ЭССЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ГОДУ УЧИТЕЛЯ

Современная школадолжна соответствовать тем требованиям, которые предъявляет общество. Формирование модели «нового человека», который способен творчески мыслить, реализовывать свои интересы и склонности, успешно адаптироваться к окружающему его миру - приоритетные задачи, стоящие перед школой. Передо мной, как перед педагогом, так и как перед заместителем директора по учебной работе встала именно такая цель - сформировать человека будущего. Человек красив трудом и поступками. Красивая школа   красива делами. Школа — это дом. Дом ученика и дом учителя. В нём должно быть уютно, весело, тепло, комфортно, здесь должны царить любовь, гармония и красота. Вот такой дом строим мы совместно всем селом. Школа, школа …

Ты - детства нашего обитель,

Очаг уюта и тепла.

В непрочном мире ты – хранитель

Надежности всегда была!  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭССЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ГОДУ УЧИТЕЛЯ

Современной школе современный учитель

Процессы, происходящие сегодня  в сфере образования, напрямую касаются каждого гражданина, каждой  семьи. 2010 год, впервые   объявленный в России Годом учителя, призван решить ряд стратегических задач: создать условия для инновационного развития деятельности педагогических работников, усилить взаимодействие учителя, школы, педагогической общественности с  социумом и в значительной мере повысить социальный престиж учительской профессии. 

Перед министерством образования и школы в частности стоит сложнейшая задача, налагающая огромнейшую ответственность перед страной, её народом и будущим нации - поддерживать баланс для успешного формирования личности в раннем возрасте, предотвращая слабость характера или его поломку от непосильного напряжения или давления.

Современная российская система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в появлении альтернативных типов учебных заведений, использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования, применении новых педагогических технологий и других инноваций.

Современная школа должна соответствовать тем требованиям, которые предъявляет общество. Формирование модели «нового человека», который способен творчески мыслить, реализовывать свои интересы и склонности, успешно адаптироваться к окружающему его миру - приоритетные задачи, стоящие перед школой. Передо мной, как перед педагогом, так и как перед заместителем директора по учебной работе встала именно такая цель - сформировать человека будущего. Человек красив трудом и поступками. Красивая школа                                                   красива делами. Школа — это дом. Дом ученика и дом учителя. В нём должно быть уютно, весело, тепло, комфортно, здесь должны царить любовь, гармония и красота. Вот такой дом строим мы совместно всем селом. Школа, школа …

Ты - детства нашего обитель,

Очаг уюта и тепла.

В непрочном мире ты – хранитель

Надежности всегда была!

Для нас школа — это творческая мастерская, весь социально - психологический микроклимат, который создает условия для самореализации личности. Наша Черки – Гришинская средняя  школа для ребенка - это второй дом, где он проводит большую часть времени, это мир, в котором он живет и, как губка, впитывает весь уклад традиций. И это зависит от нас, учителей - полюбит ребенок школу и будет с теплыми чувствами вспоминать ее,  или возненавидит навсегда.

Школа - это самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее. Эта  лаборатория активно работает для того, чтобы воспитать настоящего человека — деятельного, нравственно одаренного, наделенного даром сочувствия и сострадания.

Вся жизнь, окружающая нас, заставляет и зовёт учиться. А.П.Чехов сказал словами старого крестьянина Пантелея в «Степи»: «Одному человеку Бог один ум даёт, а другому два ума, а иному три. Один ум, с каким мать родила, другой от учения, а третий – от хорошей жизни». Один ум мы, действительно, получаем от природы, хорошую жизнь и другой ум мы добываем общими стараниями, но вот ум от учения каждому нужно добывать самому в нелёгкой работе, много лет подряд, преодолевая трудности. Постоянно учиться требует и быстрое развитие науки и техники. Кто не научился учиться в школе, тот быстро отстаёт от жизни. Поэтому учиться надо всю жизнь. Тяга к знанию, нужда в знании была и будет всегда.

Главным звеном в получении знаний является – школа. В школе человек не только изучает науки, но и составляет своё мнение о жизни, формирует представление о будущей профессии. Школа – это не просто место получения знаний, школа – это кузница взглядов на жизнь, профессию, политику.

По моему мнению, школа будущего – это не только компьютерные классы, передовые технологии, это дети, любящие своих родителей, уважающие труд учителей, это прямое общение человека с человеком. Путь к прогрессу это не только ломка старого, это созидание нового на прочном фундаменте из старого. Легко разрушить все, говоря о несостоятельности, непригодности, но что мы получили взамен, не создав нового на пустом месте? Пустоту! Поэтому школа, я думаю, должна стать связующим звеном между прошлым и настоящим, между гуманизмом и практицизмом, между отцами и детьми.

Именно в школе формируется личность ученика, его мировоззрение и даже характер. Она не только «жилище наук», но друг и воспитатель. Она одна может собрать столько разных людей, подружить их и сделать единым целым классом. Это очень трудоёмкий процесс, о котором знает лишь сама школа. И результат его – готовые к деятельной жизни личности. И пусть школьное образование – это ещё не все. Далее – институты, университеты, академии, но именно оно является основой всего, фундаментом «здания», подножием «горы».

Мы живем в XXI веке, веке высоких технологий и всевозможных новшеств, внедряем в повседневную жизнь человека. Сейчас очень важно, чтобы эти новшества не прошли стороной ни одну отечественную школу. Это залог процветания нашей страны, её будущего. А её будущее – это дети, молодое поколение, теперешние ученики. Благодаря многочисленным указам правительства об образовании и принятым законам были созданы такие условия для дальнейшего развития школы и её изменения, ведь изменения как закон: изменяется общество – меняется все вокруг общества, а значит изменяется и школа.

Но какой она станет? Более усовершенствованной, более развитой. Это понятно. А ещё, несомненно, с развитием новых технологий появятся знания, увеличится объем изучаемого материала и в результате усложнится школьная программа. Появятся новые науки, увеличится количество школьных предметов и экзаменов. Изменится и метод преподавания. Решающим фактором станет личность ученика и индивидуальный подход к каждому. Это требует от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведения.

Подготовка современного педагога должна отвечать требованиям, предъявляемым к инновационной деятельности, требуется моделирование структуры такой деятельности будущего педагога, которая формирует готовности к восприятию, разработке или использованию новейших образовательных программ, технологий, не влияет на его профессиональную позицию.

Как бы не менялось время, ценностные установки и веяния, всегда будет востребован педагог-мастер. В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела: учителей года, учителей-экспериментаторов, исследователей, творчески работающих учителей. Это специалисты высшей квалификации, высокой культуры, разрабатывающие авторские программы. владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы, наиболее полно реализующие свой творческий потенциал, добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении и воспитании, развитии подрастающих поколений.

XXI век выдвигает перед педагогическим образованием особые задачи и, в первую очередь, ставит задачу подготовки педагога-мастера, педагога-гуманиста. Модель педагога XXI века предполагает прежде всего профессиональную, компетентную, творчески развивающуюся личность, в которой превалируют духовно-нравственные, гуманные качества. Учитель-гуманист имеет свой гуманистический почерк педагогической деятельности, умеет ставить и решать задачи гуманного воспитания, устанавливать гуманистический стиль взаимоотношений с учащимися, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения.

Сегодня в современной школе учителю важно усвоить для себя необходимость внедрения в учебный процесс новых педагогических, информационных и компьютерных технологий. Учителю, начавшему свою педагогическую деятельность в советской школе, сделать это трудно. Трудно ограничить до минимума традиционные мел и тряпку, трудно не просто учить, но и научить школьника учиться. Но реальность сегодняшнего дня такова, что для успешного существования современной школы, повышения качества знаний учеников необходимыми понятиями должны стать компетентность, учебный проект, исследовательская деятельность, компьютерные технологии.

Программа INTEL «Обучение для будущего» реально помогает внедрять новые педагогические технологии в учебный процесс. Несмотря на то, что мы еще только учимся сами, в процессе обучения поэтапно применяем на практике изученное: создание и использование мультимедийных презентаций, публикаций, веб-сайта.

Каковы же сегодня требования общества к учителю? По данным опроса, проведенного в конце минувшего года, родители хотят видеть в учителе не только профессионала, владеющего арсеналом педагогических средств, но и культурного, доброжелательного, хорошо знающего детские характеры человека. Высокие требования к компетентности педагога предъявляют и ученики: универсальная образованность, информированность, прогрессивность, желание и способность заинтересовать предметом. Да, учитель  - не профессия, а призвание. Нет призвания благородней и возвышенней, чем наше!

Кто-то из нас учит читать, другой водит по странам и континентам, третий не даёт пропасть в дебрях математики - но каждый, без исключения, учит быть человеком. Первые оппоненты молодых умов, первые врачеватели душ... Педагог - это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что он делает. Нужно уважать детское желание быть хорошим, беречь его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотреблять своей властью.

Главное в работе, не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение любить детей, верить в каждого из них, умение находить «жемчужину» в каждой «раковине». Быть не только наставником, но и другом. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников. Их радостное, коротенькое приветствие «Исәнмесез!», тёплые объятия заставляют забыть обо всём, пробуждают в тебе силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а разжигались и становились всё сильнее и ярче. Ты готов свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд, дарить ученику радость познания и помочь ему поверить в себя.

Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Да, учитель должен сегодня не только учить, но и учить учиться. Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что я отдаю тепло своей души. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда. Кто-то из моих учеников станет известным математиком, кто-то инженером, технологом, кто-то будет хорошим отцом или матерью, а кто-то станет просто добрым человеком. И очень надеюсь: среди них будут и учителя.

Мы живем в современном мире, который находится в постоянном движении и развитии. Появляются новые педагогические технологии, новые программы, новые учебники. Современный  учитель – это учитель, который должен идти в ногу со временем, повышая свой профессиональный уровень и применяя в своей работе достижения науки и техники. Учитель должен быть коммуникабельным, быть в творческом поиске, чтобы заинтересовать учеников и поддерживать их интерес к учебе. Этого можно достигнуть, применяя на уроках разнообразные методы и формы работы. В современном мире к учителю предъявляются большие требования, так как появляются в школах интерактивные доски и компьютерные классы, то учитель должен научиться с ними работать, а это значит, что не только учителю работать намного интереснее, но и ученики получают глубокие и прочные знания, и расширяют свой кругозор.

Педагогическая наука считает, что одним из важнейших свойств современного учителя является его гуманная и гуманитарная позиция: толерантность, способность понимать ребёнка, умение видеть ситуацию его глазами, умение стимулировать саморазвитие школьника. Необходимо использовать личностно-ориентированный подход, с помощью которого возможно развитие неповторимой личности, индивидуальности. Учитель должен помнить, что он хранитель души ребёнка, её благоустроитель. И если ребёнок воспитывается в обстановке терпимости, он учится понимать и принимать других. Если его подбадривают, он учится верить в себя. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным. Если он растёт в честности, он учится быть справедливым. Если он растёт в безопасности, он верит в людей. А для этого учитель не должен быть равнодушен к своим ученикам, тогда это зерно неравнодушия прорастёт и даст богатейшие плоды – добрых, порядочных, отзывчивых людей

Каждый учитель должен совершенствовать свое педагогическое мастерство, которое представляет высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитании и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем. Педагогическая деятельность современного педагога – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность. глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогический задач, самостоятельность суждений и выводов.

Педагогическое мастерство прежде всего связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств учителя-профессионала, помогающий ему обеспечить учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшими из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога-мастера – человеколюбие и умение общаться с людьми.

Личность учителя – основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства. Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой.

Успех модернизации образования зависит, в первую очередь, от качества и эффективности деятельности работников образования, их компетентности и профессионализма.

Как говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». В связи с этим в управлении образованием особое значение приобретают методы оценки состояния учительского корпуса и тенденций его развития.

Мастерство - то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа! Доктор педагогических наук Ю.П. Азаров утверждает формулу мастерства, сущность которой в триаде: технология, отношения и личность. Эта технология должна быть запущенна без промедления, ибо благодаря этому создаются отношения, а эти отношения формируют учителей и детей при общении. Чтобы прийти к такой технологии и к такой системе отношений, когда взрослые доверяют детям, а дети готовы всегда прийти на помощь взрослым, необходимо истинное педагогическое творчество, необходима та особая вера и в свои силы, и в силы своих коллег, и в силы детей, которая непременно снимет страх, предаст мажорный настрой всем педагогическим действиям, утвердит логику радости и борьбы за лучшие идеалы жизни школы.

Подводя итоги, считаю, что педагог - это благороднейшая и труднейшая профессия, которая требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. В то же время учитель простой человек, со своими радостями и печалями, проблемами и увлечениями. Он многогранен и интересен, добр и строг, справедлив и не подкупен.

Учитель – профессия – птица,

Вряд ли труднее сыскать,

С какою другою сравнится,

Ребячьи сердца зажигать…

Это мой девиз. Когда за плечами имеется  опыт работы,  легче доказать правоту данного изречения. В нашей школе разные учителя. Кому-то вовсе и необязательно зажигать «ребячьи сердца», у них получается всё само собой. Уроки, домашние задания, контрольные – всё как у всех. Но я с гордостью назову имена той «элиты», превращающей свой повседневный труд в постоянный праздник, постоянный поиск путей к сердцам детей,  закладывающей в души детей те истины, которые возможно, как и для меня в своё время, станут путеводной звездой. И, поверьте,  такие педагоги у нас есть! Я думаю, что именно такие учителя – учителя  будущего.