Разработка урока по геометрии в 8 классе по теме:"Параллелограмм. Прямоугольник. Квадрат. Ромб"

Лагунина Валентина Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Geometriya_urok_parall..doc135 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ поселка Лопуховка Аткарского района Саратовской области

Учитель Лагунина Валентина Александровна

(высшая категория)


Тема: «Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат».

        «Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает».

Н.Винер

Урок обобщения и систематизации знаний и способов действий.

                         ( с применением ИКТ)

Цели: 

  • Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний о четырех фигурах - параллелограмме, прямоугольнике, ромбе, квадрате.
  • Знать определения рассматриваемых четырехугольников;
  • Уметь распознавать на рисунке и по определению четырехугольники; применять признаки в решении задач.
  • Выявить качество и уровень усвоенных знаний.
  • Обеспечить у школьников развитие способности к оценочным действиям.

Оборудование:

1 Логическая опорная схема (ЛОС)

   по изученным четырехугольникам

        2. Готовые чертежи

        3. Разрезной квадрат у учащихся и демонстрационный

                   4. Карточки для ответов у доски

          5.Планиметрия. Физикон. Автор курса – доцент МФТИ, канд.        физ.-мат. Наук А.А. Хасанов

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Применение ИКТ. Планиметрия. Физикон. Автор курса – доцент МФТИ, канд. физ.-мат. Наук А.А. Хасанов
  3. Словарная работа
  4. Разминка (работа с квадратом).
  5. Устная работа по готовым чертежам (приложение 1).
  6. Ответы учащихся по карточкам (приложение 2).
  7. Составление опоры и работа по ее усвоению.
  8. Контрольный диктант.
  9. Решение задач практического содержания.
  10. Информация о домашнем задании.
  11. Подведение итогов урока.
  12. Рефлексия.

Ход урока

  1. Сообщение темы урока, цели.

  1. Словарная работа.

        Учитель читает слово или сочетание слов, все записывают его молча, потом один из учащихся по слогам проговаривает его и «защищает».

        

Слово

«Защита»

1. Биссектриса

1) Определение

2) У какой фигуры диагонали

     являются биссектрисами

2. Периметр

1) Определение

2) Как найти периметр

     прямоугольника

3. Параллелограмм

   

1) Определение

2) Признаки параллелограмма

     прямых

4.Ромб

1) Определение

2)Свойства диагоналей ромба

  1. Разминка.

        Из частей разрезанного квадрата сложите параллелограмм, прямоугольник. (Если сложат трапецию, сказать, что мы об этой фигуре поговорим на последующих уроках.)

  1. Вызвать четырех учащихся к доске для подготовки ответов по карточкам (карточки прилагаются). В это время – решение задач по  готовым чертежам (чертежи прилагаются).

  1. Заслушиваем и обсуждаем ответы учащихся (задачу о квадрате записать в тетрадь).

  1. Работа по составлению опоры и ее усвоению.

   1.-Какой из четырехугольников мы изучали первым? (параллелограмм)

   2.-Сколько свойств диагоналей параллелограмма вы знаете? (одно)

   3 -Какое? (Диагонали параллелограмма пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.)

Располагаем на доске параллелограмм.

   4-Какой из четырехугольников мы изучали следующим? (прямоугольник.)

   5-Сколько свойств диагоналей прямоугольника вы знаете? (два)

(Диагонали прямоугольника пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, диагонали прямоугольника равны.)

        По ходу обсуждения замечаем закономерность: порядок изучения фигуры и количество свойств диагоналей соответствуют.

        Располагаем новую фигуру в зависимости от определения того или иного четырехугольника. Получаем «кораблик».(см. ЛОС )

  1. Контрольный диктант:

Учащиеся должны на проверочных листочках нарисовать табличку размером 5 столбцов, 8 строк. Положительный ответ отмечают знаком +, а отрицательный ответ знаком -.

Паралл.

Прямоуг.

Ромб

Квадрат

1.Противолежащие стороны параллельны и равны.

2.Все стороны равны.

3. Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180.

4.Все углы прямые.

5.Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.

6.Диагонали равны.

7.Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов.

Диктант окончен.

Учащиеся меняются листочками с ответами в парах. Сверяют ответы с доской, исправляют ошибки и подсчитывают их количество. (На доске помещаю с помощью мультимедийной установки правильные ответы) Поднимите руки у кого …?

  1. Решение задач практического содержания.
  1. Как плотник может отпилить край доски под углом 45о?

(Измерить ширину доски, по длине отложить равные отрезки, соединить концы, провести диагональ квадрата и по диагонали отпилить.)

  1. Ребята, из книги «Домашняя геометрия» вы можете узнать, как сделать воздушного змея. Я лишь скажу вам, что он должен иметь форму прямоугольника, стороны которого относятся как 1:1,6 (такое отношение длин в математике и архитектуре называется золотым сечением).
  1. Как проверить, что рейки воздушного змея образуют прямоугольник?

(Измерить диагонали, они должны быть равны.)

  1. Запишем домашнее задание.

        №401, №403 стр. 113 учебного пособия.

        В 1- 20 стр. 114, подготовиться к математическому диктанту.

        Подведение итогов урока.

        Итак, мы поговорили еще раз о четырехугольниках, которые изучили. Раньше мы рассматривали каждую фигуру в отдельности, а сегодня соединили их в «кораблик». И неслучайно к уроку я взяла такое высказывание Н.Винера: «Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает».

        Оценки за урок:

  1. Рефлексия.

        Прошу всех закрыть глаза.

        Кому что-то не понятно по изученному материалу – открыть глаза.

        Спасибо.

        Прошу всех открыть глаза.

        Всем спасибо. До свидания.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1                        Готовые чертежи

Какая фигура изображена на рисунке?

                                                              115o                                     65o        

                                                      65o

    B                                    C                    Дано:

        ABCD – параллелограмм.

        ∟А + ∟С = 140о

Найти:

    A                                    D                                ∟A, ∟B, ∟C, ∟D

N                           P

Дано:

        MNPK – параллелограмм.

Найти:

        MP, NK

                M                        K

                R

Дано:

        PRLS – параллелограмм.

    P                            L                                        RS  PL

Доказать:

        PRLS – ромб.

                 S

ПРИЛОЖЕНИЕ 2                        Карточка №1

  1. Дать определение параллелограмма.

  1. Сформулировать свойства параллелограмма.

  1. Задача. Дан параллелограмм. Вычислите его углы.

        С                                                     B

                                                                   4

          A                4                M          3            D

Карточка №2

  1. Дать определение прямоугольника.

  1. Сформулировать свойства прямоугольника.

  1. Задача. Периметр прямоугольника равен 48 см. Найдите его стороны, если они относятся как 1:2..

Карточка №3

  1. Дать определение квадрата.

  1. Сформулировать свойства квадрата.

  1. Задача. Докажите, что середины сторон квадрата являются вершинами другого квадрата.

Карточка №4

  1. Дать определение ромба.

  1. Сформулировать свойства ромба.

  1. Задача. Диагональ ромба образует с одной из сторон угол 40о. Найдите углы ромба.

Приложение  для мультимедийной установки.

D:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0293828.wmf                                                                                                                     

 

                 

«Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает».

Н.Винер

Параллелограмм

Прямоугольник

Ромб

Квадрат

1.Противолежащие стороны параллельны и равны

+

+

+

+

2.Все стороны равны

-

-

+

+

3. Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180

+

+

+

+

4.Все углы прямые

-

+

-

+

5.Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам

+

+

+

+

6.Диагонали равны

-

+

-

+

7.Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов

-

-

+

+


Какая фигура изображена на рисунке?

                                                              115o                                     65o        

                                                      65o

    B                                    C                    Дано:

        ABCD – параллелограмм.

        ∟А + ∟С = 140о

Найти:

    A                                    D                                ∟A, ∟B, ∟C, ∟D

N                           P

Дано:

        MNPK – параллелограмм.

Найти:

        MP, NK

                M                        K

                R

Дано:

        PRLS – параллелограмм.

    P                            L                                        RS  PL

Доказать:

        PRLS – ромб.

                 S