Карапуз с моторчиком.

Харченко Александра Валерьевна

 

/*-->*/ /*-->*/

Образ маленького непоседы у стороннего наблюдателя может вызывать улыбку: «Ну надо же, какой подвижный малыш!» А вот родителям ребенка «с моторчиком» как правило не до веселья. Часто гиперактивность становится настоящей проблемой. Сначала – отдельно взятой семьи, а потом и достоянием общественности  - детсадовской группы, класса ...

 

Сегодня вокруг гиперактивности ведется множество споров.

Болезнь или не болезнь? Лечить или само пройдет?

Попробуем разобраться в фактах, которыми располагает наука.

 

СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью - современная медицина определяет как неврологическое, поведенческо-возрастное расстройство.

 

Это означает, что чаще всего оно обнаруживается в определенный момент развития, в дошкольном либо младшем школьном возрасте, проявляется  в первую очередь именно в поведении ребенка  и с течением времени может изменяться.

 

При условии квалифицированного и своевременного лечения уже к подростковому возрасту некоторые симптомы СДВГ могут исчезнуть сами собой.

Однако, по данным проведенных исследований, у 1-4% взрослого населения признаки синдрома остаются. В основном это нарушения внимания: неспособность выслушать собеседника, невозможность сконцентрироваться на одном деле, довести начатое до конца. Таким людям часто свойственна нервозность и нетерпеливость, склонность делать «из мухи слона». Наверняка и у вас найдутся такие знакомые. И было бы неверно полагать, что наличие подобных особенностей поведения заведомо обрекает человека на неуспех в профессии, личной жизни, постоянные неудачи и страдания от собственной несостоятельности.

 

Как видите, СДВГ вовсе не страшная неизлечимая болезнь и не приговор.

Но значит ли это, что на признаки расстройства можно махнуть рукой со словами: «Да ладно, само пройдет!» или «Подумаешь, люди еще и не с такими болезнями живут!»?

 

Понарошку или на самом деле?

 

Немало тех, кто склонен опровергать существование СДВГ. По мнению сторонников этой точки зрения, гиперактивность – искусственно выдуманная проблема. А виной всему неумение и нежелание родителей заниматься воспитанием своих детей. Доводы звучат не слишком убедительно, особенно если принять к сведению результаты современных исследований.

Синдром дефицита внимания по медицинским меркам довольно молод, впервые он был описан в начале 20 века. Не до конца понятны причины и механизмы его возникновения. Однако удалось установить, что:

-  Расстройство имеет высокий процент наследственности. Многие родители детей с СДВГ сами испытывали аналогичные проблемы в детстве.

-  Имеются сведения о наличии изменений генетического характера при СДВГ.

- Неблагоприятное течение беременности и родов, первых дней жизни младенца также может послужить причиной СДВГ. В числе вредоносных факторов кислородное голодание плода (гипоксия), злоупотребление никотином и алкоголем, травмы в области живота, преждевременные роды и родовые осложнения. Хотя, справедливости ради, нужно добавить, что СДВГ – отнюдь не единственное последствие  влияния вышеперечисленных факторов на плод.

 

На приеме у врача.

Специалисты не устают повторять, что своевременное обнаружение и коррекция отклонений может привести к тому, что в будущем вы и ваш ребенок не столкнетесь с проблемой СДВГ, а если его признаки и проявятся, то в значительно меньшей степени. Вот почему не стоит пренебрегать визитами к детскому неврологу и педиатру, особенно на первом году жизни, даже если они кажутся вам простой формальностью.

Реально диагностировать синдром можно примерно лет с четырех.

Оптимальным возрастом для постановки диагноза СДВГ считается 5-6 лет. Однако, в некоторых случаях симптомы расстройства заметны и в более раннем возрасте. Прежде всего это касается гипервозбудимости, поскольку обнаружить нарушения внимания у детей младшего возраста довольно сложно. На первом году жизни ребенок с синдромом гипервозбудимости крайне беспокоен, много и беспричинно плачет, плохо спит. Часто подобные состояния малыша сопровождаются мышечным гипертонусом. Все это вовсе не означает, что в будущем у такого ребенка обязательно будет СДВГ, однако обследование специалистом, который даст необходимые рекомендации а возможно и назначит младенцу соответствующее лечение, лишним не будет.

 

Что за зверь?

Проявления СДВГ делятся на 3 блока:

Импульсивность. Малыш излишне поспешен, часто совершает необдуманные поступки, ему недостает терпения дождаться своей очереди в игре, до конца выслушать собеседника.

 Двигательная расторможенность. Ребенок в буквальном смысле слова не может усидеть на месте: ерзает на стуле, крутится, что-то теребит в руках. Он находится в постоянном движении, даже когда сильно устал.

 Дефицит внимания. Кроха рассеян и забывчив, легко отвлекается на внешние раздражители и с трудом сосредотачивается на выполнении задания.

 

Соотношение гиперактивности и дефицита внимания может быть различным. Самым распространенным считается смешанный тип СДВГ, когда гиперактивность в равной степени сочетается с нарушением внимания. Но существуют также гиперактивный тип где нарушения внимания выражены в меньшей степени,  и 3-ий тип – невнимательный. Как следует из названия, здесь на первый план выходят нарушения внимания, а Гиперактивность менее заметна. Он встречается нечасто, довольно труден для диагностики.

 

Если карапуз подвижный, энергичный, нетерпеливый, а временами становится словно заводной - не спешите вешать на него ярлык гиперактивного. Поведение малыша может напоминать СДВГ, если он чем-то сильно взволнован, беспокоен, тревожен.

Обратите внимание на следующие признаки:

- Ребенок с СДВГ везде ведет себя одинаково возбужденно, независимо от ситуации: дома, в детском саду или школе, на улице, в гостях. Это одно из ключевых отличий гиперактивного ребенка от обычного непоседы.

- Непослушного, расшалившегося карапуза можно успокоить, уговорить, подкупить в конце концов; с гиперактивными этот номер не проходит. Психологическая специфика таких детей такова, что они плохо воспринимают  критику и выговоры, но реагируют на малейшую похвалу.

- Обратите внимание, не является ли поведение ребенка социально разрушительным. Гиперактивные дети часто становятся источниками и участниками драк и конфликтов.

В любом случае, не стоит делать поспешных выводов и самостоятельно ставить диагноз. Если психолог в детском саду или школе сообщает вам, что у ребенка СДВГ, обязательно выясните, на основании каких данных сделан такой вывод. Помните, что одних только наблюдений за поведением ребенка или жалоб на непослушание недостаточно для постановки диагноза. Тем более, что психолог детского сада или преподаватель в школе как правило не имеет возможности наблюдать ребенка в иной обстановке. Для вынесения окончательного вердикта необходимо проконсультироваться с педиатром, пройти обследование у невролога. Возможно, от малыша потребуется выполнение специальных тестов. Для полноты картины также необходимо сделать электроэнцефалографическое исследование. По возможности, не ограничивайтесь консультацией одного невролога. Будет лучше, если свое мнение на этот счет выскажут 2-3 специалиста. Диагностика СДВГ не так проста. Коррекция расстройства требует комплексного лечения, включающего специальную диету, немедикаментозные средства, а в определенных случаях и лекарственные препараты, и делать скоропалительные выводы здесь недопустимо.

Проблемы в школе.

В настоящий момент именно СДВГ считается самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте.

Сегодня практически в каждом классе есть такой непоседа. Раньше было принято считать, что поведение ребенка является следствием недостаточного воспитания в семье, избалованности, либо, напротив, равнодушного отношения родителей к ребенку. Учителя старой закалки и сегодня тщетно пытаются добиться послушания от малыша с СДВГ строгостью и беспрерывными замечаниями. Подобные методы, к сожалению малоэффективны, поскольку направлены на устранение следствия, но никак не причины «плохого» поведения.

Между тем известно, что  повышенное негативное внимание учителя к такому ребенку, постоянные придирки и одергивания скорее всего не возымеют никакого воспитательного эффекта, а лишь отрицательно скажутся на самооценке малыша. Есть риск, что он замкнется в себе.

 

 Во время занятий гиперактивные дети с трудом справляются с заданиями, им сложно организовать свою работу и довести начатое дело до конца. Дома малыши беспокойны, часто непослушны, эмоционально неустойчивы. Простейшие поручения родителей становятся настоящей проблемой. Даже несмотря на хороший уровень интеллектуального развития, ребята непременно сталкиваются с трудностями освоения школьной программы. Следствием этого могут стать слабая успеваемость, низкая самооценка, частые конфликты с родителями и сверстниками.

Проблема СДВГ зачастую «всплывает» именно в начальной школе, поскольку таким деткам очень непросто приспособиться к новым правилам обучения. Они с большим трудом контролируют собственное внимание, постоянно отвлекаются, им свойственна импульсивность и необдуманность поступков. Стоит ли говорить, что в подобной ситуации, при отсутствии у педагога знаний и навыков работы с гиперактивными детьми, страдает не только сам ребенок, которого то и дело одергивают, делают ему замечания, но и остальные ученики, да и весь учебный процесс в целом.

 

Роль семьи.

Вот почему так важно правильное понимание проблем ребенка родителями и учителями. Лечение не принесет нужного эффекта без адекватного отношения близких к особенностям собственного малыша.  Даже самых терпеливых мам и пап может вывести из себя поведение карапуза. Ведь порой бывает очень нелегко принять тот факт, что поступки гиперактивного ребенка не являются умышленными. Тем не менее, в большинстве случаев это именно так. Он не выполняет ваших даже самых элементарных просьб не из вредности, а в силу специфики своего развития. Существуют программы модификации поведения для родителей таких детишек. С их помощью близкие учатся корректно и правильно реагировать на поступки  ребенка, находить альтернативные, не всегда очевидные способы решения проблем и конфликтов, предъявлять к малышу требования, адекватные особенностям его поведения. Родители должны четко отдавать себе отчет в том, что  успех преодоления расстройства во многом зависит от их активной позиции, желания понять ребенка, принять его таким, какой он есть, и стремления вместе преодолеть трудности. Несмотря на то, что коррекция расстройства порой занимает весьма продолжительное время,  СДВГ излечим.

Шишковская Анна,

психолог, психотерапевт