Роль куклы в народной педагогике и воспитании детей

Лазовская Ольга Алексеевна

 

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует развитию творческого начала, готовит ребенка к  вхождению в жизнь. В первую очередь игрушка должна быть безопасной как для физического, так и для психоэмоционального развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Lazovskaya_statya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Роль куклы в народной педагогике и воспитании детей

        В современной жизни воспитание духовно, физически, социально здоровой и  всесторонне развитой личности – одна из главенствующих задач. Формированию духовно-нравственного начала  подрастающего поколения, уникальных творческих способностей детей и их адаптации в современном обществе способствует использование таких факторов народной педагогики как слово, игра и  труд. Ведущей деятельностью детей является игра и как ее средство - игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует развитию творческого начала, готовит ребенка к  вхождению в жизнь. В первую очередь игрушка должна быть безопасной как для физического, так и для психоэмоционального развития ребенка.

Кукла — первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор детских игрушек, однако, покупая их, мы очень редко задумываемся над вопросом, сколько пользы они могут принести нашим детям, а сколько вреда. Причиной тому является слабый контроль качества игрушек. Большинство из них даже не проходят экспертизу на содержание вредных и токсичных веществ. Чаще всего в игрушках устанавливается превышение допустимых концентраций фенола, а также альдегидов и фталатов. Помимо вреда здоровью, такие игрушки наносят непоправимый вред психоэмоциональному состоянию ребенка. Длинноногие Барби и Кены не способствуют развитию детей.  Наборы кукол для сюжетных игр слишком большие (например, кукла с домиком, подружками, гардеробом, и прочим), что приводит к пассивности ребенка, у которого вовсе не остается места для фантазии и творчества в игре. Бывает, что детская игрушка выглядит так, что определить кто это – не может даже взрослый (например, оранжевые пушистые лягушки или пятнистые слоны). Ребенок должен сначала получить достаточное представление об окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип адекватного восприятия действительности.

        Таким образом, мы можем заметить, что в магазинах минимальное количество подходящих кукол.  Как выйти из этой ситуации? Куклу можно изготовить своими руками из остатков натуральных материалов. Рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает правдивую информацию о мире. Кора дерева - шершавая, камень - гладкий, песок – сыпучий. Играя же с пластмассовыми игрушками, рука ребенка чувствует только их гладкую, холодную поверхность. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, в частности куклами, как установили учёные, равна нулю. Кукле для годовалого малыша  не обязательны проработанные части тела. Достаточно только обозначить голову, руки, ноги. Голливудской улыбки тоже не нужно. Ребенок сам решит: смеется или плачет его дочка. Для ребенка постарше ноги, руки у куклы должны быть более оформленные. На такую куклу уже можно шить одежду и играть в ролевые игры. Фантазия и образное мышление «достроят» из любой «примитивной» куклы все что угодно. «Подробные» игрушки не развивают образного мышления. Где же нам взять такую куклу, которая бы соответствовала всем тем требованиям, указанным выше? Обратимся к нашей  народной культуре.

Вот уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно - беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребёнком. В давние времена чаще всего игрушки делали в семье сами. Пожалуй, любимой игрушкой в русской деревне была кукла, сделанная из тряпок. В одной крестьянской семье таких кукол могло быть до ста. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую кукольную потешку  уже могла делать любая девочка. Куклу делали с большим старанием. Так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

            В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники. Ребёнок не только играл в куклы, набирая жизненный опыт, но и стремился повторить, сделать куклы самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - одно из главных достоинств самодельной игрушки. С пяти-шести лет дети начинали сами делать кукол, их мастерили из шишек, веточек; свёртывали из листьев, цветов; даже пряли нитки из крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Думаю, что именно поэтому необходимо возрождать, изготовление традиционной народной куклы. Внеклассная работа по предмету «технология» дает широкие возможности для этого.      

Однажды я спросила своих учениц 5 класса: «Есть ли у вас в доме кукла, сделанная своими руками?». Ответ был отрицательный. Тогда я решила научить девочек мастерить народную тряпичную куклу. На занятиях кружка рукоделия «Иголка-волшебница», который я веду, мои воспитанницы учатся изготавливать тряпичных кукол. Работу с девочками я начинаю с изготовления наиболее простых кукол-закруток (столбушка, пеленашка), а затем посложнее – кукла-баба, «сударушка», «перевертыш».  Чтобы создать свою игрушку, сохранив ее национальные черты, девочки знакомятся с историей народной игрушки и в частности тряпичной куклы. На занятиях воспитанницы узнают, что по своему назначению народные куклы делились  на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Создавая образ живой, рукотворной, родной игрушки,  дети через рукоделие приобщаются к культуре русского народа. Куклы, изготовленные своими руками из кусочков натуральной ткани, ветоши, ваты, ниток и пряжи гораздо чище в экологическом отношении. Самодельная кукла, не воспитывает в детях вещизма. Ведь каждая такая кукла — как человек: единственная в своём роде. И наряд у неё единственный. У неё своя история создания и свой неповторимый образ. Кукол наряжали в платья. Оказывается,  шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки - символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы. В процессе работы над созданием куклы, у девочек развивается моторика пальцев, ученицы закрепляют навыки работы с ножницами, иглой, швейной машиной. В практической работе дети учатся употреблять в дело любые имеющиеся под рукой лоскуты; гармонично сочетать их по цвету, следить за правилами экономии материала; в работе применять прямые и косые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, кромок, кусочков пряжи. Изготовление кукол доставляет детям радость и увлекает. Детская наивность, отсутствие натурализма с одной стороны и богатая детская фантазия, нестандартность мышления учениц с другой,  дают возможность создавать замечательные  кукольные образы. Я как педагог получаю огромное удовольствие, увидев прекрасный результат - яркий, пёстрый, праздничный кукольный хоровод. А для себя делаю вывод: не утратилась духовная ценность традиционной куклы, её главная способность дарить детям радость.

Изготовление народной тряпичной куклы – очень интересный, добрый и веселый вид традиционного народного ремесла. У каждой куклы свой национальный характер. В ней отражается человеческая история. Тряпичная кукла не требует особых затрат и дает огромные возможности для фантазии и творчества. Она воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Такую народную куклу не купишь в магазине. Нигде так не оживает старый лоскуток как в кукле,  сделанной своими руками. Родители легко могут изготовить народную игрушку вместе со своими малышами, а дети постарше вполне справятся с ней сами. Я убеждена, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

        

Библиография

  1.  Агаева И.В. Куклы // Народное творчество. – 2004. - № 1.
  2. Дайн М. Русская тряпичная кукла, Волгоград: Учитель, 2004
  3. Занятия по прикладному искусству / авт.-сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. http://isoterica.com.ua/kukli1.html
  5. http://www   rukukla. Ru
  6. http://www.slavianin.ru

Лазовская Ольга Алексеевна – учитель технологии.

Дом. адрес: г.Белгород, ул Почтовая, д. 78, кв. 18

Телефон: 89155753418

Служебный адрес: г. Белгород, ул. Шаландина, д. 5, МОУ «СОШ № 40 г.Белгорода», 52-41-18