Творческая самопрезентация: как вести себя на сцене

Чернухин Олег Алексеевич

Источник: Чернухин О. А. Сценическая самопрезентация педагога: советы конкурсантам. // Народное образование - 2011. - № 8. - С. 181-184.

Предлагаемые рекомендации помогут подготовиться к региональному этапу конкурса "Учитель года".
* самопрезентация * эссе * потенциальный зритель * видеоряд * музыкальный фон * успех

В конкурсах педагогического мастерства, помимо «профессиональных» номинаций, как, например «Открытое занятие», «Защита педагогического проекта», есть номинации, выходящие за рамки профессии, подразумевающие умение в творческой форме презентовать себя, свой опыт. В конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» это самопрезентация «Моё педагогическое кредо», в конкурсе «Учитель года» – «Педагогическая визитка». 

Часто оказывается, что педагогу привычнее провести открытое занятие, чем подготовить творческую презентацию. Но в конкурсе не бывает «неглавных» заданий. Разница в баллах «первого» и «последнего» участников может быть небольшой. Решающую роль при определении победителей иногда играют даже не баллы, а доли баллов. Поэтому к подготовке самопрезентации надо отнестись также ответственно, как и к проведению открытого занятия.

Коллеги! Предлагаю рекомендации, основанные на личном опыте. Не претендую на полноту изложения материала, поскольку тематика публичных выступлений, самопрезентации, поведения на сцене обширна и имеет множество аспектов. Однако надеюсь, что мой опыт окажется полезным для потенциальных конкурсантов.

1. Начните с написания эссе. При подготовке к сценическому выступлению иногда не знаешь за что «хвататься», что делать в первую очередь.  Cначала подготовьте текст самопрезентации. Что для этого необходимо сделать? Если из сценического выступления убрать все театральные эффекты, а содержание речи записать на бумаге, то практически получится эссе – рассуждение, в ходе которого автор выражает личную позицию по какой-либо проблеме, теме. В зале сидят ваши коллеги, их волнуют те же проблемы, что и вас. Чтобы привлечь внимание зрителей, найдите тему, интересную не только вам, но и для коллегам.

2. Расскажите о своих профессиональных успехах. Презентуя себя, свой опыт, вы рассказываете о своих успехах. В чем может заключаться успех учителя? В признании со стороны учеников. В успехах наших учеников. Когда получается то, что раньше не получалось… Уверен, что у каждого педагога есть какие-то свои большие или маленькие успехи. Говоря со сцены о себе, вы делитесь этими успехами с коллегами. Самопрезентация – это история Вашего успеха!

3. Через историю своего успеха расскажите о зрителе. О ком вы говорите, находясь на сцене? Конечно, о себе, это же САМОпрезентация! Но только на первый взгляд. Перед тем как написать текст выступления, попробуйте представить своего потенциального зрителя, слушателя. Кто он? Что его волнует? Тот рассказ, который вы, как автор, для него подготовите – это будет, в первую очередь, рассказ о себе. Но, для того чтобы ваше выступление не оставило равнодушным зрителя, оно должно быть немного и о нём. Если через ваш рассказ зритель увидит себя, он станет больше Вам симпатизировать и сопереживать.


4. Постарайтесь наладить психологический контакт со зрителями. Выступление – это общение! Вы зрителям о чем-либо говорите, а взамен можете видеть то, как они вас слушают, их мимику, взгляды… Как-то я слушал лекцию психолога по проблематике сценического выступления. Она говорила о том, что одни зрители будут слушать выступающего с «замиранием сердца», другие – равнодушно зевать. Всё правильно, зрители разные и слушать будут по-разному. Дальше она советует выбрать себе человека в зале, который точно вас слушает, и выступать для него - тогда вам будет комфортнее. Вот здесь я не согласен! Когда я выхожу на сцену, то вижу перед собой самый обычный класс – одним интересно меня послушать, они ждут, что я им скажу. Другие действительно равнодушны, у третьих я, как выступающий, вызываю неприязнь. Тоже, кстати, интересный эффект – человек видит вас впервые, а уже почему-то испытывает к вам неприязнь. Вот если я прислушаюсь к совету психолога и начну общаться только с одним человеком, то не факт, что заинтересую остальных зрителей!
Представьте, что вы учитель и пришли в такой класс. Вы станете работать только с одним учеником? Тогда других вы заведомо ни чему не научите! Вы отказались даже их видеть! Учитель, начиная урок, показывает ученикам, при этом не говоря ни слова, что он видит, кто готов работать, видит, кто не сделал домашнего задания и т.д. 
Старайтесь, наладить психологический контакт с каждым зрителем! Учитель и на сцене остается учителем! 
Коллеги! Не ждите и не ищите комфорта! Вас ждет борьба! Но зато…

5. Избегайте категоричных утверждений. Беседуя со зрителем, вы выражаете свою позицию, обосновываете её. В идеале, с вашим уходом со сцены у зрителя должно появиться желание продолжить разговор. Чтобы достичь этой цели, старайтесь не делать категоричных утверждений, которые могут вызвать неприятие. Категоричность подразумевает наличие только одной «правильной» точки зрения и не оставляет места для равноправного диалога людей с разными позициями по какому либо вопросу. Помните! Если будете категоричны, то после выступления останутся те, кто с вами не согласен. Если будете «диалогичны» – появятся те, кто захочет продолжить общение.

6. Будьте лаконичны!  Выступая, стройте самые простые фразы и односложные предложения. Лаконичные краткие фразы воспринимаются на слух лучше, чем сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Не забывайте – одно и то же слово воспринимается по-разному, в зависимости от того, прочитано оно или услышано! 
В качестве иллюстраций к утверждениям, размещенным в настоящем разделе, предлагаю посмотреть фотофильм «Педагогическая визитка» и прочитать эссе «Свежесть радости открытий» [5; 6; 7; 8]. Также, в качестве эксперимента, попробуйте текст, предназначенный для чтения, прослушать, а текст, предназначенный для устного рассказа, – прочитать… 

7. Разделите текст на отдельные смысловые фрагменты и подберите видеоряд к каждому из них. Под видеорядом подразумевается сочетание фотографий и видеофрагментов, которые «проиллюстрируют» ваш рассказ. Очень важно, чтобы видеоряд соответствовал тексту. Если увиденное не гармонирует с услышанным, то у зрителя может возникнуть неприятие выступления! Чтобы этого избежать, разделите текст на отдельные смысловые фрагменты и к каждому из них подберите соответствующие фотографии или видеофайлы.

8. Не загружайте текстом экранное сопровождение. Не нужно загружать текстом экранное сопровождение вашего выступления. В этом случае нагрузка на зрителя будет двойной – ему и вас надо слушать и тексты на экране читать. Старайтесь больше использовать фото- и видеоматериалы.

9. Подберите музыкальный фон. Если не будет музыкального сопровождения, то у зрителя может возникнуть ощущение, что чего-то не хватает. Музыкальный фон целесообразнее подбирать после того, как составлен текст и подготовлен видеоряд. Музыка должна соответствовать не только тому, что вы скажете, но и тому, что зрители увидят (видеоэффекты на экране).  Заметил такую особенность: в наше время обилия компьютерной техники и музыки, доступной для оцифровывания, особенно ярко воспринимается музыка живая. Если у Вас будет такая возможность, то найдите аккомпаниатора для своего выступления. Сделайте так, чтобы громкость музыкального фона составляла 20% от громкости вашего голоса. Этот совет дал мне Александр Васильевич Тюстин, кинорежиссёр детской телевизионной передачи «Телетеремок».  В чём ценность совета? Если музыка звучит тихо, то она не отвлекает внимание зрителей, в результате они слушают только вас. 

10. Заранее найдите помощника для мультимедийного сопровождения. Выступающий, чтобы не терять контакт со зрителями, не должен отвлекаться на проблемы, связанные с экранным сопровождением выступления. Смена слайдов (фотографий, видеофрагментов) на экране должна происходить «сама по себе», без вашего участия. Для этого заранее позаботьтесь о помощнике и о том, чтобы у него была подробная и однозначно трактуемая инструкция. 

11. Потренируйтесь держать микрофон. Даже во время репетиции старайтесь выполнять все действия с микрофоном в руке. Если этого не сделать, то во время выступления может оказаться так, что вы не будете знать «куда его девать». Правильно держите микрофон, чтобы звуки шли прямо на него. Если вы видите микрофон впервые, то заранее посмотрите, как он включается, чтобы не «смазать» начало своего выступления. 

12. Перед выступлением обследуйте сцену. Распространённое явление – боязнь сцены. Для её преодоления постарайтесь заранее узнать, где пройдет выступление; если будет возможность, то походите по сцене, попрыгайте, поделайте какие-либо нелепые движения. Мой племянник более трёх лет занимается в театральной студии. Первый месяц они по сцене ползали! Им сказали, что на сцене они еще «ползунки», а право по ней ходить надо заработать! В итоге сцену за месяц перестали бояться.

13. Делайте паузу перед выступлением. Представьте, зрители только что кого-то слушали, их внимание ещё не переключилось. Особенно «плохо», если предыдущий конкурсант им понравился. Подходите к микрофону медленно, будьте со зрителями, как бы соглашайтесь с ними, что, мол, действительно, предшественник замечательно выступил, но он уже ушёл, а я для вас продолжу. Пока вы подходите, внимание зрителей постепенно переключается на вас. Не начинайте говорить сразу, как только взяли микрофон. Как бы размышляя, включайте его, подносите к лицу и только после некоторой паузы начинайте говорить.  Пауза нужна как зрителям – для переключения внимания, так и вам, чтобы настроиться на выступление.

14. Не поворачивайтесь спиной к зрителю. Без комментариев…

15. Не читайте «по бумажке».  Вот только представьте – вы стоите на сцене, это ваш звёздный час, вы повествуете залу о деле всей своей жизни… и «по бумажке»…

16. Не теряйтесь, если что-то забыли. Вы на сцене забыли текст? Смотрите на зрителей и делайте вид, что всё идет как надо – пусть они решат, что у вас «запланированная» пауза. Вспомнили, собрались – продолжайте дальше. Не показывайте своего волнения! Обычно волнение уходит в тот момент, когда вы начинаете говорить.


17. Не испытывайте растерянности из-за того, что во время выступления зрители смотрят не на вас, а на экран!  В наше время интерактивных досок и мультимедийных проекторов это явление нормальное, зато вас слушают!

18. Отрепетируйте выступление на родных и близких. Очень важно заранее знать, как ваше выступление будет восприниматься со стороны. Пусть первыми зрителями станут самые близкие для вас люди. Требуйте от них самых критичных высказываний, выслушивайте все мнения и, возможно, сценарий выступления изменится!

19. Сделайте видеозапись выступления.
В наше время это доступно для многих. Мне этот совет подсказала Марина Марич (сценический псевдоним), профессиональная певица. Как-то просматривал видеозапись своего открытого занятия – увидел, например, что употребляю в речи много «слов-паразитов». 
Подобная видеозапись даст вам отличную возможность посмотреть на себя, со всеми своими недостатками, со стороны.

20. НАЧНИТЕ КРАСИВО, ЗАКОНЧИТЕ БЛЕСТЯЩЕ!


Использованная литература

1. Конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (Опыт подготовки и проведения). М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. 
2. Творчество (литературные произведения педагогов). / Всероссийский Интернет-педсовет - 2005-2010. 
(http://pedsovet.org/component/option,com_m...257/I...). 
3. Ури Алон. Как сделать хороший научный доклад (Перевод эссе «How To Give a Good Talk» подготовлен при участии П. Старокадомского. Автор: А. Старокадомская). / Биомолекула.ру – 2009. (http://biomolecula.ru/content/592). 
4. Хофф Рон. Как подготовиться к презентации и с блеском её провести. / books.pchelov.com: литература по бизнесу и психологии – 2010. (http://books.pchelov.com/about/yavizhuvas.html). 
5. Чернухин О. А. Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» – 2007» (методические материалы). – Новосибирск, 2008. 
(Интернет-версия http://window.edu.ru/window/library?p_rid=55267). 
6. Чернухин О. А. Мое педагогическое кредо. // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области – 2007. – № 3. – С. 26-27. 
7. Чернухин О. А. Педагогическая визитка (фотофильм). / Всероссийский интернет-педсовет – 2011. (http://pedsovet.org/video/206/). 
8. Чернухин О. А. Свежесть радости открытий (педагогическое эссе). // Интерактивное образование: город Новосибирск – 2010 . № 27. Февраль 2010. (http://io.nios.ru/index.php?rel=27&point=22&art=709).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon samoprezentaciya.ppt1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


 

Комментарии

Олег Алексеевич, огромное Вам спасибо за вашу работу. Всё очень доступно и лаконично. Надеюсь, Ваши рекомендации пригодятся многим, включая меня.
Чернухин Олег Алексеевич

Буду очень рад если так и будет! Спасибо за Ваше мнение! С уважением, ОА

Большое спасибо. Очень пригодились ваши рекомендации. Предстоит выступление перед учительской аудиторией (сама работаю в ДОУ). Перед малышами выступать не страшно, а перед учителями очень волнуюсь, так как был единоразовый опыт подобного выступления. Осталась собой очень недовольна. Надеюсь с вашими рекомендациями на этот раз справиться.
Чернухин Олег Алексеевич

У Вас всё получится, желаю удачи!