Первые итоги внедрения ФГОС в школе

Казакова Татьяна Николаевна

Казакова Т.Н., заместитель директора школы по НМР,  координатор по подготовке и введению ФГОС в МОУ-СОШ№8г. Томмот.
Статья  "Первые итоги внедрения программ внеаудиторной деятельности ФГОС в МОУ-СОШ№8г. Томмот"
   Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач и способов действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования:
Личностное развитие - развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств.
Социальное развитие - воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик.
Общекультурное развитие - освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры.
Интеллектуальное развитие - развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования.
Коммуникативное развитие - формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.
          Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме. Это, в частности, означает, что результаты общего образования не обязательно должны быть выражены в предметном формате и могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний. Для достижения этой цели наряду с учебной составляющей, в БУП ФГОС включена вариативная часть, которая предусматривает организацию внеаудиторнойной деятельности по направлениям формирования качеств личности обучающихся.
        Вовлекаясь в процесс апробации новых образовательных стандартов, я  встретила в своей работе много нового. В первую очередь убедилась в том, что внедрение программы ФГОС - это требование времени. Сейчас жизнь ставит перед  людьми новые требования, особенно требуя от каждого из нас творческого отношения ко всему, коммуникабельности, умения находить решения в любых ситуациях.
          Организация  внеаудиторной деятельности в нашей школе распределена по шести направлениям: спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое, художественно-эстетическое, общественно-полезное, научно-познавательное и проектное. В прошлом году занятия по всем направлениям велись отдельно.  В этом учебном году мы с педагогами 1-2-х классов объединили по два направления и разработали интегрированные  программам: "Я и моё здоровье", "Чудеса своими руками", "Люби свой край", "Я-исследователь"
          По программе "Я и моё здоровье" осуществляются цели и задачи по спортивно-оздоровительному развитию и военно-патриотическому воспитанию. Здесь организуются спортивные занятия по оздоровлению, подвижные и спортивные игры, изучение азов строевой подготовки, ориентирования.
Базовая программа интегрированного курса была реализована по следующим разделам:
o знание  теоретических сведений о спорте;
o национальные прыжки;
o подвижные  игры, игры наших предков, военизированная игра "Веселые старты",  ориентирование;   
o спортивные соревнования;
o массовый бег;
o спортивные праздники.
         По программе "Чудеса своими руками" детей обучаем изготовлению поделок из бумаги и картона, они учатся рисовать, лепить, оформляют класс  по праздникам, занимаются озеленением, убирают кабинет, организуют выставки своих поделок. Цель программы: воспитание творческой, активной личности, развитие художественно-эстетического вкуса, интереса к общественно-полезному труду и  чувства партнерства  в совместной деятельности.
Реализация поставленной  цели была осуществлена  через  содержание программы, которое включает разделы:
o ознакомление с различными материалами и их свойствами;
o овладение правилами и приемами  изготовления игрушек, осуществление в поделках и игрушках смысловой связи их элементов.
o овладение общетрудовыми умениями и навыками: анализ своей работы, планирование, организация и контроль трудовой  деятельности.
         По программе "Я -  исследователь" дети знакомятся с достижениями науки и техники, с окружающей средой, животным миром, растительным миром. С интересом слушают художественную русскую и якутскую литературу. Всё это обогащает их кругозор, самостоятельность, развивает их стремление познать ещё больше.
Базовая программа интегрированного курса реализуется  во внеурочное время в следующих разделах:
o библиотечные уроки: история создания книги, чтение, создание иллюстраций и т.д.
o разработку  проектов,  чтение, разбор и распределение ролей, подготовка  макет, защита проектов  перед зрителями.
3 ноября 2011года в рамках школьной научно-практической конференции была организована секция защиты проектов "Природа Якутии" перед зрителями.   Участвовали учащиеся  всех классов начальной школы вместе со своим учителем. Первый класс подготовил проект на тему  "Грибы Якутии съедобные и несъедобные", 2 "А" класс -" Рябина Красавица Якутии" и 2 "Б" "Всё о шиповнике"  Каждый интересно защитил свой проект,  показал работу каждого в подготовке проекта. Ребята  к защите проектов приготовили костюмы, макеты.
          Эффективность организации внеаудиторной деятельности посредством таких программ, на мой  взгляд, заключается в:
o Повышении  увлеченности  по интересам;
o Появлении желания узнавать новое;
o Воспитании стремления к самостоятельности;
o Укреплении взаимоотношений между учениками, педагогом и родителями;
o Выявлении  талантов, способностей, потенциальных возможностей детей.
         Меня радует увлечённость детей, их желание узнавать новое, стремление всё делать своими руками. Так,  Карлаш Р., Беляев М. и Помилова А отличаются богатой фантазией в работах по поделкам,  Андрианов Д., Настенко Д.. Рахуба А., Беляев М. имеют отличные спортивные данные, Андрианов Д., Абдулазянов А., Д  увлекает исследование и проектная деятельность.
      Для организации внеаудиторной деятельности используется учебный  кабинет, где оформлены развивающие зоны для рисования, чтения книг, для работы по поделкам. Имеется зона "Мир игр и игрушек", где есть макет русской крестьянской усадьбы и герои кукольного театра.
     Малое количество обучающихся в классе, мне кажется, увеличивает их нагрузку на занятиях внеаудиторной деятельности, хотя дети сами желают заниматься всеми видами. Поэтому со второго класса расписание по видам деятельности было составлено таким образом, что каждый ученик  мог посещать по своему желанию и усмотрению 5-6 занятий в неделю, меняя виды деятельности.
     По окончании учебного года были подведены  первые результаты организации внеаудиторной деятельности. Была организована выставка работ  детей, выступили с концертными номерами в День защиты детей. По итогам анкетирования родителей их мнение можно обобщить так:
o Внедрение ФГОС дает возможность реализовать способности и  наклонности каждого ребенка;
o Можно раньше выявить наклонности и интересы каждого ребенка;
o Дети с интересом и активно участвовали в проектной деятельности, в школьной научно- практической и краеведческой  конференции  "Знай свой край".
Предложения родителей:
o Пересмотреть некоторую перегрузку детей;
o Увеличить охват детей проектной деятельностью;
o Провести больше занятий по художественно- эстетическому направлению.
         Педагог-координатор, который организует внеаудиторную деятельность, должен быть грамотным психологом, с богатыми идеями, воображением, постоянно стремиться к самообразованию, талантливым не только в одной сфере деятельности.    Только тогда он может внедрять в жизнь цели и задачи Государственного стандарта нового поколения.
  
Отзывы учащихся о школьной  научно-практической конференции  "Природа Якутии"
         В последний учебный  день перед каникулами у нас в школе проходила
      конференция,  посвящённая растениям  нашего края. Ученики каждого класса  защищали свой проект.
        Мероприятие мне очень понравилось. Понравились стихи и рассказы, которые            подготовили дети,  и из которых я узнал много нового. Например, что кроме   мухомора  и поганки есть ещё ядовитые грибы. А ягоды рябины - это вовсе и не ягоды, а маленькие - маленькие яблочки. Рассказы детей сопровождались красочными   слайдами. Это очень здорово! Я тоже принимал участие в монтаже и рассказывал о   том, где используют рябину.
    Такие праздники  нужны,  они помогают ученикам больше знать о природе    нашего края. Ткач  Николай  2 класс "А".
Учащиеся 4 "Б" класса тоже поделились своими впечатлениями о конференции.
Пугачёв Максим Мне понравился наш праздник. Я много узнал о сосне, одуванчике, шиповнике. Я понял, почему нельзя рвать шиповник около дороги.
Алетдинов Виталик У нас в начальной школе проходила презентация "Природа Якутии глазами детей".  Я узнал много интересного про грибы, разные деревья, шиповник. Больше всего мне запомнилось выступление ребят 2 "А класса", они рассказывали про рябину. Я узнал, как она растёт, сколько на веточки ягод, и от чего это зависит. В конце мы пели песню "Мой край" и нам дали призы. Я буду беречь природу, и вы делайте тоже.
Берёзкин Владислав Мне понравились выступления всех классов. Я узнал очень много нового о деревьях, шиповнике. Где я раньше учился, таких праздников не было.
Данильченко Анастасия У нас в школе прошёл праздник "Природа Якутии глазами детей". Я узнала очень много интересного о шиповнике, сосне, берёзе, грибах. А ещё мне очень понравилось самой выступать. Мы очень старались, и получилось хорошо.  Я расскажу обо всём своим родным.
Степашкин Даниил "Природа Якутии глазами детей" - так называлось наше мероприятия. Выступали все ребята здорово, рассказывали про грибы, про шиповник, про бруснику, про деревья. Было очень интересно.
Перковский Сергей Я запомнил выступление 1 класса. Они рассказали нам о грибах: съедобных и несъедобных. 2 "Б" поведал нам о прадедушке розы - шиповнике, 4 "А" - о берёзе. А мы рассказывали про бруснику: где она растёт, как и когда её собирают, где используют, почему она так называется.
Головченко Ксения Мне запомнилось выступление 4 класса, они рассказывали о берёзе. Ребята говорили громко, чётко и совсем не стеснялись. Я буду беречь, уважать и охранять природу!
Гришелёнок Никита Сегодня у нас была очень интересная и познавательная презентация. Рассказывали о берёзе, шиповнике, сосне, бруснике. Я понял, что природу надо обязательно беречь. Если природы не будет, то и нас не будет. Берегите природу!!!
Пикалова Наташа Мне понравились все классы. Большое спасибо всем учителям и Елене Петровне. Мы отгадывали загадки, смотрели презентации, а ещё пели. В конце праздника нам дали подарки. Было здорово. Всем большое спасибо.
Осколков Сергей  Мне больше всего запомнился 1 класс - рассказ о грибах и 3 "Б" - о сосне. Я узнал много того, чего раньше не знал. А ещё сделал вывод: нужно охранять и беречь природу.
Ковель Анна  Сегодня была презентация "Природа Якутии глазами детей". Мне понравились все выступления. Больше всего я запомнила выступление о шиповнике. Я узнала, почему он так называется, где применяется, как защищается.
Пикалова Ирина  Мне понравилось выступать. Наш класс приготовил презентацию о бруснике. Мы долго готовились и немного волновались.  Я говорю всем: "Берегите природу".
Елькина Елена Мой класс приготовил презентацию о бруснике. Мы выступили здорово! А ещё я запомнила выступления о шиповнике и грибах.
Медведев Игорь  Наша проектная работа называлась "Природа Якутии глазами детей". Было много разных и интересных презентаций. 3 "А" говорил об одуванчике. Я узнал, что из их корней можно сделать кофе. 4 "А" рассказал нам о берёзе. Я узнал, что из неё делали очень лёгкие лодки. А наш класс говорил о бруснике. Мы рассказали, где она растет,  какие части применяются человеком и как их собирать, почему брусника так называется и с каких пор известна. А ещё у нас были рецепты якутских блюд с брусникой.

 

 

Комментарии

Материал очень интересный. Достойный подробного изучения.Спасибо!