Моя педагогическая философия

Звонарева Татьяна Ивановна

Солнечный лучик заглянул в окно. Что здесь? Какой уютный класс. Сколько зелёных растений. А вот попугаи о чём- то ведут свой разговор. Ага, и ты согрелась мудрая черепаха, потопала так важно между рядами. Боже, а рыбы – то какие красивые! Взгляд так и привораживают. Понятно… кабинет биологии. Ба, да и учитель здесь. Что за листочки у неё на столе? Очередная контрольная? Не может быть, от неё только что ушли ученики. Не ученики – выпускники. Загляну, что она так увлечённо читает? Письма... А  о чём она думает?  Конечно, о школе.  Хочешь узнать, что думает? Тогда  прочти эссе "Моя педагогическая философия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon моя педагогическая философия57.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

На рассвете

Тонкий рыжий луч

Осторожно слез

С высоких туч.

Пробежался

Заспанным селом.

Погляделся в лужу за углом.

Походил на цыпочках

В лесу.

Подобрал

Набрякшую росу.

Георгий Граубин

Солнечный лучик заглянул в окно. Что здесь? Какой уютный класс. Сколько зелёных растений. А вот попугаи  о чём- то ведут свой разговор. Ага, и ты согрелась мудрая черепаха, потопала так важно между рядами. Боже, а рыбы – то какие красивые! Взгляд так и привораживают.  Понятнокабинет биологии. Ба, да и учитель здесь. Что за листочки у неё на столе? Очередная контрольная? Не может быть, от неё только что ушли ученики. Не ученики – выпускники. Загляну, что она так увлечённо читает?

 «Есть два вида учителей: добрые и понимающие и слышащие только себя. Вы относитесь к первому виду, Вы всегда понимали нас!!! И за это Вам СПАСИБО!!!

Вы научили нас не только биологии, но и многому другому, учиться жить, как поступать в той или иной ситуации и за это Вам тоже СПАСИБО!!! Волков Алексей»

«Когда я перешла в эту школу и встретилась с Вами, то мне начала нравиться биология, я даже решилась сдавать биологию. … Головина Марина»

«Татьяна Ивановна, ангел Вы наш, никогда не забывайте нас!

Именно вы привязали мне любовь к биологии.

Именно вы определили исход моей жизни. Именно Ваши советы помогли мне жить, когда жить не хотелось.

Именно на Ваши урок я летел быстрее, чем на завтрак….

С любовью и уважением Казённов Антошка»

Да.… О чём она думает сама.

 Родные мои, разве можно вас забыть. Вот и вы уходите. Сколько раз я уже прощалась….

Кажется, только вчера у нас в 143 группе был диспут, «Каким должен быть хороший учитель».  Мнения были разными. Одни говорили, что учитель тогда учитель, когда он блестяще знает свой предмет, ибо от этого, от его научного багажа, и начинается признание учеников, а потом и родителей. Другие утверждали, что поскольку  душа ребёнка раскрывается во внеклассной и внешкольной работе, то только тот учитель – мастер, который свободно владеет формами  внеурочной работы. Третьи на первое место ставили умение работать с родителями, говоря, что это самый трудный участок. Мнение четвёртых было такое: главное научить ребёнка учиться всю жизнь, поэтому и в учителе главное – это его методический багаж. А я эмоционально утверждала, что главное это любовь: любовь к профессии, любовь к детям, любовь к учителям, к школе.    Ведь у меня был уже «большой» опыт. Интересная школьная жизнь, десять уроков первой и десять уроков второй педагогической практики.  (Как смешно это звучит сегодня).     И всё-таки я была права. Любовь, она  как солнышко: ласкает, согревает, пробуждает. Вот даже черепаха проснулась, топает. Рыбы резвятся, попугаи «расчирикались». Пойте, вы уже не помешаете нам вести душевные разговоры.   (Душевные, душа…Может, как биологу, мне надо говорить «сердечные».) Солнечные лучи, согревая землю, пробуждают подснежники, падая на лист, помогают создавать новые вещества, так и любовь, она даёт жизнь. Любовь бывает разной. Любовь мужчины и женщины.  Кто – то утверждает, что это химия. Вот уж не согласна. Как же русское, вечное, мудрое: «Любить значит жалеть». Вот родительская любовь. Она обычно проявляется сама собой в моменты ожидания и рождения ребёнка. А  учительская любовь это не только от бога, ей необходимо учиться. Любовь к детям и умение строить работу с ними согласно современным педагогическим концепциям нельзя разложить на разные чаши весов и выяснить, а что весомее в деле образования, что окажет большее влияние на желаемый результат. Необходимо идти от индивидуальных особенностей, способностей ребёнка, принимая и любя его таким, какой он есть. Вот на столе символы человеческой  сути. Это ДНК, мозг, сердце. Каждый ребёнок имеет наследственность, и  мне не дано её изменить. Но я могу увидеть способности и помочь им раскрыться. У него есть  мозг, который нужно развивать, тем самым вселить ребёнку уверенность в своих силах, вдохновить и научить добиваться успеха. И сердце, которое можно повернуть к себе добротой, вниманием, заботой. Если не сделать этого, отпущенные на мой предмет часы, окажутся просто впустую потраченным временем. Так много зависит от моего умения, желания, знания.  «Любите то, что преподаёте и тех, кому преподаёте» Ключевский В.О.  Мудрый совет.

«На ваших уроках всегда было интересно. Время просто «летело» и всегда хотелось, чтобы оно шло медленнее,  т.к. Ваши рассказы были очень занимательны и познавательны. Батурина Лена».

У меня было по-другому. Когда я пришла работать в школу, я поймала себя на мысли, что не помню ни одного школьного урока биологии. Неужели  и моих учеников ждёт тоже? Безнадёжный случай? Нет! Я не хочу этого. Я их уже любила. А для любимых всегда хочется самого лучшего. И начались поиски, как разжечь искорку интереса, разбудить дремлющие таланты. Соловейчик предлагает «Учение с увлечением».

Была ли я готова к осуществлению задуманного? Да, теоретически я была готова. Ещё у А.П. Гайдара я нашла подсказку: «интересно» - «хочется» - «очень хочется» - «страстно хочется» - «жить не могу». Изучая опыт передовых учителей и на своей практике, я всё больше убеждалась – без интереса нет хороших, прочных знаний. Об этом не скажешь лучше С.Соловейчика: «Немножко поленился и поработал меньше, чем нужно, - немножко меньше стало интереса – немножко труднее стало работать – ещё меньше успеха -  ещё меньше интереса – совсем мало работы – совсем нет интереса – всё плохо». Так действует заколдованный круг.

А если хоть немножко интереса? Тогда чуть-чуть и прибавится работы, последует первый маленький успех – чуть больше интереса и желания работать – больше работы – больше успеха – ещё больше интереса – и, наконец, учение с увлечением». Вот он, готовый план моей работы на долгие годы: заинтересовать, увлечь, научить отличать увлечение от развлечения и – по ступенькам увлечённости к сотрудничеству.

Как это осуществить? И на это я нашла ответ. У Экзюпери. Он писал:
«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пусты. Обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити.
Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать.
Не судите о способностях по легкости усвоения, успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствие. Любовь к познанию – вот для меня главное мерило образованности».

Да, если учитель сумеет создать на уроке творческую атмосферу, учитывая индивидуальные способности и возможности ученика, то учение будет приносить радость.

«… Хочется пожелать Вам послушных учеников. Панюшкина А

 Нет, Аня, мне по душе дерзкие, беспокойные, уверенные в себе, ищущие ребята, а не покорные исполнители учительской воли. Не секрет, что сделать процесс обучения эффективным и радостным можно лишь тогда, когда ученик и учитель трудятся вместе ради достижения общей цели. При этом ученик должен ощущать себя соавтором единого творческого процесса, когда учитель и ученик  как бы дополняют друг друга. Это, на мой взгляд, возможно. Как говорила «Баба Зина» - Зинаида Михайловна, самый лучший преподаватель по педагогике: «Основа основ преподавания всех наук: побуждать живую, самостоятельную мысль ученика. Тогда каждый, даже самый скучный, на первый взгляд, предмет станет интересным».

Ну, лучик высвети, чему я научилась, что мне помогает увлечь ребят своим предметом.

В первую очередь это привлекательная цель: простая, понятная, выполняя которую он выполняет учебное действие, планируемое учителем. Например, ловим солнечный зайчик – работа с микроскопом в 6 классе.

Другим часто используемым приёмом в моей работе является приём «Удивляй».

-Однажды, - говорю я, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! Возможно ли это? О какой воде идёт речь?

Проблема поставлена и ребята, перебивая друг друга, доказывают, что это возможно, что вода эта - снег. А страна эта – наша великая Россия.

Мои ученики обожают «ловить ошибки». Подобной формой работы является «Блеф клуб». Например, верите ли вы, что девятикласснику, который считает, что человек дышит каждую секунду, я поставила «5». Правильно не верите. Такие глупости я собираю, безобидно смеясь, ребята исправляют ошибки друзей и свои.

Игра – мой  «конёк». Игру, как метод активизации познавательной деятельности, использую во всех классах, на любом этапе урока: при объяснении, закреплении, проверки знаний, во внеклассной работе, в воспитательной работе классного руководителя. Она позволяет развивать находчивость, сообразительность, изобретательность, творческое мышление, дружбу. Развивать творчество возможно, если учитель сам творческая личность. «Каждое дело творчески, иначе зачем», для меня это не просто слова, для меня это правило жизни.

Ученик – это «маленький искатель истины». Вот почему учитель должен не просто укладывать знания в голову ребёнку.  Моя задача – научить ученика мыслить самостоятельно, самому сопоставлять факты и искать ответ, только полученные собственным трудом сведения остаются в памяти на долгие годы.

Исключительно действенным средством активизации работы учеников может быть одобрение. Не случайно в народе говорят: похвала пуще дубины. Ребёнок всегда должен быть в состоянии успеха. Награда, похвала должны быть заслуженными. Как нагляднее показать результаты работы  школьника или группы? На одних уроках сеем семена, на других на деревьях распускаются листочки, то наполняем чашу знаний капельками знаний, наполняем сердце каплями крови и т.п. Дети получают памятные значки, «медали», звания. Это так важно, чтобы ребёнок чувствовал, что его труд оценен. Это может рассеять сомнение, породить веру в себя, вдохновить на труд, сотворить улыбку.

«На Ваших уроках я поняла, что не нужно раскисать, бросаться из окна из-за неудавшегося свидания… Завтра будет солнышко, тепло и хорошо. Ваша уже бывшая ученица Сизова Настя». 

Да, это ещё одна важнейшая задача моей жизни: научить жить, принимать жизнь со всеми прелестями и трудностями. Никто не предоставит им идеальных условий, рядом будут не только любящие люди. Будут «искусители», и я просто обязана научить их говорить «нет». Научить сделать правильный выбор, ведь я не всегда буду рядом. А здоровый образ жизни? Эх, если бы мне удалось не просто дать знания, но и довести их до навыка, как мыть руки перед едой. Основы я все-таки заложила. И помните, помните, что говорила я вам про любовь, из нового завета. «Любовь долго терпит, милосердствует, не завидует, не гордится, не бесчинствует, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

«Вам предстоит учить наших детей. Я хочу, чтобы такая учительница как вы дала моему ребёнку очень хорошие знания. Дорожкина Кристина».

Это, наверное, смертный грех тщеславия, но это высшая похвала, тебе доверяют самое дорогое, своего ребёнка. Ради этого стоит жить! Я счастлива! Каждое утро я бегу в школу, чтобы встретить вас мои ученики, таких разных с вашими весёлыми или грустными личиками. Бегу пообщаться с вами, помочь решить серьёзные и несерьёзные ваши проблемы.

«Приятно, каким теплом светятся у неё глаза», подумал лучик. «Но не останавливайся. Дети – всегда экзаменаторы, а учитель – вечный ученик, обязанный постоянно доказывать, что обладает педагогической зоркостью, находчивостью, мудростью, видит ловушки и знает, как претворить в жизнь мечты  своих учеников.  Учись вместе со своими учениками,  учись у них открывать новое, творить и каждый раз радоваться этому. Как бы ни был сложен учительский труд, нет более важной работы на Земле, чем творение личности. Помни, что сказал К.Ушинский: «Учитель – это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно».