Как оценить творчество

Гудкова Анастасия Николаевна

 

Как оценить творчество.

Творчество- это всегда выход за рамки, за границы, это изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включенного в программу усвоения.

 

Положения, способствующие развитию творческих способностей учащихся и качественному усвоению ими традиционных образовательных нормативов.

1.Уровень развития способности ученика включается в обязательные стандарты, подлежащие контролю и оцениванию. Индивидуальное целеполагание учащихся и соответствующая их деятельность в изучаемых областях занимает не менее 20% общего объема.

2.К обязательным видам деятельности ученика, планируемым и контролируемым учителем, относятся: креативные, которые обеспечивают условия создания учеником творческого продукта деятельности; когнитивные- обеспечивающие процесс познания; методологические- позволяющие организовать образовательную деятельность ученика в двух предыдущих ее проявлениях- творчестве и познании.

3.Оптимальными требованиями объема креативной образовательной деятельности и продукции школьника являются следующие: а) объектами креативной деятельности ученика выступают фундаментальные образовательные объекты; б) объем личного творчества ученика в общем учебном процессе составляет не менее 20-25%; в) соотношение продуктивной и репродуктивной деятельности в общеобразовательном процессе устанавливается в зависимости от уровня развития ученика, стратегических и локальных образовательных целей учителя и школы, но объем продукции ученика не может быть меньше объема его образовательной деятельности по индивидуальной программе.

4.Ранжирование учебного материала по предмету происходит следующим образом: метапредметные образовательные объекты- общепредметные образовательные объекты- частнопредметные образовательные объекты- объекты, выделенные учениками.

5.Внутренняя образователтная деятельность и продукция ученика опережают внешне предлагаемый ему стандарт. Первично предъявление ученику реальных, а не идеальных объектов познания, которые он изучает с помощью предложенной учителем технологии и получает личный образовательный результат . Ученический результат коллективно обсуждается, после чего сопоставляется с внешними культурно- историческими аналогами.

6.В образовательные стандарты включены культурно- исторические аналоги предполагаемым образовательным продуктам учеников, к которым относятся реальные фундаментальные образовательные объекты и связанные с ними идеальные конструкции.

7.Методологическим стандартом образовательного процесса выступает непрерывная рефлексивная деятельность учеников и учителей, осуществляемая в различных формах: на обычных уроках, в виде специальных рефлексифных занятий, в том числе и разновозрастных, во время защит творческих работ, на еженедельных учительских и ученических семинарах.

 

Структура диагностики уровня одаренности учащихся.

Задачи диагностики:

1)обеспечение условий для диагностических образовательных процессов, в которых участвуют субъекты образования;

2)выявление образовательных изменений во внутреннем и во внешнем мире учащихся;

3)соотнесение поставленных целей с полученными на планируемый период результатами.

   Методами контроля  одаренности учащихся выступают способы анализа и оценки их образовательной продукции. Вид и характер этой продукции, а также целевые образовательные установки педагога помогают определить элементы такого анализа. Например, необходимость развития креативных качеств учащихся приводит к созданию следующих направлений анализа их работ: область творчества, степень творчества, уровень самостоятельности, степень отличия от работ других учеников ( оригинальность), степень отличия от своих предыдущих работ.

Оценка каждого элемента образовательного продукта ученика может быть количественной или качественной, бальной или вербальной. Метод образовательных рецензий, отзывов и характеристик предусматривает вербальную форму. Трех-. Пяти-, десятибальные шкалы позволяют количественно оценить творческие результаты учеников.

 Качества ученической продукции оценивается следующими способами: а)по количеству творческих элементов, содержащихся в ответе; б)по степени оригинальности элемента ответа; в)по относительной новизне ответа для самого ученика или его одноклассников; г) по емкости и лаконичности созданного образа, символа или определения; д)по многогранности человеческих возможностей, использованных для ответа; е)по практической пользе и использованию полученного продукта.

   Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце учебного года. С помощью специальной методики, включающей в себя наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, каждый учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в три блока: креативные качества, когнитивные и оргдеятельностные. Для оценки уровня развития личностных качеств каждого ученика используются: а)текстовые образовательные характеристики ученика; б)результаты его образовательных достижений; в)рефлексивные записи, анкеты и самооценки ученика; г)результаты педагогических консилиумов, тестов и других материалов.

Итоговая оценка развития качеств ученика производится по трем уровням: «высокий», когда положительные изменения личностного качества ученика в течении учебного года признаются как максимально возможные для него; «средний», когда изменения произошли, но ученик потенциально был способен к большему; «низкий», когда изменения не замечены.

/В целях усиления дифференциации получаемых результатов эффективно использование пятиуровневой шкалы, в которую добавляются такие уровни, как «выше среднего» и «ниже среднего». Данные, получаемые разными учителями относительно одних и тех же учеников, обрабатываются и переходят в статистически  значимые данные, позволяющие судить об эффективности образовательного процесса как в целом, так и по каждому ученику отдельно/.

 Результаты уровня развития личностных качеств учащихся.

Типы личностных качеств

Уровень развития личностных качеств учеников, % от общего числа

Высокий

средний

Низкий

Начало года

Ко-нец года

Нача-

ло года

Ко-нец года

Начало года

Ко-нец года

        

Креативные ( творческие) качества.

1.

Воображение

37

55

58

45

5

0

2.

Самобытность

21

18

47

68

32

14

3

Чувство новизны

32

46

58

45

10

9

4.

Интуиция

21

41

64

50

15

9

5.

Вдохновленность

37

36

48

50

15

14

6.

Инициативность

42

18

53

68

5

14

7.

Продумывание

37

59

53

41

10

0

8.

Педагогическое творчество

21

14

29

40

50

46

Когнитивные ( познавательные) качества.

1.

Логическое познание

32

14

36

72

32

14

2.

Эмоц.-образное познание

37

55

58

36

5

9

3.

Символотворчество

10

4

69

82

21

14

4.

Смысловое видение

5

14

53

68

42

18

5.

Разнонаучное видение

16

9

58

64

26

27

6.

Умение задавать вопросы

26

23

38

59

37

18

7.

Прогнозирование

0

4

53

82

47

14

Методологические ( оргдеятельностные) качества.

1.

Целеполагание

16

27

42

55

42

18

2.

Целеустремленность

21

23

58

50

21

27

3.

Планирование

16

14

48

68

36

18

4.

Нормотворчество

26

18

38

59

36

23

5.

Работоспособность

50

18

29

50

21

32

6.

Рефлексия

32

9

63

87

5

4

7.

Самооценка

10

14

58

82

32

4

 

Критерии оценки образовательных результатов учеников.

1.Формулирование цели исследования ( способность целеполагания):

- репродуктивная цель – 1 балл;

- познавательная цель- 2 балла;

-исследовательская цель – 3 балла;

-реалистичность цели, возможность ее проверки- дополнительно 1 балл;

-ценность, значимость цели- дополнительно 1-2 балла;

-емкость, полнота цели- дополнительно 1-2 балла.

2.Способность планирования деятельности:

-нет плана –0 баллов;

-план простой из 2-3 пунктов- 2 балла;

-план корректировался по ходу исследования без ухудшения результатов – 3 балла;

3.Отыскание фактов об объекте 9 способность видения объекта):

-записано 0-3 факта- 0 баллов;

-4-7 фактов- 2балла;

-более 8 фактов- 3 балла;

Оригинальность фактов- по 1 баллу за каждый необычный факт.

4.Опыты ( экспериментальные способности0:

-1 опыт с рисунком и фактом – 1 балл;

-2 опыта – 2 балла и т.д.

За каждый полученный факт – по 1 баллу.

5.Формулирование вопросов и проблем ( способность задавать вопросы, видеть ключевые проблемы):

-1-3 вопроса- 1 балл;

-4-7 вопросов –2балла;

-более 8 вопросов – 3 балла;

-оригинальные вопросы – по 1 баллу дополнительно;

-вопрос развивает цель исследования – еще 2 балла дополнительно;

-в вопросе заключена емкая проблема или противоречие- еще 3 балла дополнительно.

6.Версии ответов, гипотезы ( спосбность предсказания, моделирование результата):

-1 версия – 1балл;

-логичная внутри себя версия –2 балла;

-новая обоснованная гипотеза – 3 балла.

7.Рефлексивные способности.

-рефлексивные суждения относятся к реально осуществленной деятельности- 1 балл;

-осознаны способы деятельности и полученные результаты – по 1 баллу за каждый способ и результат;

-выводы соотнесены с поставленной целью исследования- 3 балла.

   Для оценки уровня развития ( проявления) каждой из проверяемых способностей считается, что 1-2 балла означают низкий уровень ее развития; 3-5 баллов- средний; более 6 баллов – высокий.

Параметры диагностики результатов деятельности учеников.

Параметры диагностики

Вид продукции

Формы и способы анализа

Творческий образовательный потенциал

Творческие достижения на уроках, творческие работы

Контент- анализ содержания творческих работ, рецензирование и оценка

Базовые образовательные стандарты

Контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены

Поэлементный анализ, оценочная система

Личностные качества учащихся

Рефлексивные записи и самооценки учеников, образовательные характеристики и таблицы учителей

Диагностика и оценивание учителями уровня развития личностных качеств. Статистические методы обработки результатов

Индивидуальная образовательная траектория

 Индивидуальные образовательные программы и рефлексивные записи учеников, образовательные характеристики учителей

Анализ соответствия программ и результатов. Степень отличия образовательных результатов разных учеников

Параметры диагностики результатов деятельности учителей.

Творческий педагогический потенциал ( креативные качества личности)

Разработанные авторские образовательные программы, анкеты, рефлексивные записи

Поэлементный анализ творческих разработок. Анализ моделируемых занятий и творческих работ

Педагогическое мировоззрение

Научно- методические работы, выступления на семинарах

Участие в оргдеятельностных семинарах, выступления на конференциях

Владение организацией эвристического обучения ( оргдеятельностные качества личности)

Занятия эвристического типа с учениками. Защита своих разработок на педагогических семинарах

Видеосъемка занятий, рефлексия и обсуждение образовательной деятельности на семинарах

Инновационная и экспериментальная деятельность

Разработанные дидактические системы, методики и приемы

Анализ и экспертное заключение о разработанных материалах

Владение системой контроля и оценивания ркзультатов обучения

Качественные характеристики учеников

Поэлементный анализ образовательных характеритсик

Параметры диагностики результатов деятельности школ.

Обоснованность концепции, программ и планов работы школы, их целостность и системность

Образовательная программа школы и другая документация

Экспертная оценка, сравнительный анализ концепций разных школ

Эффективность административной системы организации эвристического образовательного процесса

Система организации эвристического обучения. Расписание организации учебного процесса в течении года, четверти, недели, дня.

Анализ творческой продукции учеников, учителей , администраторов. Анализ целостности применения системы эвристического обучения

Система педагогической и родительской подготовки

Документация и система организации деятельности учителей и родителей

Анализ обеспеченности условий для достижения учениками творческих результатов

Степент соответсвия документально выраженных норм реальным образовательным процессам

Документация, ориентированная на творческую самореализацию

Экспертная оценка, сравнительный анализ разных концепций, ученическая и педагогическая рефлексия образовательной деятельности школ

 

Критериальная шкала для анализа ученических творческих работ ( каждый параметр оценивается в 10-бальной шкале):

  1. степень творчества работы;
  2. оригинальность работы;
  3. новизна;
  4. уровень профессионализма;
  5. полезность и значимость работы для автора и для других людей;
  6. трудоемкость работы;
  7. качество оформления работы;

Критериальная шкала для анализа уровня развития эвристических качеств ученика.

1)высокий уровень;

2)выше среднего;

3)средний;

4)ниже среднего;

5)низкий.

Критериальная шкала для анализа рефлексивных самооценок учащихся:

1)количество выделенных учеником личных и коллективных образовательных продуктов;

2)кол-во прямых и косвенных упоминаний об эвристических видах своей деятельности и качествах личности;

3) степень выражения эвристических качеств ученика при составлении рефлексивной самооценки ( в 5-бальной шкале);

Критическая шкала для анализа качественных характеристик, составленных учителями.

1)отражение изменений в количестве и качестве образовательных продуктов ученика;

2)отражение изменений в развитии эвристических способностей ученика;

3)характеристика уровня овладения государственными стандартами;

4) оценка степени реализации творческого потенциала ученика.

 

Диапазон уровня развития эвристических качеств ученика.

Личностное качество

Начальный уровень развития

Высокий уровень развития

Целеполагание

Выбор цели своего занятия на уроке из предложенных учителем

Разработка личной иерархии целей во всех областях жизни и деятельности

Рефлексия

Умение вычленять этапы собственной деятельности с указанием успехов, трудностей и примененных способов деятельности

Умение строить разноуровневую рефлексивную модель различных видов деятельностей, происходящих в индивидуально-коллективном процессе

Генерация идей

Умение сформулировать проблему и предложить способ ее решения

Овладение комплексом приемов и эвристических методов генерации идей в групповой и индивидуальной деятельности

Символотворчество

Умение придумать знак (символ) для обозначения реального объекта – явления, свойства, предмета.

Умение найти и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объекта

Прогнозирование

Умение угадывать результат выполнения учебного опыта

Конструирование динамической модели развития культурного, научного или природного явления

 

 

 

Соответствие между личностными качествами ученика, видами эвристической деятельности и их образ-ми продуктами.

1)личностное качество- умение предложить версию решения проблемы.

2)виды деятельности- выдвижение и обсуждение версий решения проблемы.

3)образовательный продукт- версии, записанные в текстовой форме по типу: «если…то..»

 

Самооценка и оценка результатов обучения.

Периодически ( в конце недели, четверти, уч.года) ученикам предлагается специальное занятие, на котором они определяют рефлексию и самооценку своего труда, организуемого с учетом индивидуальной образовательной программы.

Рефлексия учебного года.

Ф.И.ученика__________________класс______________________

1.Мое самое большое дело за учебный______________________

2.В чем я изменился за год_______________________________

3.Мой самый большой успех__________________________________

4.Моя самая большая трудность_____________________

5.Что у меня раньше не получалось, а теперь получается__________

6.Чему я научился (лась):

по русскому языку__________________________________________

по литературе_____________________________________________

и т.д.

Самооценка ученика по предмету.

1.На занятиях по_________________я:

-узнал________________________________________________

-понял__________

-научился_______________

2.Лучше всего на занятиях у меня получалось___________

3.Основные трудности у меня были_______

4.Какие изменения произошли у меня:

-в знаниях по предмету______

-в умениях чувствовать и ощущать________

-в моих творческих способностях ( сочинять притчи, сказки, стихи)____

-в умении осознавать себя 9 рефлексия)______________________

5.Сам себе я желаю________

 

 

 

 

 

 

Образовательные характеристики учеников.

/ можно вести журнал  личных достижений, где отмечают ф,и.,класс, возраст, число, достижение, самооценку/

Этапы создания образовательной  характеристики:

1.Учитель устанавливает 3-5 приоритетных параметров, по которым будут происходить анализ и оценка образовательных результатов всех учеников

2.Отбираются материалы, помогающие судить об изменениях детей по данным параметрам за время обучения:

а)Индивидуальные творческие работы учеников и др. образовательные продукты. Ученические тесты, тетради, альбомы, поделки и иная продукция детей, свидетельствует о происшедших в них изменениях

б)Протоколы итоговых контрольных работ, (зачетов0, показывающих уровень достижения детьми государственных образовательных стандартов( например, замеры скорости чтения в начале и в конце четверти)

в)дневниковые записи учителя, психологические, астрологические  и иные данные. Качественные характеристики учеников за предыдущие учебные четверти и годы. Письменные рефлексивные записи учеников. Анкеты родителей.

   В характеристике на каждого ученика записываются его самобытные черты, достижениями факты, оттеняющие его индивидуальность. Они являются «изюминками» характеристик, свидетельством того, что учитель видит в каждом ученике индивидуальное.

Качественные образовательные характеристики дополняются количественными данными о результатах обучения школьников: тематикой и оценкой их творческих работ, уровнем развития личностных качеств, рейтинговыми и иными показателями.

   Перечисленная документация имеет личностно ориентированный смысл и в достаточной степени отражает реальные образовательные приращения учащихся не только в отношении базовых образовательных стандартов, но и в его творческой самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Как оценить творчество.

Творчество- это всегда выход за рамки, за границы, это изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включенного в программу усвоения.

Положения, способствующие развитию творческих способностей учащихся и качественному усвоению ими традиционных образовательных нормативов.

1.Уровень развития способности ученика включается в обязательные стандарты, подлежащие контролю и оцениванию. Индивидуальное целеполагание учащихся и соответствующая их деятельность в изучаемых областях занимает не менее 20% общего объема.

2.К обязательным видам деятельности ученика, планируемым и контролируемым учителем, относятся: креативные, которые обеспечивают условия создания учеником творческого продукта деятельности; когнитивные- обеспечивающие процесс познания; методологические- позволяющие организовать образовательную деятельность ученика в двух предыдущих ее проявлениях- творчестве и познании.

3.Оптимальными требованиями объема креативной образовательной деятельности и продукции школьника являются следующие: а) объектами креативной деятельности ученика выступают фундаментальные образовательные объекты; б) объем личного творчества ученика в общем учебном процессе составляет не менее 20-25%; в) соотношение продуктивной и репродуктивной деятельности в общеобразовательном процессе устанавливается в зависимости от уровня развития ученика, стратегических и локальных образовательных целей учителя и школы, но объем продукции ученика не может быть меньше объема его образовательной деятельности по индивидуальной программе.

4.Ранжирование учебного материала по предмету происходит следующим образом: метапредметные образовательные объекты- общепредметные образовательные объекты- частнопредметные образовательные объекты- объекты, выделенные учениками.

5.Внутренняя образователтная деятельность и продукция ученика опережают внешне предлагаемый ему стандарт. Первично предъявление ученику реальных, а не идеальных объектов познания, которые он изучает с помощью предложенной учителем технологии и получает личный образовательный результат . Ученический результат коллективно обсуждается, после чего сопоставляется с внешними культурно- историческими аналогами.

6.В образовательные стандарты включены культурно- исторические аналоги предполагаемым образовательным продуктам учеников, к которым относятся реальные фундаментальные образовательные объекты и связанные с ними идеальные конструкции.

7.Методологическим стандартом образовательного процесса выступает непрерывная рефлексивная деятельность учеников и учителей, осуществляемая в различных формах: на обычных уроках, в виде специальных рефлексифных занятий, в том числе и разновозрастных, во время защит творческих работ, на еженедельных учительских и ученических семинарах.

Структура диагностики уровня одаренности учащихся.

Задачи диагностики:

1)обеспечение условий для диагностических образовательных процессов, в которых участвуют субъекты образования;

2)выявление образовательных изменений во внутреннем и во внешнем мире учащихся;

3)соотнесение поставленных целей с полученными на планируемый период результатами.

   Методами контроля  одаренности учащихся выступают способы анализа и оценки их образовательной продукции. Вид и характер этой продукции, а также целевые образовательные установки педагога помогают определить элементы такого анализа. Например, необходимость развития креативных качеств учащихся приводит к созданию следующих направлений анализа их работ: область творчества, степень творчества, уровень самостоятельности, степень отличия от работ других учеников ( оригинальность), степень отличия от своих предыдущих работ.

Оценка каждого элемента образовательного продукта ученика может быть количественной или качественной, бальной или вербальной. Метод образовательных рецензий, отзывов и характеристик предусматривает вербальную форму. Трех-. Пяти-, десятибальные шкалы позволяют количественно оценить творческие результаты учеников.

 Качества ученической продукции оценивается следующими способами: а)по количеству творческих элементов, содержащихся в ответе; б)по степени оригинальности элемента ответа; в)по относительной новизне ответа для самого ученика или его одноклассников; г) по емкости и лаконичности созданного образа, символа или определения; д)по многогранности человеческих возможностей, использованных для ответа; е)по практической пользе и использованию полученного продукта.

   Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце учебного года. С помощью специальной методики, включающей в себя наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, каждый учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в три блока: креативные качества, когнитивные и оргдеятельностные. Для оценки уровня развития личностных качеств каждого ученика используются: а)текстовые образовательные характеристики ученика; б)результаты его образовательных достижений; в)рефлексивные записи, анкеты и самооценки ученика; г)результаты педагогических консилиумов, тестов и других материалов.

Итоговая оценка развития качеств ученика производится по трем уровням: «высокий», когда положительные изменения личностного качества ученика в течении учебного года признаются как максимально возможные для него; «средний», когда изменения произошли, но ученик потенциально был способен к большему; «низкий», когда изменения не замечены.

/В целях усиления дифференциации получаемых результатов эффективно использование пятиуровневой шкалы, в которую добавляются такие уровни, как «выше среднего» и «ниже среднего». Данные, получаемые разными учителями относительно одних и тех же учеников, обрабатываются и переходят в статистически  значимые данные, позволяющие судить об эффективности образовательного процесса как в целом, так и по каждому ученику отдельно/.

 Результаты уровня развития личностных качеств учащихся.

Типы личностных качеств

Уровень развития личностных качеств учеников, % от общего числа

Высокий

средний

Низкий

Начало года

Ко-нец года

Нача-

ло года

Ко-нец года

Начало года

Ко-нец года

Креативные ( творческие) качества.

1.

Воображение

37

55

58

45

5

0

2.

Самобытность

21

18

47

68

32

14

3

Чувство новизны

32

46

58

45

10

9

4.

Интуиция

21

41

64

50

15

9

5.

Вдохновленность

37

36

48

50

15

14

6.

Инициативность

42

18

53

68

5

14

7.

Продумывание

37

59

53

41

10

0

8.

Педагогическое творчество

21

14

29

40

50

46

Когнитивные ( познавательные) качества.

1.

Логическое познание

32

14

36

72

32

14

2.

Эмоц.-образное познание

37

55

58

36

5

9

3.

Символотворчество

10

4

69

82

21

14

4.

Смысловое видение

5

14

53

68

42

18

5.

Разнонаучное видение

16

9

58

64

26

27

6.

Умение задавать вопросы

26

23

38

59

37

18

7.

Прогнозирование

0

4

53

82

47

14

Методологические ( оргдеятельностные) качества.

1.

Целеполагание

16

27

42

55

42

18

2.

Целеустремленность

21

23

58

50

21

27

3.

Планирование

16

14

48

68

36

18

4.

Нормотворчество

26

18

38

59

36

23

5.

Работоспособность

50

18

29

50

21

32

6.

Рефлексия

32

9

63

87

5

4

7.

Самооценка

10

14

58

82

32

4

Критерии оценки образовательных результатов учеников.

1.Формулирование цели исследования ( способность целеполагания):

- репродуктивная цель – 1 балл;

- познавательная цель- 2 балла;

-исследовательская цель – 3 балла;

-реалистичность цели, возможность ее проверки- дополнительно 1 балл;

-ценность, значимость цели- дополнительно 1-2 балла;

-емкость, полнота цели- дополнительно 1-2 балла.

2.Способность планирования деятельности:

-нет плана –0 баллов;

-план простой из 2-3 пунктов- 2 балла;

-план корректировался по ходу исследования без ухудшения результатов – 3 балла;

3.Отыскание фактов об объекте 9 способность видения объекта):

-записано 0-3 факта- 0 баллов;

-4-7 фактов- 2балла;

-более 8 фактов- 3 балла;

Оригинальность фактов- по 1 баллу за каждый необычный факт.

4.Опыты ( экспериментальные способности0:

-1 опыт с рисунком и фактом – 1 балл;

-2 опыта – 2 балла и т.д.

За каждый полученный факт – по 1 баллу.

5.Формулирование вопросов и проблем ( способность задавать вопросы, видеть ключевые проблемы):

-1-3 вопроса- 1 балл;

-4-7 вопросов –2балла;

-более 8 вопросов – 3 балла;

-оригинальные вопросы – по 1 баллу дополнительно;

-вопрос развивает цель исследования – еще 2 балла дополнительно;

-в вопросе заключена емкая проблема или противоречие- еще 3 балла дополнительно.

6.Версии ответов, гипотезы ( спосбность предсказания, моделирование результата):

-1 версия – 1балл;

-логичная внутри себя версия –2 балла;

-новая обоснованная гипотеза – 3 балла.

7.Рефлексивные способности.

-рефлексивные суждения относятся к реально осуществленной деятельности- 1 балл;

-осознаны способы деятельности и полученные результаты – по 1 баллу за каждый способ и результат;

-выводы соотнесены с поставленной целью исследования- 3 балла.

   Для оценки уровня развития ( проявления) каждой из проверяемых способностей считается, что 1-2 балла означают низкий уровень ее развития; 3-5 баллов- средний; более 6 баллов – высокий.

Параметры диагностики результатов деятельности учеников.

Параметры диагностики

Вид продукции

Формы и способы анализа

Творческий образовательный потенциал

Творческие достижения на уроках, творческие работы

Контент- анализ содержания творческих работ, рецензирование и оценка

Базовые образовательные стандарты

Контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены

Поэлементный анализ, оценочная система

Личностные качества учащихся

Рефлексивные записи и самооценки учеников, образовательные характеристики и таблицы учителей

Диагностика и оценивание учителями уровня развития личностных качеств. Статистические методы обработки результатов

Индивидуальная образовательная траектория

 Индивидуальные образовательные программы и рефлексивные записи учеников, образовательные характеристики учителей

Анализ соответствия программ и результатов. Степень отличия образовательных результатов разных учеников

Параметры диагностики результатов деятельности учителей.

Творческий педагогический потенциал ( креативные качества личности)

Разработанные авторские образовательные программы, анкеты, рефлексивные записи

Поэлементный анализ творческих разработок. Анализ моделируемых занятий и творческих работ

Педагогическое мировоззрение

Научно- методические работы, выступления на семинарах

Участие в оргдеятельностных семинарах, выступления на конференциях

Владение организацией эвристического обучения ( оргдеятельностные качества личности)

Занятия эвристического типа с учениками. Защита своих разработок на педагогических семинарах

Видеосъемка занятий, рефлексия и обсуждение образовательной деятельности на семинарах

Инновационная и экспериментальная деятельность

Разработанные дидактические системы, методики и приемы

Анализ и экспертное заключение о разработанных материалах

Владение системой контроля и оценивания ркзультатов обучения

Качественные характеристики учеников

Поэлементный анализ образовательных характеритсик

Параметры диагностики результатов деятельности школ.

Обоснованность концепции, программ и планов работы школы, их целостность и системность

Образовательная программа школы и другая документация

Экспертная оценка, сравнительный анализ концепций разных школ

Эффективность административной системы организации эвристического образовательного процесса

Система организации эвристического обучения. Расписание организации учебного процесса в течении года, четверти, недели, дня.

Анализ творческой продукции учеников, учителей , администраторов. Анализ целостности применения системы эвристического обучения

Система педагогической и родительской подготовки

Документация и система организации деятельности учителей и родителей

Анализ обеспеченности условий для достижения учениками творческих результатов

Степент соответсвия документально выраженных норм реальным образовательным процессам

Документация, ориентированная на творческую самореализацию

Экспертная оценка, сравнительный анализ разных концепций, ученическая и педагогическая рефлексия образовательной деятельности школ

Критериальная шкала для анализа ученических творческих работ ( каждый параметр оценивается в 10-бальной шкале):

степень творчества работы;

оригинальность работы;

новизна;

уровень профессионализма;

полезность и значимость работы для автора и для других людей;

трудоемкость работы;

качество оформления работы;

Критериальная шкала для анализа уровня развития эвристических качеств ученика.

1)высокий уровень;

2)выше среднего;

3)средний;

4)ниже среднего;

5)низкий.

Критериальная шкала для анализа рефлексивных самооценок учащихся:

1)количество выделенных учеником личных и коллективных образовательных продуктов;

2)кол-во прямых и косвенных упоминаний об эвристических видах своей деятельности и качествах личности;

3) степень выражения эвристических качеств ученика при составлении рефлексивной самооценки ( в 5-бальной шкале);

Критическая шкала для анализа качественных характеристик, составленных учителями.

1)отражение изменений в количестве и качестве образовательных продуктов ученика;

2)отражение изменений в развитии эвристических способностей ученика;

3)характеристика уровня овладения государственными стандартами;

4) оценка степени реализации творческого потенциала ученика.

Диапазон уровня развития эвристических качеств ученика.

Личностное качество

Начальный уровень развития

Высокий уровень развития

Целеполагание

Выбор цели своего занятия на уроке из предложенных учителем

Разработка личной иерархии целей во всех областях жизни и деятельности

Рефлексия

Умение вычленять этапы собственной деятельности с указанием успехов, трудностей и примененных способов деятельности

Умение строить разноуровневую рефлексивную модель различных видов деятельностей, происходящих в индивидуально-коллективном процессе

Генерация идей

Умение сформулировать проблему и предложить способ ее решения

Овладение комплексом приемов и эвристических методов генерации идей в групповой и индивидуальной деятельности

Символотворчество

Умение придумать знак (символ) для обозначения реального объекта – явления, свойства, предмета.

Умение найти и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объекта

Прогнозирование

Умение угадывать результат выполнения учебного опыта

Конструирование динамической модели развития культурного, научного или природного явления

Соответствие между личностными качествами ученика, видами эвристической деятельности и их образ-ми продуктами.

1)личностное качество- умение предложить версию решения проблемы.

2)виды деятельности- выдвижение и обсуждение версий решения проблемы.

3)образовательный продукт- версии, записанные в текстовой форме по типу: «если…то..»

Самооценка и оценка результатов обучения.

Периодически ( в конце недели, четверти, уч.года) ученикам предлагается специальное занятие, на котором они определяют рефлексию и самооценку своего труда, организуемого с учетом индивидуальной образовательной программы.

Рефлексия учебного года.

Ф.И.ученика__________________класс______________________

1.Мое самое большое дело за учебный______________________

2.В чем я изменился за год_______________________________

3.Мой самый большой успех__________________________________

4.Моя самая большая трудность_____________________

5.Что у меня раньше не получалось, а теперь получается__________

6.Чему я научился (лась):

по русскому языку__________________________________________

по литературе_____________________________________________

и т.д.

Самооценка ученика по предмету.

1.На занятиях по_________________я:

-узнал________________________________________________

-понял__________

-научился_______________

2.Лучше всего на занятиях у меня получалось___________

3.Основные трудности у меня были_______

4.Какие изменения произошли у меня:

-в знаниях по предмету______

-в умениях чувствовать и ощущать________

-в моих творческих способностях ( сочинять притчи, сказки, стихи)____

-в умении осознавать себя 9 рефлексия)______________________

5.Сам себе я желаю________

Образовательные характеристики учеников.

/ можно вести журнал  личных достижений, где отмечают ф,и.,класс, возраст, число, достижение, самооценку/

Этапы создания образовательной  характеристики:

1.Учитель устанавливает 3-5 приоритетных параметров, по которым будут происходить анализ и оценка образовательных результатов всех учеников

2.Отбираются материалы, помогающие судить об изменениях детей по данным параметрам за время обучения:

а)Индивидуальные творческие работы учеников и др. образовательные продукты. Ученические тесты, тетради, альбомы, поделки и иная продукция детей, свидетельствует о происшедших в них изменениях

б)Протоколы итоговых контрольных работ, (зачетов0, показывающих уровень достижения детьми государственных образовательных стандартов( например, замеры скорости чтения в начале и в конце четверти)

в)дневниковые записи учителя, психологические, астрологические  и иные данные. Качественные характеристики учеников за предыдущие учебные четверти и годы. Письменные рефлексивные записи учеников. Анкеты родителей.

   В характеристике на каждого ученика записываются его самобытные черты, достижениями факты, оттеняющие его индивидуальность. Они являются «изюминками» характеристик, свидетельством того, что учитель видит в каждом ученике индивидуальное.

Качественные образовательные характеристики дополняются количественными данными о результатах обучения школьников: тематикой и оценкой их творческих работ, уровнем развития личностных качеств, рейтинговыми и иными показателями.

   Перечисленная документация имеет личностно ориентированный смысл и в достаточной степени отражает реальные образовательные приращения учащихся не только в отношении базовых образовательных стандартов, но и в его творческой самореализации.