эссе "Основы профессиональной культуры педагога"

Современный учитель? Кто он? професионал- человек, который живет своей профессией, в котрой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат?

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

Эссе  « Основы профессиональной культуры педагога»

Современный учитель? Кто он? Профессионал - человек, который живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат?… Гражданин - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству, имеющее определенную правоспособность, наделенное правами, свободами и обремененное обязанностями? Творец или творческая личность, которая через творческую деятельность стремится найти себя, ядро своей личности, глубинную сущность? Мало кто из ведущих учёных, творцов или граждан своей страны может похвастаться тем, что он хороший школьный учитель. Учитель – это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Учитель видит и ценит в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает всех друг от друга, умеет обеспечить свободу самовыражения его личности и понимает, что ребёнок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Современный учитель, на мой взгляд, профессионал, который вынужден знать о массе направлений, непосредственно связанных с его предметом, а сверх того — иметь представление и о других предметах, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний; гражданин, на каждом уроке воспитывающий в своих детях доброту, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине - качества, составляющие непреходящую ценность человеческой культуры во все века. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. В то же время он всегда ученик. Недаром русская народная пословица гласит: учи других, и сам поймёшь. Это тот, кто всегда учится творчеству, и творит – себя как личность, урок, ученика, так как педагогическая деятельность - будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоёмкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать. Учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знание позволяют вести за собой своих учеников. На нем огромная ответственность за каждое прикосновение словом, мыслью, жестом к разуму, душе ребенка. Ребенку нужен учитель не информатор-марионетка, а соратник, друг, способный бескорыстно дарить знания, доброту, любовь всем людям, окружающим его, поэтому надо построить свою работу так, чтобы ученик всегда выступал в соавторстве с тобой: спорил, делился мнениями, выступал, отстаивал свою точку зрения. Отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая – вот основные составляющие, на мой взгляд, современного учителя.

 Я работаю учителем физики в МБОУ ООШ п. Шатурторф. В данной школе проработала  20 лет – «школе будущего». Я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все дети без исключения способны и успешны, но каждый ребёнок талантлив по - своему. Каждому нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности. Только тогда он может добиться поставленной цели. А если нужного результата нет, то причину нужно искать, прежде всего, в учителе, в его неудачных методах, а не в бездарности детей. Мне близки и понятны слова В.А.Сухомлинского, который первый из педагогов объяснил низкие результаты обучения не природной бездарностью детей, а примитивными, кустарными методами обучения. Он писал: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это разрушает морально, калечит человека.… Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». Работая в школе с детьми разных возрастов, невольно замечаешь перемены, происходящие с детьми. Если в подготовительной школе ребенок открыт к общению, ему интересен окружающий мир во всех своих проявлениях, он не стесняется быть самим собой, и проявляет свою индивидуальность, то в среднем звене и старшей школе происходят коренные изменения. Дети начинаю осознавать, что отличаться от других это «не совсем хорошо», а иногда даже «больно», теряют свою индивидуальность, а вместе с ней и себя в этом мире. Надо помнить, что настоящий учитель – это тот учитель, который знает, что на уроке неспособных и равнодушных детей нет. Моя цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его. Нужно только найти в ребенке струну, суметь её настроить, и тогда она зазвенит, а урок пройдёт как картинка. Понимаю, чтобы заставить ребенка мыслить, творить, создавать, необходим творческий подход к каждому методу, к каждому приему. И как следствие этого – повседневный поиск и…сомнения: сработает ли? Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему. Чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить.  Я верю: если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. Нравится мне, когда дети чувствуют себя свободно, раскованно, легко. Поэтому, на своих уроках я делаю акцент, прежде всего, на индивидуальность каждого ребенка, учу его не бояться своих ошибок, ибо «кто не ошибался, тот и не познал истины»; стараюсь использовать информационно - коммуникационные технологии, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка, вовлекают в познавательную деятельность, заставляют мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы. И, вместе с тем, я учу своих учеников быть собой, спорить, отстаивать свою точку зрения. Мы вместе радуемся нашим победам и делаем выводы из наших поражений. А самое главное - я учу их мечтать, только ради того, чтобы каждый раз, входя в класс, видеть детские лица, улыбки, светящиеся глаза детей, самостоятельно открывших или узнавших на уроке что-то новое. Будучи учителем, нужно реализовать важнейшую цель педагогики - воспитать доброго, самостоятельного, способного к сотрудничеству ребенка.

Моя педагогическая позиция состоит даже не в слове, а в его маленькой части – приставке СО. В приставке, которая предполагает единение усилий, мыслей и чувств тех, кто все эти школьные годы, дни и минуты находятся рядом: детей и учителя.

СО – трудничество. Труд рядом. Вместе с детьми везде: не только в поле, в лесу, на перемене, но и на уроке. И не важно, что то, что им предстоит узнать, мне давно известно: знания мы должны открыть вместе, тогда оно будет нашим.Не «я объясню» - мы вместе догадаемся. Не «я покажу» - мы вместе сделаем.Не «я научу – мы вместе достигнем. А иначе нельзя – ведь не зря же в русском языке нет формы первого лица единственного числа у глагола «победить» - только множественное, «мы».  И это мудро: добиться победы нельзя в одиночку, это не настоящая победа. Это – если получится – будет временный успех. А у нас , в школе, на уроке – тем более: победить можно только вместе.

СО – творчество. Без этого нельзя. Давно доказано: всегда побеждает тот, кого влечёт не мучительное «надо», а ликующее «хочу!» - счастье самовыражения. Ведь именно тогда – «и пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута и стихи свободно потекут»

СО - дружество. Это ощущение глубокого внутреннего счастья оттого, что чувствуешь себя необходимым, тем, кто сидит перед тобой в классе. Когда вдруг понимаешь: именно они  - важнее всего во всей моей учительской жизни. Их глаза. Их слова. Их сердца.

Когда ощущаешь, что нельзя, невозможно быть ниже того, что они любят во мне, ведь именно сейчас я для них самая красивая, самая добрая, самая умная. И понимаешь: ради этого ощущения живу, страдаю, читаю тонны книг, пробую и фантазирую – ведь я не могу их подвести, не имею права предать наше со-единение.

Список литературы

Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие. – М., 2002.

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.. 1996.

Ангеловски К. Учителя и инновации. – М., 1991.

Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. – 1996. - № 4.

Библер В.С. Философия диалога культур. – М., 1993.

Гусейнов А.А. Нравственное воспитание // Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – Т. 2.

Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья. – М., 1977.

Каган М.С. Философия культуры. – СПб, 1996.

Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990. – С. 9.

Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1955.

Краевский В.В. Три измерения в педагогике // М.Н.Скаткин и современное образование: Материалы научно-практической конференции: В 2 т. – М., 2000. – Т. 1.

Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985.

Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие. – М., 1998.

Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. – М., 1995.

Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Минск, 1998.

Сараф Г. Культура – духовность – профессия // Высшее образование в России. – 1996. - № 2.



Предварительный просмотр:

                               

Эссе  « Основы профессиональной культуры педагога»

Современный учитель? Кто он? Профессионал - человек, который живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат?… Гражданин - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству, имеющее определенную правоспособность, наделенное правами, свободами и обремененное обязанностями? Творец или творческая личность, которая через творческую деятельность стремится найти себя, ядро своей личности, глубинную сущность? Мало кто из ведущих учёных, творцов или граждан своей страны может похвастаться тем, что он хороший школьный учитель. Учитель – это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Учитель видит и ценит в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает всех друг от друга, умеет обеспечить свободу самовыражения его личности и понимает, что ребёнок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Современный учитель, на мой взгляд, профессионал, который вынужден знать о массе направлений, непосредственно связанных с его предметом, а сверх того — иметь представление и о других предметах, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний; гражданин, на каждом уроке воспитывающий в своих детях доброту, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине - качества, составляющие непреходящую ценность человеческой культуры во все века. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. В то же время он всегда ученик. Недаром русская народная пословица гласит: учи других, и сам поймёшь. Это тот, кто всегда учится творчеству, и творит – себя как личность, урок, ученика, так как педагогическая деятельность - будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоёмкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать. Учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знание позволяют вести за собой своих учеников. На нем огромная ответственность за каждое прикосновение словом, мыслью, жестом к разуму, душе ребенка. Ребенку нужен учитель не информатор-марионетка, а соратник, друг, способный бескорыстно дарить знания, доброту, любовь всем людям, окружающим его, поэтому надо построить свою работу так, чтобы ученик всегда выступал в соавторстве с тобой: спорил, делился мнениями, выступал, отстаивал свою точку зрения. Отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая – вот основные составляющие, на мой взгляд, современного учителя.

 Я работаю учителем физики в МБОУ ООШ п. Шатурторф. В данной школе проработала  20 лет – «школе будущего». Я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все дети без исключения способны и успешны, но каждый ребёнок талантлив по - своему. Каждому нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности. Только тогда он может добиться поставленной цели. А если нужного результата нет, то причину нужно искать, прежде всего, в учителе, в его неудачных методах, а не в бездарности детей. Мне близки и понятны слова В.А.Сухомлинского, который первый из педагогов объяснил низкие результаты обучения не природной бездарностью детей, а примитивными, кустарными методами обучения. Он писал: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это разрушает морально, калечит человека.… Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». Работая в школе с детьми разных возрастов, невольно замечаешь перемены, происходящие с детьми. Если в подготовительной школе ребенок открыт к общению, ему интересен окружающий мир во всех своих проявлениях, он не стесняется быть самим собой, и проявляет свою индивидуальность, то в среднем звене и старшей школе происходят коренные изменения. Дети начинаю осознавать, что отличаться от других это «не совсем хорошо», а иногда даже «больно», теряют свою индивидуальность, а вместе с ней и себя в этом мире. Надо помнить, что настоящий учитель – это тот учитель, который знает, что на уроке неспособных и равнодушных детей нет. Моя цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его. Нужно только найти в ребенке струну, суметь её настроить, и тогда она зазвенит, а урок пройдёт как картинка. Понимаю, чтобы заставить ребенка мыслить, творить, создавать, необходим творческий подход к каждому методу, к каждому приему. И как следствие этого – повседневный поиск и…сомнения: сработает ли? Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему. Чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить.  Я верю: если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. Нравится мне, когда дети чувствуют себя свободно, раскованно, легко. Поэтому, на своих уроках я делаю акцент, прежде всего, на индивидуальность каждого ребенка, учу его не бояться своих ошибок, ибо «кто не ошибался, тот и не познал истины»; стараюсь использовать информационно - коммуникационные технологии, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка, вовлекают в познавательную деятельность, заставляют мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы. И, вместе с тем, я учу своих учеников быть собой, спорить, отстаивать свою точку зрения. Мы вместе радуемся нашим победам и делаем выводы из наших поражений. А самое главное - я учу их мечтать, только ради того, чтобы каждый раз, входя в класс, видеть детские лица, улыбки, светящиеся глаза детей, самостоятельно открывших или узнавших на уроке что-то новое. Будучи учителем, нужно реализовать важнейшую цель педагогики - воспитать доброго, самостоятельного, способного к сотрудничеству ребенка.

Моя педагогическая позиция состоит даже не в слове, а в его маленькой части – приставке СО. В приставке, которая предполагает единение усилий, мыслей и чувств тех, кто все эти школьные годы, дни и минуты находятся рядом: детей и учителя.

СО – трудничество. Труд рядом. Вместе с детьми везде: не только в поле, в лесу, на перемене, но и на уроке. И не важно, что то, что им предстоит узнать, мне давно известно: знания мы должны открыть вместе, тогда оно будет нашим.Не «я объясню» - мы вместе догадаемся. Не «я покажу» - мы вместе сделаем.Не «я научу – мы вместе достигнем. А иначе нельзя – ведь не зря же в русском языке нет формы первого лица единственного числа у глагола «победить» - только множественное, «мы».  И это мудро: добиться победы нельзя в одиночку, это не настоящая победа. Это – если получится – будет временный успех. А у нас , в школе, на уроке – тем более: победить можно только вместе.

СО – творчество. Без этого нельзя. Давно доказано: всегда побеждает тот, кого влечёт не мучительное «надо», а ликующее «хочу!» - счастье самовыражения. Ведь именно тогда – «и пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута и стихи свободно потекут»

СО - дружество. Это ощущение глубокого внутреннего счастья оттого, что чувствуешь себя необходимым, тем, кто сидит перед тобой в классе. Когда вдруг понимаешь: именно они  - важнее всего во всей моей учительской жизни. Их глаза. Их слова. Их сердца.

Когда ощущаешь, что нельзя, невозможно быть ниже того, что они любят во мне, ведь именно сейчас я для них самая красивая, самая добрая, самая умная. И понимаешь: ради этого ощущения живу, страдаю, читаю тонны книг, пробую и фантазирую – ведь я не могу их подвести, не имею права предать наше со-единение.

Список литературы

Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие. – М., 2002.

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.. 1996.

Ангеловски К. Учителя и инновации. – М., 1991.

Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. – 1996. - № 4.

Библер В.С. Философия диалога культур. – М., 1993.

Гусейнов А.А. Нравственное воспитание // Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – Т. 2.

Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья. – М., 1977.

Каган М.С. Философия культуры. – СПб, 1996.

Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990. – С. 9.

Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1955.

Краевский В.В. Три измерения в педагогике // М.Н.Скаткин и современное образование: Материалы научно-практической конференции: В 2 т. – М., 2000. – Т. 1.

Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985.

Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие. – М., 1998.

Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. – М., 1995.

Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Минск, 1998.

Сараф Г. Культура – духовность – профессия // Высшее образование в России. – 1996. - № 2.