Я - классный руководитель. Дед- Морозики

Проблема работы кружков  всегда стояла перед учителем. Явка детей на занятия кружков никогда не была для меня проблемой..

Тогда я работала в Беловской школе  поселка Новый Городок, в школе № 19.  Интернета и копьютеров в школах не было. Совершенно без оплаты  я фактически вела кружок по подготовке к Новому Году с сентября.  Просто  очень любила этот сказочный праздник и хотелось сделать его еще более радостным. 

Свою маленькую дочь я после уроков забирала из ясельной группы, потом - из детского садика. Маленькой она  дремала в лаборантской , в которую я периодически заглядывала. а, когда она стала подрастать, то   принимала участие в наших занятиях в качестве зрителя.  И ребята  всегда были рады усадить малышку к себе.

 Собиралось на  занятия очень много ребят, и всем находилось дело.   

Своих "кружковцев" я   называла дет- Морозиками.  Чего мы только ни придумывали!  Был и курьёзный случай. В лаборантской у меня всегда был спортивный костюм, в который я облачалась на занятия кружка. Как-то, потропившись к двери, я оступилась с подиума, и разбилась бы. Но пригодилась спортивная   подготовка. Я сгруппировалась, перекатилась через  голову и встала на ноги. Поразительно! Я не помню, чтобы  полный класс детей   смеялся. Всё  было как так и надо. Перекувыркнулась, побежала дальше. Ребята  занимались каждый своим делом.

    Наступали  новогодние праздники. На педсовете директор объявляла: "За  ёлку отвечают мужчины-учителя труда и.... физик." (А физик -это я ). На мне - радиоузел с музыкой, передачами,  освещение ёлки, безопасность . И всё это - без оплаты.... И ничего бы я одна не смогла сделать, если бы не мои верные дет-Морозики. А школа была неполной- восьмилетней. И тем не менее, на всех утренниках в каждом углу школы  стояли добровольцы, обученные правилам работы с огнетушителями и пр. 

Но мы  не ограничивались только этим.  На кружковых занятиях  были изготовлены:  летающая по проволоке через весь зал ракета, Прикрепленный к раме окна,  шагающий по земному шару ПЕТУХ,  электрический стул и др.

...Идет утренник. в зале дети младших классов. Вокруг ёлки водят с учителями хоровод,  танцуют, поют, читают стихи.

Вдоль стены под окнами рекреационного зала - стулья. На них сидят зрители. В основном, это - пришедшие посмотреть на отпрысков родственники. Один стул пуст.  Припозднившийся  родитель видит свободное место. Направляется к нему. Никто ничего не  подозревает. В курсе только мои дет-Морозики. Пришедший садится на стул. И тотчас над его головой зажигается мощный прожектор, оглушительно звонит  звонок. Все недоумевают, в чём дело?  Стоящий рядом с   сидящим на волшебном стуле,  дет- Морозик  предлагает  ему встать. Свет гаснет, звонок перестает греметь. Теперь все в зале  незаметно будут наблюдать за вновь пришедшими, не знающими о волшебном стуле. И при их попытке сесть, всё повторяется. Теперь весь зал   хохочет над   этим человеком, а он не пониает, почему. И со всех сторон его просят: "Встаньте!"

Сколько   мы использовали на кружковых занятиях схем, реле, звонков, сколько экспериментов проделали со стулом с незакрепленным сидением!  Должно было всё быть  не только интересным, но и безопасным. А вот еще  сценка.

Иду я в школу. Навстречу   -  младшеклассники возвращаются с очередного утренника. Обращаюсь к ним: "Понравился утренник?"

- ДА!!!!!

- А что больше всего понравилось?                

- Петух ходячий!                                              

На занятиях кружка  кто-то рисовал на листе фанеры большого, в рост человека, петуха, Кто-то его раскрашивал, кто-то выпиливал. Кто-то думал, как расположить ТРИ ноги петуха так, чтобы  две из них были на виду, вращались на оси двигателя. А третья нога в это время находилась за туловищем петуха. Придумали.  Нужно расположить их под углами 120 градусов друг к другу. Новый лист  фанеры. Рисуются ноги петуха, потом это трёхножие водружается на ось двигателя  за корпусом висящего петуха.. А для этого нужны муфты,   резная ось, гайки, шайбы,  чтобы закрепить.  На эту поделку потребовалось не одно занятие кружка. Вот почему мы  начинали готовиться к Новому году с   сентября. Вот почему не было отбоя от  желающих стать дет-Морозиками.

    И я поняла:  Детей нужно увлечь большим, интересным делом. Тогда   они сами будут стремиться в школу, где интересно после уроков. Где изобретаются новые "машины" для опроса,  чтобы ученик получал по  предмету не 1-2 оценки и среднюю арифметическую за четверть. Чтобы на каждом уроке   учащийся получал оценку.

Прошло немало лет. Проживаю в другом городе, но и здесь работают мои бывшие ученики из Белово - Валентин Викторович Масленников, бывший дет- Морозик, теперь врач-анестезиолог, Синкин Сергей, водитель автобуса. А из Белова приходят приглашения от дет-Морозиков  на встречу выпускников. Да вот, все некогда  поехать. Дела.....  Однажды раздался по городскому телефону звонок. Незнакомый мужской басок  назвал мое имя:

- Узнаёте меня, Зоя Ивановна?

- Нет....

- Ай-ай, ай! нельзя забывать своих учеников! Я - Саша Лихачев. Приехал  в командировку из Белово, узнал ваш телефон.

- Сашенька, быстро - ко мне!

- Не могу, уезжаю назад.

Я не могла забыть Сашу. Это именно он, тогда еще восьмиклассник, научил меня классно паять. Увидел, как  я соединяю провода:

- Ну кто же провода ниточками соединяет, Зоя Ивановна!

И я  прошла у него курс пайки. Чистовой, без бугорков., почти незаметной, но крепкой.

Теперь Саша на Беловской Цоф - ведущий инженер  по электронике. Бывший мой дет-Морозик и добровольный лаборант.

Кстати, моя дочь "случайно" выбрала  профессию, связанную с  изобретательством, работает в Новосибирске. Никогда не забуду её первое "изобретение.". После экскурсии на кирпичный завод с шестиклассниками, куда я ее, тогда ещё первоклассницу,  опять-таки взяла с собой, она долго сидела за столом, что-то рисовала. А потом показала мне листок, на  котором был какой-то механизм нарисован и подпись: "К И Р П И Ч- Х В А Т".

Пояснила, что ей очень жаль было женщин, вынимающих из раскаленной печи горячие кирпичи. и она придумала  им в помощь этот КИРПИЧ-ХВАТ. Сама и название придумала. Жаль, рисунок не сохранился. Наличие своих малолетних детей - не помеха в работе классного руководителя. Это полезно и детям тоже.

Ничто не бывает  просто так. Даже маленький человек всё подмечает,  потом пригодится.