"Моя педагогическая философия", эссе на конкурс

Осинцева Татьяна Владимировна

 

Как становятся профессионалами? Любимые предметы в школе? Вряд ли… На пороге поступления в университет у многих, вроде бы, успешных выпускников встаёт вопрос: «А что, собственно, дальше?». Что-то здесь не так… Может быть, школа слишком часто приучала уделять больше внимания тому, что сложно, что не нравится, иначе не получишь заветную «пятерку».

А я? Наверное, просто повезло… Нас учили делать выбор. Выбор не в пользу того, что престижно, оплачиваемо или положено. Слушать себя и слышать. Наверное, потому вопрос выбора профессии передо мной никогда не стоял.

Так как же становятся профессионалами? Обучение в университете? Вряд ли… Полученные знания в основном забываются после сдачи соответствующего экзамена, а как применить оставшееся, догадываются редкие студенты.

А я? Наверное, просто повезло… На втором курсе оказалась на практике в той школе и у того учителя, где получила уверенность – я на своём месте. С уверенностью пришли понимание педагогической позиции и осознанный выбор образовательной системы.

Зачастую мы слышим мнение о том, что человек – «продукт» своей эпохи, её отражение. А профессионал… Наверное, он – отражение людей, которые рядом. Тех, в диалоге с кем формируется профессиональное мировоззрение. Этот процесс в большой степени зависит от идей, заложенных в концепции школы. И в этом опять же повезло…

Когда принципы, на которых основана работа, значимы для тебя, когда они приняты не искусственно, а понятны и связаны с твоей жизнью, любой человек начинает развиваться как профессионал. Кто-то приходит в «Зимородок» и удивляется: неформальной работе команды, научному руководству, авторским и модифицированным программам. Кто-то испугается отсутствия прописанного сценария урока, а может – того, что любой урок открыт для посещения коллегами и родителями. Кто-то…

А я? Я просто оказалась дома. Там, где урок – это событие, во время которого появляются и становятся значимыми версии ребенка. Там, где у ученика формируется не система знаний и умений, а культура предметного мышления.  Учитель здесь не отвечает на вопросы, а задает их, организуя контекст понимания, опираясь на личный опыт, детскую актуальность. Он не транслирует знания, а обеспечивает думающего ребенка материалом для предметных размышлений. В профессии учителя для меня важна эта возможность перехода от обезличенных фактов к личностным смыслам каждого участника учебного диалога. Такой путь получения знаний: через удивление, вопрос, понимание новых взаимосвязей, способов, позволяет эмоционально включаться в урок и занимать действительно субъектную позицию.

Когда важен голос каждого ребенка, когда диалог становится нормой общения, когда каждый не только отдает, но и приобретает, рождаются настоящие события, обучение становится ценностно значимой для детей и педагога реальностью. Реальность эта рождает и интеллектуально-эмоциональное напряжение, и радость понимания, и желание откликнуться на реплику другого.

Может быть, именно поэтому фразы «это же на уроке было…при чём тут жизнь?..» от моих детей не услышишь. Они удивительно тонко чувствуют нужность тех стратегий, которые осваиваются в учебном процессе. Наблюдение за речью, эксперименты с родителями, написание творческих работ, понимание взаимосвязи предметных понятий с реальностью обеспечивают внутреннюю мотивацию и учебную самостоятельность.

Человек, ставший профессионалом в педагогической деятельности, постоянно развивается, ищет ресурсы творческой самореализации и реализации учеников. Он не ограничивается уроком: конференции, семинары, мастер-классы, проекты, олимпиады – всё это позволяет видеть мир целостно, многоаспектно, интегративно.

Чем больше у мастера инструментов, которыми тот владеет виртуозно, тем эффективнее его работа. У педагога таких инструментов сейчас более чем достаточно.

А я? Да, на уроке и в воспитательной работе есть место многому: исследовательской деятельности, игровым технологиям, групповой работе, электронным образовательным ресурсам. Но всегда есть инструменты любимые, некая приоритетная стратегия… – её очень чутко и точно выделяют дети, которые каждый день рядом, нужно только спросить вовремя. И я спросила…

Они вспоминали уроки, на которых новое знание рождается при столкновении равнозначных версий. Вспоминали, как сложно, но продуктивно восстанавливать аргументы другого. В коллективной памяти всплывали наши образы, наши схемы, наши, часто придуманные, слова для обозначения понятий и явлений – всё то, что позволяет из области значений перейти в область личностных смыслов. Всё то, что рождает понимание и дает основу формированию предметного мышления.

Дети вспоминали проекты, каждый из которых – «маленькая жизнь», настоящее событие. Вспоминали игры, которые учили делать выбор, поддерживать, преодолевать разрыв между словом и поступком, анализировать свои действия и их место в жизни класса.

Ребята вспоминали проблемы, возникающие у них: недопонимание в отношениях с друзьями и родителями, затруднения в каких-то учебных дисциплинах, ситуативное отсутствие мотивации, конфликты.

А я? Я радовалась, что этих сложностей много, ведь если у ваших детей будто бы нет проблем – это значит, что они вам не доверяют. Радовалась, что игры запомнились, ведь каждая из них учила общечеловеческим ценностям, которые важнее, чем предметные знания. Радовалась, что есть понимание того, каким способом получено то или иное знание, ведь образование, по сути, – это то, что останется, когда забудется всё изученное. Я проживала этот новый взгляд на себя и работу в классе, радовалась равновесной диалогической позиции, сформированной в этих  11-летних детях.

Стал ли человек профессионалом? Можно ли это как-то измерить? Наверное, учительский профессионализм многие предложат оценить успешностью выпускников. Соглашусь, но на сегодняшний день ценны для меня не столько результаты их экзаменов при поступлении в престижные гимназии и лицеи нашего города, не столько их дальнейшие победы на различных конкурсах и олимпиадах и даже не отзывы коллег-учителей об их ответчивости, коммуникативной компетентности и социальной успешности. Ценно то, что они и в десять, и в четырнадцать, и в восемнадцать лет продолжают видеть во мне собеседника. Того, чья позиция значима, того с кем вы всегда новы и интересны друг другу.

Как становятся профессионалами? «Правильный» учитель в начальной школе? Пожалуй… Тот, кто разглядит индивидуальность каждого, кто научит слышать другого, не потеряв при этом своей позиции. Тот, кто сформирует потребность осознанно выбирать и нести ответственность за свой выбор. Кто покажет ценность доброты, отзывчивости и милосердия. Кто позволит ошибаться продуктивно и покажет ценность такого опыта для развития.

Кем станут мои ученики? Профессионалами ли?.. Личностями ли?.. Покажет время… Оно же даст понять, верна ли была моя педагогическая философия.