Работаешь в школе, значит, воспитывай.

Черниговская Татьяна Анатольевна

Всю свою сознательную жизнь, с того момента как помню себя, я хотела учить детей. Я просто не представляла себя никем,  кроме как учителем в школе. Будучи еще подростком, на вопрос одного из  родственников,  зачем мне это нужно,  я ответила просто и лаконично: «В школе тоже кто-то должен работать». И уже других вопросов он мне не задавал… С тех пор прошло почти двадцать лет, но я ни разу не пожалела о своем выборе, хотя за эти годы случалось многое. Во все времена я стремилась быть рядом с учеником, следуя простой мудрости: «Не иди позади меня – возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня – возможно, я не последую за тобой. Иди рядом,  и мы будем одним целым».

Свое педагогическое образование я получила в классическом ВУЗе «Иркутский государственный университет», стала учителем математики. Но более всего мне запомнилось занятие по психологии на пятом курсе университета. Тогда наш профессор предложил разрешить такую ситуацию: «Вы классный руководитель седьмого класса. Ваша школа работает в две смены. Ваши учащиеся должны в 30-минутный пересменок прибрать кабинет (вымыть полы, расставить стулья, подготовить доску) к началу новых занятий… А дежурные расшалились, балуются. Время уходит, кабинет не убран. Входит завуч и строго спрашивает о том, когда закончится этот беспорядок»...  Мои студенты -однокурсники давали различные ответы на эту ситуацию:  причем тут я, я не виноват, это всё они – не слушаются. Но мне казалось, что это не правильно. И я предложила свое решение: «Извините, мы сейчас все уберем». Преподаватель удивился, остановился и произнес: «Уже много лет я задаю этот вопрос студентам, но только в первый раз услышал такой ответ…Из вас получится хороший учитель». Наверное, эта фраза имела и для меня большое значение. Я задумалась  (на всю жизнь), мне очень захотелось достичь такого высокого звания.

И я работала, работаю…Учу и воспитывю. Воспитываю и учу.  Никогда не могла отделить одно от другого…

Как известно, воспитывать приходиться не только детей, но и их родителей. В старших классах на «УРА» проходит совместное собрание родителей с детьми на тему «Вечер размышлений». Всем участникам собрания предлагается  на время поменяться ролями: дети становятся «взрослыми», родители - «детьми». И дети, и родители должны тянуть билеты и отвечать на вопросы, например («родителям»): «При каком условии Вы отпустите своего ребенка на дискотеку?», а «детям»: «Мама не желает отпускать Вас на дискотеку, как изменить ситуацию?». Что интересно, иногда взрослые и умные родители неготовы перевоплощаться в детей, есть даже такие, кто в течение всего вечера просто отмалчиваются. Но все-же большинство заражаются этой идеей и, глядя на детей, с удовольствием вступают в диалог. И тогда вечер удается на славу! В результате диспута  обе стороны получают возможность взглянуть на себя со сторны. Родителям оказывается не лишним вспомнить, что и они не так давно были молодыми. А дети, может быть, впервые заглядывают во взрослую жизнь. Довольны все! По окончании собрания всем участникам  предлагается закончить фразу: «Мне понравилось...». Вот что написали взрослые и дети: «Мне понравилось это собрание, я смогла понять, что все люди разные, и каждый имеет свое мнение», «Я чувствовал себя сегодня обеспокоенным за взаимоотношения с моим ребенком. Мне понравилось желание классного руководителя расшевелить родителей и детей…». А как я-то радуюсь, когда собрание удается – просто нет слов!..

Как класный руководитель пытаюсь донести до родителей такую мысль: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому…»  (С. Брант) Для многих детей, школа является вторым домом. Как-то  один из моих выпускников сказал: «Вас я вижу чаще, чем свою маму». В таких случаях учитель становится примером для ребенка, но быть примером нелегко. Прежде, чем заниматься воспитанием детей (и их родителей), нужно начинать с себя, с самовоспитания. Учителю тоже нужно учиться находить выходы из  трудных жизненных ситуаций. Для этого же, зачастую, приходится учиться у своих учеников. Но эта тема уже другого эссе…