личностно- ориенитрованные классные часы
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей №13
Выступление на педсовете
(из опыта работы)
Личностно – ориентированные классные часы.
Классный руководитель 11 «Б» класса
г. Химки
Московской области
2009 год
Все воспитательные функции в настоящее время переложены на школу. СМИ, телевидение, интернет всеми правдами и неправдами пытаются опорочить честь школы, честь учителя. Включите телевизор, откройте газету и вы увидите, что большинство программ и статей не выполняют воспитательных функций, а решают противоположную задачу. А ведь ученик предоставлен сам себе, смотрит что придется. Родители заняты, в основном, зарабатыванием денег, детям уделяется очень мало времени. (И их не всегда можно обвинить в недостатке внимания к детям, так как есть семьи, которые сводят только «концы с концами», другие почувствовали «вкус» денег и не могут остановиться). В лучшем случае родители определяют детей, иногда с перебором, на всевозможные дополнительные занятия, даже в ущерб школе. И поэтому мы остаемся, практически, единственными представителями, которые занимаются воспитанием подрастающего поколения. И в этой связи часто перед нами встает вопрос: как сделать воспитательный процесс удачнее. Одной из форм воспитательной работы является классный час.
Классный час – одна из основных форм внеклассной воспитательной работы. Каким ему быть – решают учитель и ученики, и тогда классный час превращается в час общения, доверительный разговор близких людей, когда каждая встреча становится интересной и нужной каждому. В настоящее время классный час, некоторые считают, - это необязательная форма внеклассной воспитательной работы. Но может ли, заинтересованный в воспитании своих детей, учитель отказаться от возможности поразмышлять с ними над нравственными проблемами, помочь детям в поисках истины, в познании своего «я».
Проведение классного часа должно быть потребностью, как учителя, так и ученика, органично вплетаться в систему воспитательной деятельности класса и школы. (Ни под каким предлогом не отменяться, и приучить детей к одному и тому же времени проведения и они сами вам будут напоминать, что сегодня классный час).
Классный час – это форма воспитательной работы, при которой учащиеся принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Различают две формы классных часов: традиционная и личностно – ориентированная.
Личностно-ориентированный классный час – это, прежде всего, подход к каждому ученику, позволяющий поддерживать процессы самопознания личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Основные понятия личностно-ориентированного подхода – это индивидуальность, самовыражение, субъективность, выбор и педагогическая поддержка.
Чтобы подготовить личностно-ориентированный классный час, нужно вместе с детьми выбрать тему (интересна ли она для них?). В подготовке классного часа должны принимать участие все учащиеся класса (групповая и индивидуальная деятельность).
Педагог старается сделать все для того, чтобы готовящееся дело было полезным и интересным для каждого.
Классный руководитель должен подумать о том что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и готовность учащихся к участию в коллективном разговоре; в какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности; каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность.
Анализ и оценка результативности классного часа – это обогащение жизненного опыта, личностное значение, комфортность и активность детей в классном часе.
Критерии эффективности личностно-ориентированного классного часа:
- личная значимость для учащихся
-благоприятный психологический климат
-возможность для проявления и развития индивидуальных способностей школьников
-обогащённость жизненного опыта
-духовно-нравственная ценность
-вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа.
В 5 классе я, обычно, провожу серию классных часов «Дружбой дорожить умейте», - на которых ученики очень откровенны, легко идут на разговор, делают выводы о правильности тех или иных поступков.
В 6 классе: серию классных часов по этикету, в 7 классе: - провожу конкурс «Этикет и мы», «Друг и Я». В 8 классе провожу беседы: «Люди, без которых мне одиноко», проходят очень интересно, и эти люди, не всегда родители или учителя, а учителя, вообще, очень редко. О дне Лицеиста дети поднимают вопрос сами, еще в 7 классе, изучаем «Заповеди Лицеиста», составляем план подготовки к этому дню, составляем предварительные списки лучших учеников, кто первым будет удостоен чести называться Лицеистом. После окончания 8 класса даю задание на лето: создать фантастический проект: «Страна, в которой мне бы хотелось жить». Каждый год традиционно провожу классный час: «Символы России», (герб, флаг, гимн, награды, звания, их истории)
Итогом каждого учебного года является классный час «Вот и стали мы на год взрослее». Во время подготовки к нему, даю задание написать сочинение на тему: «Мой класс глазами «невидимки»», провожу анкету:
Жизнь класса глазами учеников.
- Какие мероприятия в этом году тебе понравились в классе;
- Какие мероприятия в этом году тебе понравились в лицее;
- Какие мероприятия в этом году тебе не понравились в классе;
- Какие мероприятия в этом году тебе не понравились в лицее;
- В каких мероприятиях ты принимал участие;
- В каких мероприятиях не принимал, но хотел бы это делать;
- О чем бы вы хотели поговорить и что посмотреть в будущем, из предложенных вариантов.
На этом классном часу дети рассказывают о своих успехах, иногда о неудачах, показывают свои работы, презентации, номера художественной самодеятельности, читают сочинения на любые темы из своей жизни. (Некоторые презентации детей помещу отдельно). Многие работы мы заклеиваем в большой конверт, который вскрываем на выпускном вечере.