Радость учительства

Кузнецова Ирина Николаевна

Педагогическое эссе : размышления о себе и о любимой  работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon radost_uchitelstva.zip20.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                             РАДОСТЬ  УЧИТЕЛЬСТВА

       

  Учителем  я  стала 1 сентября 1979 года. Я не помню  этот  день полностью. Настолько  сильно   было  мое  волнение, что в памяти  удержались только  отдельные  эпизоды: двор  школы №3; красивая – раскрасивая  детвора; много  цветов; что-то воодушевленно  говорящая Зинаида Григорьевна; праздничная суета в школе; я – внешне спокойная, с видом умудренной опытом учительницы, а внутри – в полуобморочном состоянии. Не дали  умереть мне от страха и волнения в тот день дети.

И  с того дня, каждый день вот уже 34-ый год, все волнения и тревоги – из-за  детей,  но  и  радость,  и  спасение  –  тоже  в  них.

Я все годы  учебы в институте и несколько  лет после  его окончания не могла ответить на вопрос: «Почему я стала учителем?» Объяснения конечно существовали. Я говорила, что была влюблена в своих учителей, и их пример подвигнул меня на это; что в душе я романтик и вижу пик романтики в общении с детьми; что «это же здорово – посвятить себя детям!» и многое другое. Но, говоря так, я сама чувствовала, что это не все, что есть еще нечто непонятое. И как-то однажды совершенно неожиданно для  себя я поняла, что стала учительницей для того, чтобы создать альтернативу одному встретившемуся мне в детстве учителю. И без ложной скромности могу сознаться, что за тридцать лет работы в школе я создала эту альтернативу. Я состоялась.  Я  –  учитель.

Сейчас с высоты своего тридцатилетнего учительского опыта хочу и могу дать совет молодым – девушкам и ребятам – идущим на работу в школу,- научите себя любить детей. Если вы этому не научитесь, вы рискуете стать еще одним заурядным учителем. А это уныло, серо, неинтересно. Почаще задавайте себе вопросы:

- Кто  самые  главные  в  школе?

- Для  кого строятся и оборудуются  школы  и  при них создаются немалые штаты из  взрослых  людей?

- Для  кого  мы, учителя  получаем  образование?

- Благодаря  кому  мы получаем  награды и наказания?

- Из-за  кого  каждое  утро, больные мы или здоровые, в настроении или нет, идем в школу?

Правильно: дети! Для детей! Благодаря  детям! Из-за детей! Каждый из них  - творение Божие. Каждый из них – личность. Каждый из них до бесконечности любим в семье. Я глубоко убеждена,  что мы, учителя должны это помнить ежесекундно. И тогда мы сможем дать детям свою любовь и радость от общения с  нами. А  тогда  и  тяжесть усвоения знаний будет легче.

Обучение детей разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, т.е. по способностям к рациональному  мышлению, вниманию и свойствам памяти – пожалуй, самая сложная задача, стоящая  перед учителем. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к их обучению.  Поэтому в своей методической работе я считаю самым главным поиск путей и методов, обеспечивающих индивидуальный  подход учителя к каждому ребенку в  условиях  коллективного  обучения  в  начальной  школе.

Дети с пониженной обучаемостью требуют особой  формы организации учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчиво внимание, не развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий. В этом случае требуется особая форма преподнесения материала. А дети с повышенной обучаемостью? Они также нуждаются в особом внимании учителя для развития своих способностей. Значит, даже при полной успеваемости всех детей в первом классе требуется дифференцированный  подход.

Но попробуйте в начале года дать первоклассникам разные задания. Дело не пойдет. Ведь каждому придется индивидуально разъяснять инструкцию, что потребует много времени. Однако главный тормоз в том, что пока одному, даже группе учеников объясняешь задание, другие будут «стоять на голове». У первоклассников есть общая особенность, долгое время затрудняющая дифференциацию их по признаку обучаемости. Это почти полное отсутствие  умений самостоятельной работы, а также импульсивность, проявляющаяся в поведении не только вне урока, но и на уроке. В связи с этим полезно знать, что существуют иные признаки для дифференцированного подхода, которые, возможно, более приемлемы для школьников начальных классов. В классах перед нами сидят дети, совершенно разные по характеру: застенчивые, робкие, сильно волнующиеся, излишне самоуверенные, с замедленной умственной реакцией, проявляющие лень или нерадивость в учебной работе. Ясно, что здесь названы не все категории учащихся класса, а только те, обучение которых представляет определенные трудности для учителя. Показательным же является выбор в качестве признака для дифференцированного подхода психологических особенностей   детей.

Каждый учитель  знает, что дети  в любом  возрасте отличаются типологическими чертами (сила воли, уравновешенность, подвижность нервной  системы), образуя четыре известные группы темперамента: А – холерический  тип, Б – сангвинический тип, В – флегматический тип, Г – меланхолический тип. Отсюда исходит, что разным ученикам требуется  разное время, разный объем, разные формы и виды работы, разные приемы и способы, используемые учителем, чтобы овладеть программным учебным  материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем  или  иным  способом  эту  разницу.

Поэтому, используя все свои педагогические  знания и способности, я стараюсь пополнить методическую  копилку  новыми  методами, способами, приемами  и  разными ухищрениями в работе  для того, чтобы найти ключик к каждому из моих учеников и сделать процесс обучения для каждого из них не  только  нужным  и  полезным, но еще  радостным  и  увлекательным.

Мне  очень нравится программа четырехлетнего обучения детей в начальной  школе. Она  дает возможность каждому ребенку-первокласснику укрепиться в роли ученика, знания которого не взвешивают и не оценивают целый год. Весь первый класс они у меня все стремятся получить только «пять» и получают! Каждому, кто потрудился, я даю красивую  картиночку, которую дети ассоциируют с «пятеркой». Эти картиночки  дети хранят, потому что в конце четверти мы их подсчитываем и хвалимся результатами. Первые настоящие оценки дети получают только во 2-м классе, да и то в первой четверти только «четыре» и «пять». Это очень нравится и мне, и моим детям. Оценка – это сильный  стимул! Когда я говорю детям, что я хочу ставить им только оценку «пять», это действует  магически и дает колоссальные  результаты. Например, очень часто на уроках письма, работая в прописях, все без исключения 26 моих ученика получают «пять». Правда, все эти «пятерки» разного достоинства; придирчивый посторонний взрослый это сразу заметит. Но для нас с детьми они дорогого стоят: для детей это награда за их великое трудолюбие, проявленной в течении 30 минут, и для меня – это оценка моего труда.

Для того, чтобы активизировать  работу детей и поддержать их интерес к трудоемкому процессу письма, я использую  такой  прием, который  мы с детьми называем «конкурс красоты». Этот «конкурс» проводится среди написанных детьми букв. Из них выбирается самая красивая, ей присуждается звание «Мисс-буковка» или «принцесса» и она коронуется «золотой короной» (пририсовывается сверху красным или желтым карандашом).

На уроках математики мои дети очень любят считать «в темноте» (с закрытыми глазами), сигналя о правильном ответе поднятой рукой и замирая от ожидания моего прикосновения к этой поднятой руке. Ребята-третьеклассники обожают работу у доски «по секрету» (за шторкой). В пору золотой осени и цветущей весны дети ждут – не дождутся уроков окружающего мира, рисования и развития речи на природе. Эти и многие другие приемы, украшающие и облегчающие процесс усвоения знаний детьми, я позаимствовала из публикаций любимого мной Шалвы Александровича Амонашвили. В первые годы своего учительства я зачитывалась его статьями. Мне навсегда врезался в память его ответ на вопрос: «Почему детям могут не нравиться уроки? Потому что:

- уроки скучны, неинтересны;

- они не помогают всем, т.е. большинству учеников, разобраться в изучаемом предмете;

- держат ребят в страхе перед контрольными заданиями, перед вызовом для ответа;

- пугают  отметками, особенно «двойками»;

- доставляют  ученикам  больше  неприятностей, чем  радостей;

- ущемляют  их  достоинство,  самолюбие;

- не  видят  в  ученике  личность;

- заполнены  непедагогическим  шумом (криками, бранью);

- зависят  от  настроения  учителя;

- делают  ученика  человеком, лишенным  всех  прав.

Как же (можно  представить!) трудно учиться детям, если  они  не  любят уроки! Но если школьники так отрицательно относятся к  урокам, стало быть, имеют в виду не только сами уроки, но  главным образом – учителей, которые проводят их». (Ш.А.Амонашвили  «Хвала уроку», Воспитание школьников №2 за 1990 год)

Я считаю этого незаурядного педагога своим наставником. Он многому меня  научил: любить детей, общаться с ними на  равных, уважать их и соучаствовать с ними в любом процессе познания. Я заметила, что мои уроки, в которых использовались приемы Амонашвили, проходят на подъеме, с радостью. Радость на них во всем: и в общении учителя с детьми, и в работе над учебным материалом, и в результатах этой работы, и в отзывах об уроке по приходу домой. Это приподнятое настроение на уроке и стало моим  педагогическим  кредо – обучение  с  радостью!

Эта  фраза так коротко произносится: «Обучение с радостью». А какой по значимости смысл в ней  заложен?! А какого труда стоит тот урок, про  который можно сказать, что – «на нем было обучение с радостью!». Но про это, как правило, не думается до и во время  урока. Да даже и после урока нет ощущения усталости или чувства выполненной тяжелой работы. Остается только теплота  в  душе  от  радости  ученичества  и  учительства.

Все те причины,  по которым детям могут не нравиться уроки, исчезают при условии, что учитель пришел на урок исполнить свою любимую работу, которую  он  делает  с  радостью.

Все учителя и родители часто задают себе и друг другу вопрос: «Почему  у ребенка пропадает  желание учиться?». Вспомните, кто из детей не играет в «школу» в ожидании, когда его поведут в настоящую школу. Общеизвестно, что ребенок идет  в школу с огромным  желанием. Что же происходит потом? Возможно, что один из ответов состоит в том, что у ребенка «отобрали» право учить. Я считают – необходимо вернуть его детям! Если понаблюдать за детьми в процессе игры в «школу», то можно заметить, что многие наши мальчики и  девочки – талантливые учителя. С какой ответственностью они относятся к своим обязанностям «учителя», как пристрастно и принципиально оценивают своих «учеников»! На своих уроках я часто стала использовать (даже в первых классах) желание детей учить и оценивать работы. Этот прием оживляет любую работу. Надо видеть, как начинают светиться гордостью глаза детей, когда я обращаюсь к ним как к  учителям  –  по  имени-отчеству  или:  «Уважаемые  коллеги».

В своей работе я большое внимание уделяю внеурочным взаимоотношениям с детьми. Они дают возможность детям выйти из рамок деловых отношений с учителем. Каждому ребенку этого хочется, и, как правило, этого всегда не хватает. Детям хочется увидеть в нас не только «тетю, которая все знает», но и «кого-то», кому можно все рассказать, обо всем спросить, а иногда просто прижаться, делясь чувствами их переполняющими.

Все теоретики школьного обучения и мы, учителя-практики, знаем о важности взаимоотношений семьи и школы. Но особую остроту, особое значение они имеют в первые  годы пребывания ребенка в школе. В эти годы ребенок еще очень тесно связан с семьей, он еще не умеет сам управлять своими чувствами, своим поведением, и пытается отождествлять семью со школой, школу с семьей. Хорошо, если его положение в семье нормальное, а отношения в ней разумные, добрые. Тогда он будет вносить в школу доброту и разумность отношений. А если его положение в семье ненормальное, а отношения в ней неразумные, конфликтные или еще какие-либо плохие? И родители, не справляясь с воспитанием своего чада, ждут, когда можно будет переложить эту обязанность на школу. Невольно приходит на ум четверостишие  Эллен  Нийт:  

                                            «Этот  хлеб  недопеченный,

                                             Недоваренную   кашу  -

                                             Недоделки   кухни  нашей

                                             Отдаем  на  кухню  вашу».  

Тогда  мы, учителя, должны как-то компенсировать  эту духовную  ущербность, чтобы  ребенок, вопреки  семейным  отношениям, вырос хорошим  человеком, здоровой культурной личностью. Для этого необходимо наладить дружеские,  партнерские  отношения  с семьей. Это непросто, Это отдельный фронт педагогической  деятельности, но ведь цели у нас одни и те же – воспитать  ребенка добрым, хорошим человеком, нравственной  и  творчески  активной  личностью.

Для того, чтобы связи школы с родителями были  дружескими, я руководствуюсь драгоценными  для  меня  принципами:

- уважение  личности  ученика;

- родители  моих  учеников – мои  соратники;

- «не  ябедничать»  родителям  на  их  детей;

- все  делать  и  говорить  только  во  благо  детей, вызывая  при  этом  только  положительные  эмоции;

- не считать, что  я  умнее  их,  не  стесняться  советоваться.

Хочется подробнее  остановиться  на  этом. В  создании дружеских, уважительных  отношений пример  должен  подать учитель. Учителя  никогда не должны  жаловаться родителям  на  детей, призывать и  требовать принятия «соответствующих мер». В  необходимых  случаях встреча  с родителями может  проходить лишь как деловое дружеское обсуждение  конкретных проблем, связанных с поведением ученика или с необходимостью развития его  личностных  качеств.

Учителя  не  должны писать какие-либо замечания в дневники учащихся, не должны выставлять там «двойки», даже если ученик их получил. Жаловаться на ученика – это признаваться в своем бессилии. Да и что может сделать родитель, если, например, «Вася разговаривал на уроке»? А «двойка» - это лишь  предупреждение  ученику, что у него образовался пробел в знаниях и он (а не родители) должен  его ликвидировать. Нужно, если  это  требуется, помочь ученику в этом: дать срок для исправления «двойки» или позаниматься с ним  дополнительно, разобрав все, что он упустил.

Встречи с родителями и родительские  собрания я стараюсь  проводить как встречи  соратников и единомышленников. Стараюсь рассказать, что было проделано за прошедший период, каких успехов  добился  класс, какие возникли общие проблемы, прошу родителей обсудить пути разрешения  этих проблем. Я считаю своим долгом информировать родителей о том, что пройдено по каждому учебному предмету, с какими трудностями  встретились ученики, чем  могут помочь родители  своим  детям. Сообщаю, какие учебные  темы будут изучаться в ближайшее время, какие мероприятия намечены,  какое  участие  могут  принять  родители  в  их  проведении.

  Вопросы, касающиеся личности отдельных  учеников, на этих встречах не обсуждаются. Они обсуждаются в личной беседе с родителями. Здесь, как правило, сообщаю родителям результаты личностного развития ученика, какие трудности возникли у этого ребенка, стараюсь обсудить с родителями все, что надо сделать для того, чтобы развить у ученика нужные качества.

Я глубоко убеждена в том, что не только с родителями надо разговаривать об их детях, но и с детьми – об их родителях. Надо рассказать детям, как они должны вести себя  дома, в семье, что значит – любить родителей, чем они могут  помочь родителям. Вообще в школе нужно воспитывать у детей уважение к своим родителям, к родным и близким. Надо развивать у детей интерес к изучению своей родословной, к своим предкам, их делам и свершениям.

Уважая родителей, любя их детей, которых я считаю и своими, щадя самолюбие каждой семьи и советуясь с ней по многим вопросам, за тридцать лет работы в школе я не имела ни одной конфликтной ситуации с родителями моих учеников. В их лице я имею мудрых, заинтересованных, благодарных   и   отзывчивых   соратников.

Мне очень нравится высказывание о том, что «Нам воистину принадлежит только то, что мы смогли отдать». Мы – учителя самые богатые  люди. Учитель отдает свою любовь, деля ее поровну (обязательное условие учительства) на всех детей в классе, получает несоизмеримо больше. Тридцать лучиков учительского  тепла, отражаясь от благодарной детской души, возвращаются к учителю потоками добра, признательности и желания учиться.