Описание опыта воспитательной работы

Гречанова Лариса Николаевна
В этой статье я рассказываю о своей работе с учащимися, родителями,учителями-предметниками, делюсь опытом своей работы с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_opyta.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

          Воспитательная работа среди обучающихся является одним из приоритетных направлений деятельности  образовательных учреждений. Народная мудрость гласит: «Самое лучшее наследство – воспитанность». На необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения ориентирует государственная политика (Национальная доктрина образования РФ), Всеобщая декларация прав человека, выступления и публикации ведущих специалистов и классиков в этой области педагогики: Ш. А. Амонашвили, В.А.Сухомлинского, Ч.В. Иванова, Е.П. Белозерцева, Н.А. Селивановой и др.

           Приступая к работе классного руководителя, важно помнить, что нет работы более сложной и трудной. Деятельность классного руководителя многоёмка и многообразна, круг обязанностей очень широк. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом. Классное руководство – это радость общения, это круг своих детей. Классное руководство – это реализация педагогического сотрудничества. Классное руководство – это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека. В центре внимания классного руководителя находится личность, индивидуальность каждого воспитанника, его защита и развитие.

            Суть воспитания состоит в том, что это совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.

          Провозглашая человека наивысшей ценностью и говоря о том, что единственным способом существования этой наивысшей ценности является жизнь, мы замечаем, что само человеческое существование предполагает самое различное содержание. Какие же ценности можно считать нравственными? Это те ценности, которые действуют в любом обществе: доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, скромность, мужество, справедливость. Эти ценности являются методологической основой нравственного и гражданского воспитания.

           Мой собственный взгляд на воспитание детей, опыт привёл меня к разработке Программы воспитания коммуникативной культуры школьников «Навстречу», которая апробирована с 2009 года и нашла отражение в моей воспитательной деятельности и в настоящее время.

           Цель программы: формирование у подростков навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.

           Задачи:

  • закреплять навыки бесконфликтного общения на различных уровнях;
  • мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков;
  • способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.

Задачи воспитательной работы с классом:

       1.Сплочение коллектива через развитие индивидуальных особенностей учащихся;

       2.Обеспечение успешной адаптации учащихся;

       3.Создание благоприятных условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребёнка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

       4.Сохранение психофизического здоровья детей посредством создания условий для комфортного пребывания каждого ученика в школьном коллективе;

       5.Воспитание патриотизма, любви к своей Родине;

       6.Воспитание любви к своему родному селу, желание сделать его лучшим, чистым и зелёным.

       ЦЕЛИ   И   ЗАДАЧИ   ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  КОНЦЕПЦИИ

«УЧЕНИК КАК СУБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ»

ЗАДАЧИ:

  • Сосредоточение внимания на личности и личном опыте.
  • Подчёркивание таких исключительных свойств, как выбор, творчество, самоактуализация, индивидуальные способности.
  • Признание человеческого достоинства и индивидуальности как самостоятельных ценностей и установка на развитие потенциальных возможностей каждого человека.

ЦЕЛИ:

  • Организация активной деятельности школьников в учебно-  воспитательном процессе.
  • Создание атмосферы творчества и психического комфорта, т.е. выявлять и знать общий психологический настрой коллектива уч-ся, настроение отдельных его членов, ориентироваться в сильных и слабых сторонах своих воспитанников.
  • Погружение в культуру с позиции общечеловеческого опыта (культуру общения, культуру быта, исторические памятники культуры и т.д.).

             НАПРАВЛЕНИЕ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

           КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ

    Воспитание – это вхождение ребёнка в контекст культуры, с помощью педагога, который обеспечивает щадящий для ребёнка процесс овладения культурными достижениями человечества. Педагог и дети проживают жизнь на уровне культуры, когда воспроизводят культурный способ жизни постоянно как единственно возможный, естественный для человека способ жизни. Взаимодействие «Учитель-ученик» в этой концепции, когда к каждому ученику применяется личностно-ориентированный подход, заметно любое его продвижение на пути к успеху. Чем значительнее успехи уч-ся, тем выше его самооценка, самопринятие, самоуважение, самоактуализация.

ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ  КОНЦЕПЦИИ

  1. Поддерживать в ученике его достоинство и позитивный образ «Я».
  2. Говорить о ситуации, поступке и последствиях, а не о личности и характере самого ребёнка.
  3. Отмечать позитивные сдвиги в сравнении ребёнка с самим собой, а не с другими детьми.
  4. Не применять негативных оценочных суждений.
  5. Не навязывать школьнику способов деятельности и поведения.
  6. Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ученика независимо от содержания, формы, качества.

    Для реализации цели и задач воспитания я использую методику педагогики сотрудничества И.П. Иванова, которая представляет собой создание такой обстановки в классе, при которой у детей появляется возможность проявлять инициативу, творчество, самодеятельность. В основе этой методики лежит проведение всех мероприятий в форме КТД. При планировании своей работы с классом я руководствуюсь «Кодексом классного руководителя».

        Мною используются методы и формы работы, которые, на мой взгляд, позволяют создать условия взаимодействия с классом:

  • индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы);
  • групповые (творческие группы, органы самоуправления);
  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, поездки и др.).

    В моём собственном опыте работы есть, например, регулярные, а не только к праздникам тематические классные часы, классные собрания. Учащиеся с удовольствием готовят выступления, участвуют в дискуссиях, обсуждают создавшиеся проблемы в классе, делают выводы.  Приведу несколько своих тем для обсуждения со школьниками: «Нецензурная брань: почему получила такое распространение?», «Ценности: что ценно для нас?», «Взрослые и дети: чем они отличаются друг от друга?» и т.д.

     В тоже время, учебно-воспитательный процесс современной общеобразовательной школы не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности, поэтому особую роль здесь призвана сыграть система дополнительного образования детей. Мои ребята, в большинстве, занимаются в кружках, спортивных секциях.

     Танцевальный – 15 %

     ДЮСШ -            10 %

     Художественный – 5 %

     Ин.язык             -   5%

      Работа с родителями – очень важный раздел плана воспитательной работы. Сотрудничество классного руководителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это непростая задача классного руководителя.  Как классный руководитель, я стараюсь сплотить родителей вместе  включением их в такие виды взаимодействия, как совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела;  праздники, КВН, родительские собрания. Я провожу целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между детьми и их родителями, создаю ситуации для уважительного отношения детей к своим родителям.

       Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель  выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. В свою очередь, я регулирую отношения учителей и родителей ребёнка, информирую педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организовываю встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах и не удачах учащихся, привлекаю учителей-предметников к подготовке и проведению собраний с родителями. Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы. Они должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы с ребёнком и предупредить возможные трудности и конфликты.

 

Ключевыми функциями моей работы являются:

1.Аналитическая:

  • Изучение индивидуальности учащегося.
  • Анализ и изучение характера развивающегося коллектива.
  • Анализ и оценка семейного воспитания каждого ребёнка.

2.Организационно-координирующая:

  • Организация и стимулирование разнообразной деятельности детей.
  • Установление связи школы с семьёй.
  • Индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив.
  • Работа с «малым» педколлективом.

3.Коммуникативная:

  • Регуляция межличностных отношений среди детей.
  • Установление оптимальных взаимоотношений «ученик-учитель».
  • Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе.

       Максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования – вот задача, которую я ставлю перед собой каждый день, идя в школу.                                                                                                                                                                                                        

Дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни преуспеет тот,

Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.

С.Маршак