом необязательно задевать область его способностей, повод может быть куда более бытовой: «Что же, такая умница, а посуду помыть не можешь?» И, напротив, почувствовав, что ребенок неуверен в своих силах, подбодрите его, ненароком заметив, что преподаватель прекрасно отзывался о его последней работе, назвав ее лучшей.

 Если же вообще перестать хвалить умника, чтоб, не дай Бог, не зазнался, то есть риск  добиться противоположного результата, когда малыш будет очень неуверен в своих, пусть даже, по мнению окружающих, и блестящих способностях (ведь мама с папой никогда об этом не говорили, а, значит, так вовсе не считают!)

     Выбирая единственную верную на ваш взгляд тактику воспитания, помните, что забота о ребенке не должна превратиться в гиперопеку, которую, к сожалению, нередко можно наблюдать в семьях с одаренным ребенком. Но не нужно впадать и в другую крайность и держать малыша в «ежовых руковицах». Кстати, это еще одна распространенная ошибка родителей юных талантов, когда они самонадеянно полагают, что диктатура и излишний авторитаризм, следствием которых является ситуация постоянного стресса и напряжения в семье, прекрасно стимулируют творческий процесс.   

Золотая середина – вот то, что вы должны отыскать. Общих правил и схем здесь быть не может. Все зависит только от вас.

 

     Общение и социальная адаптация

    Проблема завышенной самооценки, собственной исключительности и «звездности» зачастую ведет к формированию у  ребенка соответствующего стиля поведения. Презрительные взгляды свысока на своих сверстников очень часто делает такого умника изгоем. И это, как ни парадоксально, еще больше убеждает ребенка в собственном превосходстве и неповторимости. «Они меня не понимают!» - восклицает он. А не понимают когда? Правильно, когда ты - слишком умный, а все остальные - дураки.  Конечно, с таким отношением к окружающим маленькому человечку живется нелегко! На самом деле он глубоко переживает конфликт с социумом. Недостаток общения делает одаренного ребенка замкнутым, угрюмым и неразговорчивым. В какой-то момент в лагерь «не понимающих» начнут переходить учителя, а затем и родители.

      Расстояние между одаренным ребенком и его сверстниками увеличивается еще и от того, что их умному товарищу подчас не знакомы простые детские радости, такие как мультики, дворовые игры, летние лагеря, шутки над учителями… У маленького гения, жизнь которого расписана буквально по минутам, на подобные «шалости» просто не остается времени.  Какие могут быть гуляния, если на носу очередной конкурс, а сразу за ним – олимпиада. Отсюда и проблемы с социальной адаптацией. Не имея достаточного опыта неформального общения, одаренные дети часто бывают чересчур стеснительными, скованными, теряются в незнакомой ситуации и тяжело привыкают к смене привычного ритма жизни.

     Ваши действия

     Без сомнения ребенок должен знать и помнить о том, что он – особенный и владеет чем-то, чего нет у остальных мальчиков и девочек. Но, в то же время, это не означает, что он имеет власть над окружающими, либо какие-то особые полномочия.

     Прекрасно, если у малыша есть возможность общаться с такими же яркими незаурядными, талантливыми детьми, обмениваться опытом и впечатлениями. И вовсе не обязательно, что Ваш талантливый музыкант должен вращаться исключительно в музыкальной среде. Напротив, будет совсем не лишним, если у него появятся знакомые маленькие «Эйнштейны» и «Пушкины». 

     Одаренным детям часто не хватает простого дружеского общения – на него просто не остается времени. Хорошо, если вам хотя бы частично удастся восполнить эту нехватку. Больше общайтесь с ребенком «на равных», не только расспрашивайте его, но и рассказывайте о себе, о своих впечатлениях и проблемах. Доверие не может быть односторонним. При подобной форме общения есть вероятность что вы не услышите обидных слов : «Да зачем тебе, мам? Тебе же это все равно не интересно!»

 

     Креативность

     Но, пожалуй, одной из самых серьезных проблем для одаренного человека может стать недостаток творческого мышления, креативности. Возможно, на первый взгляд такие слова могут показаться странными. Как это у вундеркинда и вдруг проблемы с творчеством?! В действительности же подобная ситуация встречается сплошь и рядом. Ведь у большинства талантливых детей выдающиеся способности сначала проявляются в выполнении того или иного задания лучше остальных. Один отлично считает в уме, другой пишет сочинения (а, они, как известно, пишутся на заданную преподавателем тему), третий безупречно играет на скрипке. Но все это лишь хорошее исполнение. А для того, чтобы одаренный человек мог реализовать свой талант, стать полноценной личностью, он в первую очередь должен научиться творить. Быть изобретателем и первооткрывателем в своей области, отыскать свою индивидуальность. И этого никогда не добиться без умения и желания мыслить творчески, способности видеть ситуацию иначе, нежели все остальные; без такого модного в наши дни слова – креативности.

 

     Ваши действия

     Существует масса методик и упражнений, позволяющих и помогающих человеку выходить за рамки привычного видения окружающих его вещей, находить интересные и необычные решения скучных и повседневных вопросов. И одаренным детям просто необходимо развивать в себе это качество. Именно недостаток креативности часто становится причиной того, что человек с уникальными способностями не находит им применения.

 

     «Перегорание»

     Помимо всего прочего существует еще одна проблема, так называемое «перегорание» одаренности. Это когда рос вам на радость настоящий вундеркинд, с трех лет писал поэмы, а потом вдруг, бац! - подростковый период – и таланта как не бывало. Просто нормальный способный подросток. Учится хорошо, умный и замечательный, но до гения явно не дотягивает. Или милая барышня, которая до поры до времени поражала всех своими математическими способностями, вдруг превращается в обыкновенную «отличницу-хорошистку», но не более того. Так случается довольно часто. Ребенок, начав бурно и активно развиваться годам к 13-14 как будто «перегорает». Трудно сказать, с чем это связано. Некоторые исследователи объясняют подобное явление гормональной перестройкой, которая происходит в период полового созревания. Особенно характерна такая ситуация для одаренных девочек, у которых в этом возрасте просыпаются первые ростки материнского инстинкта, появляется интерес к мальчикам, изменяются система ценностей, и еще недавно горячо любимая физика уходит на второй, третий, четвертый план. Короче говоря, природа берет свое.

     Но самое печальное, что дети зачастую переживают «потерю таланта» гораздо легче своих родителей, которые ну никак не могут смириться, что их малыш стал «обыкновенным», и продолжают биться головой об стену и требовать от ребенка  того, чего он дать не в состоянии. Именно отсюда берутся искалеченные судьбы тысячей «непризнанных гениев».

     Ваши действия

     Прежде всего нужно быть готовым к подобному повороту событий. Не устраивать трагедию с заламыванием рук и закатыванием глаз. Если до сих пор вы придерживались правильной системы воспитания, не делая культа из одаренности ребенка, а воспринимая ее как, пусть и не совсем обычную, но естественную составляющую его личности; то и этот переломный момент вы и ваш ребенок перенесете с честью и без особого ущерба для здоровья, сохранив ясное восприятие окружающего мира и трезвый взгляд на дальнейшую перспективу развития.  

 

 

     Одним словом, проблем и трудностей более чем достаточно. Поэтому семьям с одаренными детьми крайне желательна квалифицированная психологическая помощь. Специалист вовремя распознает тревожные симптомы, поможет малышу преодолеть страхи и сомнения, подскажет, как вести себя родителям и близким.

     Оптимальными условиями для обучения юных талантов можно считать специализированные учебные заведения, где дети находятся среди таких же «сильных» учеников, что позволяет им легче устанавливать контакт между собой, создает здоровую конкуренцию. В таких школах, как правило, отлично развита психологическая служба поддержки учащихся, когда каждый ученик находится под наблюдением специалиста, проводятся консультации с родителями.

 

     Часто одаренность больше походит на тяжкий груз, взваленный на хрупкие детские плечики, чем на Божий дар. И малышу порой бывает очень тяжело, так тяжело, что однажды он может не выдержать и сломаться. Если на долю вашего ребенка выпала непростая участь гения, то будьте готовы пройти этот путь вместе с ним и сделать все, чтобы он смог стать успешным человеком, реализовать все свои возможности и желания и прожить красивую, полноценную жизнь.

 

     Несмотря ни на что вы не должны воспринимать его талант как страшный диагноз. Совсем необязательно, что теперь ваш малыш обречен всю жизнь быть несчастным и в конце жизни обязательно сойдет с ума. Но и про то, что он отличается от остальных детей не только удивительными способностями, но и тонкой и легко уязвимой душой, забывать тоже не стоит.

    Адекватную и эффективную систему воспитания вы сможете построить только на основе доверительных отношений между вами и вашим ребенком и никак иначе. Это значит, что ваше с ним общению ни в коем случае не должно сводиться лишь к обсуждению очередных его успехов и построению перспектив на будущее. У ребенка очень быстро сложится впечатление, что он – машина для достижения успеха.

     Ваш родительский авторитет будет иметь ценность тогда, когда он будет разумным и обоснованным. А вот фразами: «Я – мать! Я лучше знаю!» вы хороших результатов не добьетесь. Не тот случай. Не забывайте, что ваше талантливое чадо может оказаться умнее и мудрее вас.

     Ваш малыш растет, у него могут появиться новые интересы, увлечения, влюбленности. Вы знаете, какая музыка звучит в плеере вашего сына, когда он торопится на занятия в школу? А что за тайный воздыхатель звонит вашей дочке по вечерам? Здорово, если знаете! Значит вы на верном пути!

 

Шишковская Анна

психолог, психотерапевт,