Нестандартные уроки

Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм учебных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nestandartnye_uroki.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Нестандартные уроки

Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок “Дублер начинает действовать”.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, “живая газета”, устный журнал.

5. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок “Подарок от Хоттабыча”.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.

Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Многие специалисты и педагоги-практики отмечают, что существующие в настоящее время учебно-методические разработки на базе средств ИКТ, в том числе достаточно многочисленные электронные образовательные ресурсы, несмотря на их высокий образовательный потенциал используются редко, бессистемно, преимеущественно с целью контроля знаний и формирования репродуктивных навыков. Недостаточно реализуются возможности средств ИКТ в целях развития умений и навыков сопоставления, синтеза и анализа, выявления связей и закономерностей в изучаемом материале, нахождения путей и планирования этапов решения познавательных задач. В этой связи необходимо формирование у обучающихся умений и навыков по использованию средств ИКТ в процессе решения познавательных задач и выполнения творческих заданий, ориентированных на регистрацию, сбор, поиск, оценку, отбор, организацию, хранение, передачу и тиражирование информации, а также представления полученного результата.

В данном контексте совокупнось знаний, умений и навыков обучающегося по использованию средств ИКТ в процессе освоения умений обработки числовой, текстовой, графической и аудиоинформации, их развития и совершенствования при выполнении практических учебных заданий; самостоятельного решения познавательных задач, предполагающих активное использование электронных образовательных ресурсов; выполнения творческих заданий, ориентированных на регистрацию, сбор, поиск, оценку, отбор, организацию, хранение, передачу и тиражирование информации, а также представление полученного результата будем называть информационно-технологической культурой.

Нестандартный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру». Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую. Анализ педагогической литературы позволяет выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от сказочного героя.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Рекомендации по проведению нестандартных уроков

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и, в первую очередь, разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

7. На уроке возможно использование внепрограммного материала, углубленное рассмотрение выбранной темы.

8. Для организации и проведения урока возможно привлечение людей разных профессий.

9. Стремиться к созданию эмоционального подъема, ситуации успеха для каждого учащегося с учетом его возрастных, личностных особенностей, способностей и интересов.

10. При подготовке к уроку возможно создание временной инициативной группы из числа учащихся.

11. Необходим самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке.

Критерии оценивания нестандартного урока

1. Конспект урока        

1. Постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих целей и их многоплановость (на какой результат направлены действия: изучить, узнать, научиться, овладеть, усвоить и т.п.)        

2. Соответствие содержания урока его типу.        

3. Структура урока (насколько она отвечает содержанию урока, согласованность его отдельных частей и элементов, рациональное использование времени).        

4. Активизация познавательной деятельности учащихся (чередование видов деятельности, постановка проблемных вопросов, обращение к разным источникам информации, использование заданий репродуктивного, частично-поискового, исследовательского, творческого характера).        

5. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.        

6. Обеспечение оперативной обратной связи на каждом этапе урока.        

7. Направленность урока на создание ситуации успеха и комфортных психологических условий для каждого учащегося с учетом его возрастных, личностных особенностей, способностей и интересов.        

8. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.        

9. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.        

10. Соблюдение коммуникативной культуры учителя и учеников.        

11. Домашнее задание: логичность, умелый подбор заданий с комментированием и дифференциацией.        

12. Подбор дидактического материала.        

13. Эффективность использования средств обучения на уроке.        

13. Результаты урока: воспитательный и образовательный эффект.        

14. Грамотность изложения и качество оформления разработки.        

15. Грамотность включения использования средств ИКТ в этапы урока        

 Самоанализ урока        

1. Обосновать выбора нестандартной формы проведения данного урока, его место в системе других уроков.        

2. Соотнести поставленные цели урока с его результатом, выявить возможные причины успеха или неудачи.        

3. Обосновать выбор структуры и типа урока.        

4. Оценить соответствие уровня трудности, содержания материала, методов обучения специфике урока.        

5. Охарактеризовать возможности учебного кабинета и целесообразность использования средств обучения на уроке.        

6. Оценить уровень информационно-технологической культуры учителя и ученика.        

7. Обосновать выбор дидактического материала.        

8. Оценить результаты урока, сделать выводы.