Моим учителям посвящается...

Свириденко Ольга Владимировна

Урок длиною в жизнь...

ФГСО, компетентностно-ориентированное образование, универсальные учебные действия, фундаментальное ядро образования…

Уважаемые коллеги, отвлекитесь  от умных мыслей. Давайте с Вами поиграем в «Ассоциации». 

818 2686.jpgЯ начинаю: «Солнце».

Думаю, Вы продолжите так: лето, тепло, пляж, море, звезда, …. 

Вот другое начало – «Жизнь».

Вариантов, чувствую, предложите множество: любовь, дети, воздух, дорога, свобода, река.

Мне ближе ассоциация – река. Река как жизнь, бежит, не стоит на месте, то бурная, неспокойная, то тихая и умиротворённая.

820 13052009002.jpg

       Пред судьбой преклоняю колени,
       Быть учителем - это прекрасно!
        Все пройдет, не изведает тленья.
       Лишь любовь, над которой не властны

       Ни года, ни беда, ни обида,
       Все до времени скрыто, но верьте,

       У учителя, только для вида,
       Разделилось на четверти сердце.
       Входит в класс не ценитель покоя,
                                                                          Не заученных правил хранитель...
                                                                         Только сердце, пылая любовью,
                                                                          Может выстрадать званье "учитель".

 

А какую ассоциацию можно предложить к слову учитель?

Учитель… Какое ёмкое слово, вобравшее в себя и  жизненную мудрость предков, и мастерство преподавания, и бесконечную преданность тому, кто доверился учителю и пошёл за ним, и беспощадность ко лжи и лицемерию,….

Учитель… Для каждого из нас это, в первую очередь, человек, идущий вперёд и ведущий за собой людей, безраздельно доверяющих ему.

Учитель… Это человек, благодаря которому изменилась твоя жизнь. И это изменение произошло так незаметно, так естественно,  что порой тебе кажется:  «Всего в этой жизни я  достиг сам,  падая и поднимаясь, ошибаясь и находя единственно правильное решение». И только достигнув поставленной цели, оглядываясь на жизнь, понимаешь,  что ничего этого бы не было, если бы рядом не оказался твой учитель. Он шёл  вместе с тобой все эти годы, зримо и незримо помогал тебе в самых трудных ситуациях своим примером, советом, маленькой, только тебе одному известной подсказкой,  давая тебе право на ошибку. Он знал, что,  ошибаясь, ты делаешь ещё один шаг навстречу своей мечте. Он  верил  в твои силы. Он, как ангел-хранитель, не давал тебе готовых ответов и решений, а подталкивал тебя к очередной проблеме, решив которую, ты приподнимался над самим собой и протягивал руку помощи идущим рядом.

У каждого человека в жизни есть свой такой учитель.

Мне судьба преподнесла подарок.  У меня были отличные учителя. Самые теплые воспоминания о классном руководителе, учителе немецкого языка 821 Izobrazhenie_012.jpgВалентине Николаевне Рыжовой, учителе рисования Викторе Ивановиче Петриченко, учителе географии Лидии Андреевне Кондратенко, учителе физкультуры Иване Алексеевиче Карамышеве, учителе химии Анастасии Николаевне Захаровой. Встречи с этими людьми всегда теплые и добрые.

Вечная память тем, кого с нами уже нет: учителю физики Пятницкому Георгию Дмитриевичу, учителю русского языка Саблиной Вере Николаевне, учителю истории Ренгине Кузьминичне Степановой, Евдокии Михайловне Антоновой.  Низкий поклон, вам мои дорогие! Жизнь и педагогический опыт каждого из названных имеет право быть представлен в данной номинации.

 Но сегодня я хочу рассказать о своем учителе математики – Елисеевой Ольге Алексеевне.              

Ольга   Алексеевна Елисеева - заслуженный учитель РФ с 1980 года,   директор школы р.п. Красный Текстильщик  с 1989 по 1995 год.  Педагогический стаж Ольги Алексеевны -  40 лет.

С 2001 года Ольга Алексеевна на заслуженном отдыхе. Но не закрываются двери их дома.

                   823 Eliseeva_O.A..jpgИх навещают друзья и знакомые, дети и внуки, обращаются за методической помощью и за советом коллеги, ученики и их родители. Ольгу Алексеевну знают не только в районе и в области, ее ученики живут и работают во многих областях России.                                                                            

 Но где ж начало, где всему исток? Перевернем истории листок…

С детства Оля Мыльникова мечтала быть только учителем. В 1952 году, с отличием закончив 7-летнюю школу, Оля поступила без экзаменов в Саратовское педагогическое училище. Именно, педагогическое училище стало основательным фундаментом будущего педагога. Ценность обучения в педагогическом училище – многосторонние знания и компетенции, которые получали студенты  по всем направлениям. Насыщена событиями и интересна жизнь студентки Мыльниковой Ольги. Ольга Алексеевна – отличница, секретарь комсомольской организации педагогического училища, 824 1956_god.jpg занимается скрипкой, с удовольствием посещает хор при Саратовской консерватории, художественную студию, которой руководил известный в Саратове художник Козач Виталий Федорович,  успешно занимается спортивной гимнастикой.

С нежностью и уважением вспоминает Ольга Алексеевна своих преподавателей: главного методиста Никурашина Ивана Семеновича, учителя русского языка Александру Кузьминичну Костычеву.

1956 - 1961 год – обучение в педагогическом институте на физико-математическом факультете. Бурно протекает студенческая жизнь – отличную учебу, многочисленные доклады, подготовку к поступлению в аспирантуру под руководством преподавателя математического анализа Ерышева Степана Александровича Ольга Алексеевна успешно совмещает с активной  общественной  работой - член райкома комсомола Волжского района, секретарь комсомольской организации физико-математического факультета, активный участник художественной самодеятельности, и обязательно, спорт. Под руководством известного саратовского тренера Петра Васильевича Асташина Ольга Алексеевна сдает нормативы на первый разряд по спортивной гимнастике.

Золотые годы студенчества…Дружба… Любовь…

Познакомившись еще, будучи студентами, Ольга Мыльникова и Николай Елисеев поженились в 1961 году. По направлению они попали в поселок Красный Текстильщик, где начали трудовую деятельность учителями математики.

Становление свое чета Елисеевых прошла в дружном творческом коллективе педагогов средней школы поселка Красный Текстильщик. С чувством глубокой благодарности   Ольга Алексеевна вспоминает своих педагогов-наставников Валентину Ивановну Щелину, Моисеенко Антонину Васильевну. За годы обучения Ольга Алексеевна выпустила шесть полных выпусков, вновь  умело совмещая учительский труд и активную жизненную позицию. В течение многих лет Ольга Алексеевна – председатель профсоюзного комитета школы. С 1980  г – член Всесоюзного комитета профсоюза работников средней и высшей школы. Дважды в год Ольга Алексеевна выезжает на пленумы комитета то в Москву, то в Томск, Уфу, Стерлитомак и другие города нашей Родины. Проходила курсы повышения квалификации в МГУ.

825 Izobrazhenie_009.jpgИмея определенный педагогический опыт, убеждена, что Ольгу Алексеевну в полной мере можно считать учителем-новатором, так как она   активно внедряла в учебный процесс методы, приемы и технологии развивающего обучения.

По-мнению Ольги Алексеевны, все должно работать и быть подчинено  одной цели: научить учащихся пользоваться полученными знаниями. Основной вопрос образования Чему научится ученик за годы обучения в школе?

На современном языке, основная задача учителя - создание условий для проявления познавательной активности  учеников, организация целенаправленной учебной деятельности учащихся, в результате которой происходит формирование ключевых  компетенций школьников.

Эта цель достигается следующими путями

 Использование  методов и методических приемовдеятельностного обучения, проблемных методов обучения, проектно-исследовательских технологий, обучение в сотрудничестве, ИКТ-технологии, и невозможно представить процесс становления личности без здоровьесберегающих технологий и личностно-ориентированного подхода, направленных на развитие личности ребенка: групповых и парных форм работы, новых методов оценивания результатов и др.

 Позиция ребенка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего все этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ (оценку) результата.

Направленность на усвоение теоретических ЗУН, СУД,поиск и построение обобщенных способов действий, отыскание закономерностей, овладение общими принципами решения задач определенного класса.

 Ученик ставится в положение исследователя-творца. Ведь для того, чтобы овладеть принципом, открыть его, надо провести исследование. Все правила, и законы выстраиваются ребенком собственноручно.

Рефлексивный характеррассмотрения собственных действий. Опыт творческой рефлексии является основополагающим элементом в формировании личности.

 

С 1989 года Ольга Алексеевна – первый директор средней школы п. Красный Текстильщик, избранный большинством педагогического коллектива. В сложные годы перестройки под руководством Ольги Алексеевны, школа продолжала оставаться базовой школой в районе, а педагогический коллектив отличался работоспособностью, профессионализмом, сплоченностью и доброжелательностью.

Не могу не сказать несколько добрых слов о Николае Александровиче Елисееве. Николай Александрович отличается прямолинейностью и трудолюбием.  Всю жизнь, в трудности  и радости, он остается надежной опорой.    

  В 2011 году семейный супружеской  пары Елисеевых – 50 лет, а общий педагогический – 100 лет! Представьте себе жизнь длиною в целый век, большая часть которого посвящена обучению и воспитанию школьников.

По стопам родителей пошли и дети. Сын Сергей окончил факультет прикладной математики Саратовского государственного университета, дочь Наталья продолжила семейную династию – она вот уже 18 лет работает учителем математики в родной школе.

Ольга Алексеевна – заботливая бабушка, полностью посвятила себя своим четырем внукам.

Наша с вами жизнь – это река. Но все вы знаете, что реки бывают разные. Одни бурные и холодные, прозрачные, как слеза,  другие спокойные,  томные, манящие своей тайной. Есть реки широкие, раздольные и  щедрые, дарящие свою живительную влагу всему живому на земле, а есть скромные, незаметные, отдающие свои воды другим, более могучим рекам. А причина такого многообразия рек одна -  исток у реки, где она берёт своё начало. Это может быть прозрачный ключ, бьющий из-под земли в чаще леса, или родник, пробивший себе путь  среди гордых и холодных гор. Все зависит от истока реки, от её начала.

Поэтому и для человека очень важно, каким будет исток его реки,  кто будет рядом с ним в начале его пути во взрослую жизнь. Я говорю об учителе. Об учителе, который  открывает дверь в мир знаний, берет руку ученика в свою руку и говорит:

« Иди со мной и открывай все двери САМ, стремись не пропустить ни одной из них. И, главное, не бойся, потому что я буду рядом».

Учитель  зажигает искорку любознательности в доверчивых глазах детей и подпитывает её своим  интересом  к знаниям, пытливостью своего ума, желанием не останавливаться на достигнутом, пока не загорится огонёк доброты, человечности, желания познать неизвестное в сердцах и умах его маленьких спутников. Да, да, именно спутников, а не учеников. Так как он предлагает им вместе начать большой жизненный путь к добру, к любви,  к человеческой мудрости, путь, который приведёт его маленького спутника к его большой мечте. Сбудутся или нет мечты маленького человека? Это зависит от того, каким будет начало этого пути и кто будет с ним рядом у истока реки его жизни.

Теперь, дорогие коллеги, вам понятен смысл  моего ассоциативного ряда: «Жизнь – река – исток – учитель…».

Продолжи его…