Цитаты из работ В.А. Сухомлинского

Бессонова Надежда Александровна

Выдающийся педагог, Человек с большой буквы. Его мысли актуальны и сейчас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_dolzhny_zhit_v_mire_tvorchestva.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

1. Втискивая в голову детям готовые истины, обобщения, умозаключения, учитель подчас не дает ребятам возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии, творчества. Из живого, активного, деятельного существа ребенок нередко превращается как бы в запоминающее устройство…  Нет, так не должно быть. Нельзя отгораживать детей от  окружающего мира каменной стеной. Нельзя лишать ученика радостей духовной жизни. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.

2. Я стремился к тому, чтобы, чтобы прежде, чем открыть книгу, прочитать по слогам первое слово, ребята прочитали страницы самой чудесной в мире  книги – книги природы.

Здесь, среди природы, особенно отчетливой, яркой  была мысль: мы, учителя, имеем дело с самым нежным, самым тонким, с самым чутким, что есть в природе, - с мозгом ребенка. Когда думаешь о детском мозге, представляешь  нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны для того, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю. Вот такая же осторожность нужна и нам каждую минуту: ведь мы прикасаемся к тончайшему и нежнейшему в природе – к мыслящей материи растущего организма.

3. Детская память как раз потому так  остра и цепка, что в нее вливается чистый ручеек ярких образов, картин, восприятий, представлений. Детское мышление как раз и поражает нас тонкими, неожиданными, «философскими» вопросами, потому что оно питается живительным источником  этого ручейка. Как важно не допустить, чтобы школьная дверь  закрыла от сознания ребенка окружающий мир. Я стремился к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями и представлениями, чтобы законы мышления дети осознавали как стройное сооружение, архитектура которого подсказана  еще более стройным сооружением – природой. Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не  закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями.

4. Я добивался того, чтобы слово было для ребенка не просто обозначением вещи, предмета, явления, но несло в себе эмоциональную окраску – свой аромат, тончайшие оттенки. Важно было.., чтобы красота слова и красота той частицы мира, которую это слово  отражает,  пробуждала интерес к  тем рисункам, которые передают музыку звуков человеческой речи, - к буквам. До тех пор, пока ребенок не почувствовал аромат слова, не увидел его тончайших оттенков – нельзя вообще начинать обучение грамоте, и если учитель делает это, то он обрекает дитя на тяжелый труд (ребенок в конце концов преодолеет эту тяжесть, но какой ценой это ему достанется!).

5. У каждого ребенка мысль развивается своеобразными путями, каждый умен и талантлив по-своему. Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей.

6. Человек всегда был и останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатствам явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.


 

Комментарии