Главные вкладки

    Мой лицей и Я.

    Косарева Елена Васильевна

    Статья в газете "Труд" города Каменска-Шахтинского Ростовской области об истории  развития образовательного учреждения лицей№5. Автор Косарева Е.В.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word_2.doc_3.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     

                                                Никакая  школа, кроме этой, « не могла бы

                                                так удачно сплавить в одно целое все

                                                сокровища жизни, сохранив неприкосновенным    

                                                тончайший узор каждого отдельного счастья…»

                                                                                   ( А.Грин  «Алые паруса» )

       Начало – дело ответственное. Как начнешь, так и пойдет. Начать нужно правильно: неверная нота, интонация – и…

         В 1989 году … На окраине?  Нет!.. На въезде в город, окнами на простирающуюся степь, открылась школа. Голубая и звонкая. Если идти от степи, то словно продолжение неба, наполненного  несмолкающим щебетом жаворонков.

                                         - А вы знаете, сколько надо пластилина, если сделать 

                                         одноглазого циклопа?

    Вопросы… Вопросы… Как учить? Кого учить? Учить или учиться? Приходилось искать ответы на самые, казалось бы, простые вопросы. Новая школа - значит надо жить и работать по-новому. Это определенно. Но как? Вот и учились, прежде всего учителя, причем все, причем много. И  что же?

           А уже в 1990 голу школа стала первым и пока единственным в городе лицеем.  Конечно, это неслучайно. Физики – не лирики, они практики, они, дай им рычаг, землю могут перевернуть. Вот и первый приоритет: точные науки.  

        Но ведь Ньютонами не рождаются. Значит, надо, чтобы каждый маленький человек развивался  так, чтобы стал или Фарадеем, или Моцартом, или талантливым токарем, в общем, стал таким, чтобы был интересен себе и людям. Вот и второй приоритет: развивающее обучение. Это в 1993 году подтвердилось: школа теперь не школа, а «Школа развивающего обучения».

                                           

                                                   - А может ли всё быть всем?

                                                   - ???

        Опять вопросы? Развивая детей, развивалась и школа, шла, опережая время. Материально-техническая база, основанная на современных информационных ресурсах – вот третий приоритет.

       Энштейн не был бы Энштейном, если бы удовлетворился только школьной программой.  А что же ученики голубой и звенящей голосами детей школы? Вышли за рамки: в 1998 году коллектив начал сотрудничество с НПИ (Новочеркасский политехнический институт, сейчас ЮРГТУ), что позволило осуществлять профильное образование и реализовать обучение повышенного уровня.  

       Это не все. Тогда же, в 1998 году, лицей стал федеральной экспериментальной площадкой. Позволим себе цитату из документа:

    « Создание модели муниципального образовательного учреждения как градообразующего фактора» - проблема, работа над которой способствует формированию социально активной личности для решения проблем социально-экономического развития города и  реализации человека в нем»

                  Вот теперь точно можно сказать: «Не на окраине, а что называется в центре, в гуще событий». И смело добавить: « Не в последнем ряду российского образования стоит школа-лицей №5 г.Каменска - Шахтинского на рубеже столетий».

     «Корабль шел…Гребень вала, распластанный корабельным кием, напоминал крылья гигантской птицы…»  - именно таким  кораблем с выбеленными едва голубыми парусами теперь воспринимается школа. В актовом зале со дня открытия лицея №5 красуется его герб, его символ – корабль только с алыми парусами. Наш корвет  никогда не отстаивался в тихих заводях, он предпочитал бушующий океан, он всегда  шел непроторенными путями, часто являясь первопроходцем. От капитана корабля до матроса – единая команда, от слаженных действий которой зависит результат. Кто же они? Это…

                                                              - А любезный носорог нос имеет или рог?

        Опять вопросы? Лицей знает, что такое равноускоренное  движение. И еще знает, что движение вперед – это самый главный         приоритет.

        2001год. Опять документ: «Лицей становится  участником всероссийского проекта «Правовое образование», членом  общественной организации «Школа и демократия». Демократизация образовательного пространства рассматривается как образовательный процесс».  Вот определился и четвертый приоритет: демократизация.  Мы знаем, что слишком раннее усвоение готовых форм ведет к закрепощению личности. «Пережить, осознать, суметь»- вот три этапа творческого процесса. На том и стоим.

          Тогда же лицей становится участником международного проекта

    « Здоровая школа». Директор лицея, Гайдукова С.П., представляет в составе делегации  России на международной конференции в Варшаве по проблемам здоровьесберегающего образования г.Каменск-Шахтинский, делясь опытом системы организации обучения в лицее.  Пятый приоритет: здоровье детей.                                                    

         Впрочем, среди всех приоритетов самым главным все же является тот, для кого появилась и существует до сих пор школа: ребенок. Суверенность каждого ребенка, уникальность его опыта, который является отправной точкой для творческого поиска и претворения – вот главное. При самостоятельном выборе ребенок становится мужественным, искренним, у него развивается фантазия и интеллект, дар наблюдателя, терпение, вкус. Все это обеспечивает  путь к культуре. Не нами, задолго до нас уже была выведена формула работы с маленьким человеком: «Детское мышление – это не слабое мышление, а особый тип мышления, и притом могущий иметь какие угодно степени совершенства» (П.А.Флоренский)

                                                    - А вот из меня  идет дождь, но я это чужим не

                                                    показываю….

         Пришел успех и признание.

    2002 год. Публикация учебно-методического пособия «Модернизация образования. Опыт проектирования образовательной  системы лицея»;

    2003 год. Публикация учебно-методического пособия « Социально-педагогические проекты развития школы. Педагогические эффекты проектного управления».

    2006-2008 год. Семь публикаций и все о жизнеустройстве лицея, например,

     « Методическое пособие для желающих обучаться проектным способом: авторский проект учащихся лицея».

    2003 год.  Диплом «За многолетние успехи в образовательной деятельности и качественную подготовку выпускников» ( оценка Института образовательной политики);

    2004 год. Диплом «За высокие достижения в учебно-воспитательном процессе»  (оценка Министерства науки и образования РФ);

    2005 год. Диплом  «За высокие достижения в учебно-воспитательном процессе в 2004-2005 учебном году» ( оценка Российской Академии образования и Института образовательной политики).

    2006 год. Диплом победителя (первые в городе!) конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках  национального проекта «Образование».

        Чьими именами гордится школа? Конечно, именами своих учеников, преуспевающих в жизни города, региона, России. Таких немало.Но прежде всего именами тех, кто  «лепил» из них  стоящих людей:   …

                                                    - Может быть, пора угомониться...

          А как же родители? Ведь нравственность формируется в поколениях. Значит, родители должны активно влиять на процесс воспитания и образования их детей. Так был разработан  проект «Попечительское движение» и появился благотворительный Фонд развития лицея, организована работа Совета лицея.

       2008 год. Мы на гребне волны. Фарватер для корабля прокладывает штурман, учитывая тальвег и стрежень. В актовом зале все те же алые паруса. И команда в сборе. Мы вступили в эксперимент по апробации стандартов нового поколения.

         Из документа: «С этого времени в лицее реализуются новые требования  к результатам освоения образовательных программ. Мы отрабатываем механизмы достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.  Мы отрабатываем новые формы и методы оценки результатов образовательной деятельности. Мы внедряем новые формы накопительной оценки – портфолио учащихся».

    2009 год. Лицею присвоено звание Лауреата Национальной образовательной программы « Интеллектуально-творческий потенциал России» за систему выявления и поддержки одаренных детей, а также за результативное участие во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» ( по итогам 2008-2009 учебного года).

       2010 год.  Лицею присвоено звание Лауреата Национальной образовательной программы « Интеллектуально-творческий потенциал России»  за результативное участие во  Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» ( по итогам 2009-2010 учебного года).

       «Опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесная неизвестность…увлекательное кипение встреч, лиц, событий; безмерное разнообразие жизни…» - читают  дети в книге А. Грина и видят себя Греями, которым все  подвластно. И алые паруса далеко не случайность не только в актовом зале, но и в судьбе каждого лицеиста. Становясь взрослыми, каждый из команды отправляется в свое плавание, и от того опыта, который они получили в школе, зависит их траектория движения по жизни, станут ли они Колумбами или  Маггеланами, открывающими новое, доселе неизведанное.

       2011год. «Свистать всех наверх! Поднять алые паруса! И вперед! У нас еще столько непознанного!»

       Лицей становится стажировочной площадкой для реализации направления «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей                    образовательных систем, обеспечивающих современное качество  образования». Из документа: « Сегодня в лицее накоплен опыт реализации новых требований к содержанию начального образования, которое предполагает следующее: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.  Кроме того сегодня в лицее осуществляется перевод содержания образования в деятельностную парадигму. Мы осуществляем введение новых образовательных технологий:  обучение на основе учебных ситуаций; проектных задач».

                                                             - А в юбке на ваш взгляд есть ложка души?

        Отчего люди испокон веков строили храмы и молились в них сообща? Ими двигала жажда  братства, соборности. Нас с детьми объединяет тот же дух братства. Служа друг другу, мы  одновременно служим общему – цельности, единству, гармонии.