Обучение должно быть трудным, но обязательно успешным
Вступление – создание эмоционального настроя.
Гаснет свет, возникает музыка, постепенно нарастающая. Одновременно на экране появляются сменяющие друг друга изображения памятника Петру I в Санкт-Петербурге. Звучат слова: “Без образа Петра Великого не почувствовать лица Петербурга. В ненастный осенний вечер, когда небо, превращенное в хаос надвигается на землю и наполняет ее своим смятением; река, стесненная гранитом стонет и мечется, всмотритесь в такую минуту в “Медного всадника” и вы почувствуете силу страстную, бурную, зовущую в неведомое. “Медный всадник – душа Петербурга!” Музыка стихает. На экране крупный план памятника “Медный всадник”.
Но далеко не всем известны некоторые технические подробности создания памятника великому организатору государства Российского.
Для пьедестала памятника подготовили монолитную гранитную глыбу массой более тысячи тонн! И доставили ее из деревни Лахти, что на берегу Финского залива, в Петербург. Обнаружена эта глыба была местным крестьянином Вишняковым. Глыбу называли Гром-камнем, так как в него однажды ударила молния, отбив большой осколок. Около 9 км пропутешествовал Гром-камень по суше, а потом по Неве на плотах был доставлен в Петербург. Небывалый успех русской техники того времени был даже отмечен медалью, на которой была вычеканена надпись: “ДЕРЗНОВЕНИЮ ПОДОБНО, 1770 ГОД!” (обратить внимание на тему урока).
И действительно, это был дерзновенный шаг! Как же в 18 веке, не имея ни мощных тягачей, ни подъемных кранов люди могли совершить такое чудо? Как же это было сделано?
Возбуждение интереса к изучаемому предмету – практически единственное действие мотивации школьников. Общей закономерностью человеческой психики является непроизвольное внимание ко всему новому, ранее неизведанному, неизвестному, яркому, эффектному. Физика как учебный предмет обладает возможностью привлечения внимания обучающихся почти на каждом уроке демонстрацией нового, неизвестного им природного явления, физического эффекта.
Таким образом, возникает проблемная ситуация.
Сегодня самые популярные и обсуждаемые темы:
- Федеральные государственные стандарты второго поколения (ФГОС-2)
- инициатива Президента РФ «Наша новая школа».
В Концепции ФГОС-2 говорится, что основным способом организации учебной деятельности является организация на основе системно-деятельностного подхода через создание учебных ситуаций. Создание учебной ситуации на уроке — это отражение новых идей и новых способов их реализации в практике педагога!
Долго ли может удерживаться внимание обучающихся к изучаемой теме?
Непроизвольное внимание, возбужденное эффектным опытом, затухает через 5-10 минут. Главным ключом к решению проблем обучения может послужить осуществление деятельностного подхода к процессу обучения.
Немецкий педагог А. Дистервег почти 200 лет назад писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен её открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится».
Как добиться того, чтобы каждый обучающийся действительно стал активным участником «экспедиции открытий»?
В условиях информационно – объяснительного обучения, когда учитель выступает в основном в роли информатора, познавательная деятельность ученика сама является следствием поступления информации. Информация поступает – познавательная деятельность совершается; подача ее прекращается – прекращается и познавательная деятельность.
В условиях же творческого познания познавательная деятельность представляет самодвижение. В этом случае информация не поступает извне, а является внутренним продуктом самой познавательной деятельности. Таким образом, учебные действия выступают первичными, а усвоенные знания носят вторичный характер и вне познавательной деятельности теряют свою силу. Необходимость усвоения содержания знаний через деятельность самих учащихся имеет свои теоретические основания. Знаменитый педагог К.Д. Ушинский писал, что главная цель обучения и воспитания: «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу».[1]
Из исследований психологов А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина следует, что на основе внешних материальных действий формируются внутренние действия, то есть умственные: они – то и обеспечивают человеку умение мыслить, ориентироваться в окружающем мире.
Итак, деятельностный подход к обучению обеспечивает тесный «союз» знаний, действий, отношений, развитие личности.
Деятельность – это работа, занятие, труд, но такие, которые вызывают в человеке или окружающем мире коренные изменения, преобразующие и сущность, и себя самого. При реализации деятельности учащихся на уроке наиболее важны следующие теоретические положения теории учебной деятельности, разработанные Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым:
1. Деятельность имеет следующие структурные элементы:
1) объект или предмет деятельности, на которые направлена активность субъекта деятельности;
2) орудия деятельности – те материальные предметы, которыми пользуется субъект;
3) материальные условия, в которых деятельность совершается;
4) результат деятельности.
2. В деятельности выделяют 4 этапа:
1) ориентировочный;
2) составление программы деятельности;
3) исполнительный;
4) контрольно – коррекционный.
3. Структура деятельности (по А.Н. Леонтьеву)
Потребности → мотив → цель и задача → действие →
операции → результат → рефлексия
Нужно осознать, что школьники не выучивают и не запоминают что-то из предлагаемого учителем не назло ему, а потому, что им это не интересно. Главная причина скуки и апатии обучающихся на уроке – это не лень, а безделье. Большую часть урока по схеме «опрос – объяснение – закрепление» ум и руки обучающихся в бездействии, им нужно лишь «прилично выглядеть» - не разговаривать, не читать постороннюю литературу, не играть в телефон, не дерзить, не задавать трудных или неудобных вопросов.
Основная моя задача на уроке - создание проблемной ситуации и условий для проявления познавательной активности учеников, организация целенаправленной учебной деятельности обучающихся (ЦУД) в результате которой происходит формирование образовательных компетенций школьников.
В своей работе делаю акцент именно на развитие образовательных компетенции школьников. Так как убеждена, что основная задача школы в конечном итоге – именно, образованный ученик.
Образовательные компетенции (учебно-познавательные компетенции) - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Каковы пути формирования образовательных компетенций обучающихся?
Прежде всего, это реализация на уроках технологий деятельностного подхода:
- технология «создания» обучающимися нового знания на уроке;
- технология обучения применению отдельных элементов знания;
- технология систематизации знаний в процессе решения физических задач;
и организация внеурочной деятельности школьников через проектно-исследовательскую деятельность.
Рассмотрим основные аспекты данных технологий.
Технология «создания» обучающимися нового знания на уроке
Известно, что результаты обучения зависят не столько от качества программ и учебников, сколько от организации процесса обучения. Большая часть уроков физики – это уроки изучения нового материала. Этап изучения нового материала организуется как процесс решения познавательных задач, имитирующих научное исследование.
При разработке уроков применяю методику деятельностного подхода в обучении физике, разработанную С.В.Анофриковой (МПГУ, г. Москва). Данная методика основана на анализе философской категории "человеческая деятельность" и исследованиях психологов в области деятельностной теории учения (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.). На уроках, организуемых по этой методике, учитель, во-первых, создает проблемные ситуации, в которых у учеников возникает потребность в создании новых знаний. Учитель организует деятельность учеников, по логике, соответствующей деятельности ученых, в результате которой они самостоятельно формулируют новое знание.
Вместо долгих объяснений использую:
- метод «обратного» диалога.
Суть данного метода в том, что для разрешения проблемы, парадокса предлагаю ученикам задавать вопросы в строго определенной последовательности: первая группа вопросов включает в себя вопросы, которые позволяют получить начальные сведения об объекте познания. Такие вопросы могут начинаться с вопросов: "Что?" "Что такое?" Вопросы второй группы целесообразно задавать только после того, когда уже известен смысл основных терминов и ключевых понятий. Они могут начинаться с вопросов: "Как?" "Каким образом?" Основная задача - узнать у учителя связь между ключевыми понятиями и терминами.
Третья группа вопросов должна помочь осмыслить проблему творчески. Здесь уже нужно задавать любые вопросы, ответы на которые в конечном итоге приведут к ответу на поставленную проблему.
Форма работы – фронтальная.
2. предлагает обучающимся специально составленные упражнения, при выполнении которых ученик вынужден использовать новое знание.
Следует отметить, что данная методика способствует более глубокому пониманию учащимися учебного материала, повышает их познавательную активность, вызывает интерес к предмету, способствует более качественному и прочному усвоению знаний. Однако, возникают определенные проблемы создания на каждом уроке учебных ситуаций, способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию. Необходимо не только продумать содержание, но и ее "аранжировку" - поставить задачу в такие условия, чтобы они провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, чтобы ребенку было интересно на уроке выполнять определенные действия. При этом все большую роль в самостоятельном изучении учебного материала на разных этапах урока играют электронно-образовательные ресурсы, цифровые образовательные ресурсы, возможности интернета.
На этапе «создания» обучающимися нового знания необходимо выдерживать определенный стиль общения: следует одинаково уважительно относится к любым попыткам обучающихся организовать мыслительную деятельность; запланировать и обязательно выдерживать паузы на обдумывание решений познавательных задач. [4]
Технология обучения применению отдельных элементов знаний
(методика разработана на основе теории поэтапного формирования умственных действий Выготсткого) состоит в следующем:вычленив некоторую порцию материала необходимо обдумать, какая именно организация работы учеников соответствует этому материалу.
Подготовить обучающихся к самостоятельному выполнению нужной работы и организовать работу детей на основе кратких схематических записей - конспектов материала и способов работы с ними.
Схематические записи-конспекты позволяют, ничего не заучивая, непосредственно после разъяснения учителя, приступить к самостоятельной работе с новыми заданиями. В результате ребенок может убедиться, что материал ему понятен, либо у него возникают вопросы, на которые учитель отвечает непосредственно в ходе объяснения.
На применение отдельных элементов знаний подбираются задачи-
упражнения с описанием 8 – 10 конкретных ситуаций. К каждому заданию даны способ его выполнения и образец решения. Работа над заданием предполагает дифференцированные и индивидуализированные варианты:
- реши с помощью,
- реши вместе с товарищем,
- реши самостоятельно.[4]
Технология систематизации знаний в процессе решения физических задачУроки решения задач – это уроки по формированию у обучающихся систем физических знаний о физических явлениях и методах решения «ключевых задач».После разбора «ключевых задач» организовать работу так, чтобы все в классе получили достаточную тренировку в их распознавании, решении, а затем в составлении. Ученикам рекомендуется иметь алгоритмы решения: ими можно пользоваться и на уроке, и на контрольной. С теми, кто проявляет интерес к физике, нужно вовремя перейти к решению нестандартных задач.
Виды работ с задачами:
- решение различными методами;
- решение систем задач;
- взаимопроверка решения задач;
- самостоятельное составление задач: аналогичных, обратных,
обобщенных, на применение;
- участие в конкурсах и олимпиадах.[4]
Одним из главных мотивов к продолжению любой деятельности для человека является успешность этой деятельности. Нет успехов – нет желания к продолжению деятельности, а может лишь быть ее имитация. Для успешного обучения нужно не только ставить перед школьниками трудные проблемы, но и незаметно помогать им найти «самостоятельно» решение этих проблем. Успех на каждом уроке является стимулом к дальнейшему обучению. Обучение должно быть трудным, но обязательно победным для всех учеников. [4]
Оценивание деятельности обучающихся
В отличие от традиционного обучения компетентностно-деятельностное обучение предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной учеником работы оценивается не с точки зрения ее соответствия субъективному опыту учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат. Ибо здесь важны не пятерки сами по себе, а пятерки, как средство, стимулирующее исполнение учебной деятельности, как доказательство, убеждающее «слабого» ученика в том, что он способен развиваться. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя – не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.
Сравнительная характеристика технологий
Традиционное обучение | Компетентностно- деятельностное обучение |
Главная цель | |
обеспечить усвоение школьниками набора запланированных качеств (стандартов) обучения; учитель – транслятор готовых знаний. Что нового узнает ученик в школе?
| Формирование ключевых компетенций. Компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости Чему научиться ученик в школе?
|
Основа содержания | |
набор правил для каждого конкретного случая | система научных понятий, определяющая принцип действия. |
Активность учащихся | |
репродуктивная | Продуктивная, проектно- исследовательская, поисковая |
Методы обучения | |
Иллюстративно-объяснительные: показ, объяснение, контроль | Поисково-исследовательские, методы проблематизации, проектные, деятельностные, метод решения учебных задач, метод обратного диалога |
Тип взаимодействия учителя – ученик | |
Руководство – подчинение | Сотрудничество - сотворчество |
Форма организации учебного процесса | |
Классно-урочная система – некая условно-административная группа с постоянным списком учеников во главе с классным руководителем | Возможен переменный состав классов, возникновение разноуровневых страт, групп по интересам, исследовательских и проектных групп
|
Тип коммуникации | |
обмен информацией | Обмен мыслями, чувствами, мнениями, опытом. |
Отметим, что если в качестве основной цели обучения рассматривать формирование у школьников образовательных компетенций, то следует иметь в виду, что эти цели достигаются не только при изучении учебного предмета на уроке, но и «через» всю организацию школьной жизни, «через» её связь с другими значимыми сторонами жизни школьников.С этой точки зрения образовательный процесс не равен учебному процессу. Образовательный процесс включает в себя и учебный процесс, и внеурочную деятельность.
Где современный высокомотивированный школьник может продемонстрировать свои знания по предмету? На уроке? Несомненно.Только для одаренных детей рамки урока порой становятся «тесны», а «пятерка» в дневнике или одобрение одноклассников уже не являются адекватной и приносящей удовлетворение оценкой знаний.
Именно поэтому возникла необходимость определенным образом организовать внеурочную деятельность школьников. Так, возник педагогический проект «Организация внеурочной деятельности школьников», основные направления которого: организация физико-математического кружка «Клуб Архимедес» и организация при поддержке коллег первой школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее».
Об успешности реализации деятельностного подхода в обучении свидетельствует результативность участия моих учеников в различных научно-практических конференциях, конкурсах, чемпионатах.
Но, к сожалению, попытки применения на практике принципов развивающего обучения, деятельностного подхода, проблемного обучения, успешного обучения для всех учеников встречаются с серьезными трудностями. Среди этих трудностей первым можно назвать значительное несоответствие между объемом обязательного учебного материала и времени, отводимом на его изучение. Традиционная методика по схеме «прослушай – прочитай – воспроизведи» требует - для заучивания и воспроизведения! – как минимум в 3-4 раза меньших затрат времени, чем методика изучения того же материала на основе принципа проблемного обучения и деятельностного подхода.
В современном обществе на сегодняшний день неизбежно возникают вопросы: чему учить? зачем учить? как учить?, но, вместе с тем, появляется еще один: как учить результативно?
«Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло», писал А. Горячев, автор учебника информатики. Можно смело сказать, что пришло время технологии деятельностного метода как средства реализации современных целей образования [5].
В Национальном проекте «Образование» определены цели и задачи современного российского образования:
достичь современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям;
обеспечить конкурентноспособность отечественного образования;
создать условия формирования конкурентноспособной личности.
Уверена, что лишь использование инновационных технологий обучения наряду с традиционными, позволит нам решить данные задачи и достичь поставленных целей.
И еще очень важный момент. Любая работа, прежде чем стать удовольствием, является обязанностью
И только от энергии самого человека зависит, станет ли эта обязанность удовольствием.
Литература:
1.Анофрикова С.В. Методика преподавания физики в средней школе. М.: Просвещение 1987 г.
2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998 г.
3.Прояненкова Л.А. Поурочное планирование по физике: 7 класс. – М.: Издательство «Экзамен»,2006 г.
4.Авторская школа Анофриковой С.В. Еженедельная газета издательского дома «Первое сентября» Физика № 35/03.
5.Актуальное интервью с Кабардиным О.Ф. Научно-методический журнал «Физика в школе» № 1/08
- Мне нравится (1)
Комментарии
Как сделать обучение успешным
Здравствуйте, Елена