Личностно ориентированные ситуации на уроках

Суть личностно-ориентированных ситуаций на уроках заключается в выработке индивидуальных осмыслений и обмене ими в рамках учебного взаимодействия на уроке (постоянное выражение собственного я обучающихся и обучаемого).

Это происходит в форме выражения отношения к изучаемому, актуализации эстетических переживаний (постановка проблем таким образом, чтобы это была проблема обучаемого), осознание собственных переживаний.

При этом учителю необходимо постоянно вводить обучаемых в состояние диалога с тем, чтобы: 1) провести совместную ориентировку в личностно значимой предметной области; 2) выяснить проблемы, интересующие субъектов диалога; 3) рассмотреть проблемы в контексте значимых для учащихся жизненных ценностей; 4) способствовать тому, чтобы школьники могли использовать свои знания по предмету в качестве средства обучения и научились обоснованно выражать цепочку своих суждений.

На уроке литературы создание личностно ориентированной ситуации связано с психологическим анализом художественного произведения, с его оценкой с точки зрения нравственных ценностей.

Эмоциональность литературы дает возможность получения культурных ценностей субъектом. Литература обладает также возможностями для формирования самооценки через идентификацию с героем, для самопознания и осмысления своего внутреннего я через осмысление и понимание внутреннего мира героя.