Программа предпрофильной подготовки для учащихся 8-х классов«Твой компас на рынке труда»
Пояснительная записка
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально- экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ «Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба).
Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
Задачи:
- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
- сформировать положительное отношение к самому себе, создание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.
Примерный перечень формируемых знаний и умений
Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- понятие об психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
Учащиеся должны уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма занятий
|
1 | Что такое профессиональная ориентация. | 1 | беседа |
2 | Понятие о профессии. Характеристики профессии. | 1 | беседа |
3 | Многообразие мира профессий | 1 | презентация, беседа |
4 | Представление о себе и проблемах выбора профессии | 1 | беседа |
5 | Выбор профессии и профессиональные способности | 1 | беседа, деловая игра |
6-7 | Рынок труда | 2 | беседа, встреча с представителями центра занятости населения г. Нефтеюганска |
8 | Профессиональное образование | 1 | беседа |
9 | Планирование своего профессионального будущего | 1 | беседа |
10 | Мои профессиональные ориентиры | 1 | тренинг |
11 | Что я знаю о своих возможностях | 1 | тренинг |
12 | Значение темперамента в выборе профессии | 1 | тренинг |
13 | Мышление и профессия | 1 | тренинг |
14-15 | Социальные проблемы труда | 2 | беседа, деловая игра |
16 | Социально-психологический портрет современного профессионала | 1 | беседа, деловая игра. |
17 | Профессиональные склонности и интересы | 1 | беседа, диагностика |
18-19 | Анализ профессий | 2 | беседа, игра |
20 | Здоровье и выбор профессии | 1 | встреча с представителями здравоохранения г. Нефтеюганска |
21 | Свойства нервной системы в профессиональной деятельности | 1 | беседа, диагностика |
22 | Ведущие отношения личности и типы профессий. | 1 | беседа, диагностика |
23 | Эмоциональные состояния личности. | 1 | беседа, диагностика |
24 | Волевые качества личности | 1 | беседа, диагностика |
25 | Характеристика списка особо опасных профессий. Востребованность на рынке труда России. | 1 | презентация, беседа, |
26 | Характеристика списка дефицитных профессий. | 1 | презентация, беседа, |
27 | Характеристика списка новых профессий Востребованность на рынке труда России. | 1 | презентация, беседа, |
28 | Профессиональные учебные заведения города Нефтеюганска, Ханты-Мансийского АО | 1 | беседа, деловая игра |
29-30 | Встреча с представителями учебных заведений
| 2 | встреча с представителями профессионального лицея, нефтегазового колледжа |
31-34 | Экскурсии | 4 | взаимодействие с учреждениями, предприятиями, организациями |
35 | Мои жизненные ориентиры и планы будущего. | 1 | тренинг |
Итого | 35 |
|
Содержание программы
- Что такое профессиональная ориентация - 1 ч.
Что такое профессиональная ориентация? Почему профессию нужно тщательно выбирать? Самый надежный способ выбрать профессию. Можно ли лучше узнать себя и как это сделать?
- Понятие о профессии. Характеристики профессии – 1 ч.
Трудовая деятельность человека и профессии. «Профессионал», «любитель», «дилетант». Технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики профессии. Профессии вымирающие. Психологическая карта профессий. Психологические типы и классы профессий. Как можно познакомиться с разными профессиями?
- Многообразие мира профессий - 1 ч.
Разнообразие списка профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
- Представление о себе и проблема выбора профессии - 1ч.
Мотивы выбора профессии. Спрос и мода на профессии. Как определить свое место на «психологической карте профессий?» Профессионально важные качества, склонности и профессиональные способности.
5. Выбор профессии и профессиональные способности – 1 ч.
Как определить свои профессиональные способности. Что такое общие и специальные способности? Оценка уровня физических способностей.
Оценка умственных способностей и особенностей характера. Как определить свое место на «психологической карте профессий» с учетом своих способностей? Почему так важно знать свои профессиональные способности? Деловая игра «Три специальности».
6-7. Рынок труда - 2ч.
Как устроен и как работает рынок труда? «Продавцы», «покупатели» и «товар» на рынке труда. «Посредники» на рынке труда. Профессионализм как товар - цена труда. Стабильность спроса на профессии. Что ты должен знать об экономике Ханты-Мансийского автономного округа?
- Профессиональное образование - 1ч.
Зачем нужно профессиональное образование? Образование общее и образование профессиональное. Профессиональное образование - направления, уровни, ступени, формы обучения. Где можно получить профессиональное образование - профессионально- технические училища, лицеи, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии. Государственные и негосударственные профессиональные образовательные учреждения. Документы об образовании. Источники информации о профессиональных учебных заведениях. Что ты должен знать о возможностях получения образования в Ханты- Мансийском автономном округе?
- Планирование своего профессионального будущего - 1ч.
Почему решения все равно придется принимать? Разные способы принятия решения. Самый надежный способ принятия решения. Планируем свое профессиональное будущее самостоятельно.
Какие бывают рабочие места? Айсберг рабочих мест. Где и как искать информацию о рынке труда, вакансиях и обучении? Источники информации - Государственная служба занятости, коммерческие фирмы, собственные объявления о поиске работы, телефонные звонки, друзья, родственники, коллеги. Как правильно их использовать. Как правильно составить резюме.
- Мои профессиональные ориентиры – 1ч.
Приветствие. Упражнение «Отдел кадров». Упражнение «Мои ценности». Упражнение «Мои цели». Рефлексия.
- Что я знаю о своих возможностях – 1ч.
Приветствие. Понятие профпригодности. Анкета профессиональных предпочтений. Упражнение «Кто я?». Упражнение «Геометрические фигуры». Рефлексия
- Значение темперамента в выборе профессии – 1ч.
Приветствие. Тест Айзенка. Упражнение «Карикатуры». Упражнение «Черты темперамента». Рефлексия.
- Мышление и профессия – 1ч.
Приветствие. Определение типа мышления. Упражнение «Тип мышления и профессия». Тест интеллектуального потенциала». Рефлексия.
14-15. Социальные проблемы труда - 2ч.
Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация, специализация, квалификация. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу». Цель труда и его результаты Умственный и физический труд. Характер и культура труда. Современные требования к труду. Предметы, средства и условия труда.
- Социально-психологический портрет современного профессионала – 1ч.
Предприимчивость, интеллектуальность, ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений. Деловая игра «Мэрия».
- Профессиональные склонности и интересы – 1ч.
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы и профессиональные намерения. Дифференциально-диагностический опросник А. Климова «Я предпочту» (исследование склонностей и профессиональных интересов).
18-19. Анализ профессий – 2ч.
Предмет, средства и цели труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Игра «Угадай профессию. Способы классификации профессий. Профессии типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
- Здоровье и выбор профессии – 1ч.
Учёт состояния при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий режима работы.
- Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.
Общее представление о нервной системе и её свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Теппинг-тест, проба Ланчиса.
- Ведущие отношения личности и типы профессий. – 1ч.
Отношение к деятельности (удовлетворённость трудом, местом работы, профессией). Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания. Отношение к предметному миру. Опросники «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому человеку как к ценности».
- Эмоциональные состояния личности – 1ч.
Эмоции и чувства, их функция в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния). Опросник «Личностная шкала проявления тревоги», методика «Незаконченные предложения».
- Волевые качества личности – 1ч.
Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений. Опросник «Какая у меня воля?».
25. Характеристика списка особо опасных профессий - 1ч.
Понятие и виды особо опасных профессий. Необходимость и готовность людей к работе связанной с риском.
26. Характеристика списка дефицитных профессий - 1ч.
Понятие и виды дефицитных профессий. Важность и причины отсутствия желания людей работать в этих сферах жизнедеятельности.
27. Характеристика списка новых профессий - 1ч.
Характеристика видов новых профессий. Их востребованность в повседневной жизнедеятельности человека.
28. Профессиональные учебные заведения города Нефтеюганска, Ханты-Мансийского АО - 1ч.
Государственная аккредитация. Лицензия. Форма обучения. Специальности. Условия приема в учебные заведения. Написание заявлений. Сбор документов для поступления. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?»
- Встреча с представителями учебных заведений - 2 ч.
Встреча с представителями «Нефтеюганского профессионального лицея» и «Нефтеюганского нефтегазового индустриального колледжа».
31-34. Экскурсии.
Городская центральная библиотека, центральная городская больница, пожарная часть, телерадиокомпания, нефтяная компания в рамках профориентации.
35. Мои жизненные ориентиры и планы будущего - 1ч.
Приветствие. Проективный рисунок «Моё эмоциональное отношение к выбору профессии». Упражнение «Я выпускник 9-х классов». Упражнение «Багаж в дрогу». Рефлексия. Прощание.
Литература для учителя
- Бендюков М.А., Соломин И.Л. Твой компас на рынке труда, Санкт-Петербург., 2000.
- Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой и Т.И. Шалавиной. - М., 1999.
- Воробьев A.M. Тренинг интеллекта. - М., 1989.
- Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой и А.Я. Журкиной. - М., 1998.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию? - М., 1990.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону,1996.
- Коломинский Я.Л. Беседы о тайнах психики. - Минск, 1990.
- Кабаков B.C., Порховник Ю.М., Зубов И.П. Менеджмент: проблемы, программа, решения. - Л., 1990.
- Методика диагностики готовности к выбору профиля обучения // Под ред. С.Н. Чистяковой. - М., 2002.
- Профессиональные пробы школьников // Под ред. С.Н. Чистяковой, М. Просвещение. - М., 2000.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
Программа предпрофильной подготовки
для учащихся 8-х классов
«Твой компас на рынке труда»
Разработал: педагог-психолог
МБОУ «СОШ № 5»
Плеханов В.Ю.
Нефтеюганск, 2012
Пояснительная записка
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально- экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ «Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба).
Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
Задачи:
- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
- сформировать положительное отношение к самому себе, создание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.
Примерный перечень формируемых знаний и умений
Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- понятие об психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности.
Учебно-тематическое планирование
Содержание программы
- Что такое профессиональная ориентация - 1 ч.
Что такое профессиональная ориентация? Почему профессию нужно тщательно выбирать? Самый надежный способ выбрать профессию. Можно ли лучше узнать себя и как это сделать?
- Понятие о профессии. Характеристики профессии – 1 ч.
Трудовая деятельность человека и профессии. «Профессионал», «любитель», «дилетант». Технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики профессии. Профессии вымирающие. Психологическая карта профессий. Психологические типы и классы профессий. Как можно познакомиться с разными профессиями?
- Многообразие мира профессий - 1 ч.
Разнообразие списка профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
- Представление о себе и проблема выбора профессии - 1ч.
Мотивы выбора профессии. Спрос и мода на профессии. Как определить свое место на «психологической карте профессий?» Профессионально важные качества, склонности и профессиональные способности.
5. Выбор профессии и профессиональные способности – 1 ч.
Как определить свои профессиональные способности. Что такое общие и специальные способности? Оценка уровня физических способностей.
Оценка умственных способностей и особенностей характера. Как определить свое место на «психологической карте профессий» с учетом своих способностей? Почему так важно знать свои профессиональные способности? Деловая игра «Три специальности».
6-7. Рынок труда - 2ч.
Как устроен и как работает рынок труда? «Продавцы», «покупатели» и «товар» на рынке труда. «Посредники» на рынке труда. Профессионализм как товар - цена труда. Стабильность спроса на профессии. Что ты должен знать об экономике Ханты-Мансийского автономного округа?
- Профессиональное образование - 1ч.
Зачем нужно профессиональное образование? Образование общее и образование профессиональное. Профессиональное образование - направления, уровни, ступени, формы обучения. Где можно получить профессиональное образование - профессионально- технические училища, лицеи, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии. Государственные и негосударственные профессиональные образовательные учреждения. Документы об образовании. Источники информации о профессиональных учебных заведениях. Что ты должен знать о возможностях получения образования в Ханты- Мансийском автономном округе?
- Планирование своего профессионального будущего - 1ч.
Почему решения все равно придется принимать? Разные способы принятия решения. Самый надежный способ принятия решения. Планируем свое профессиональное будущее самостоятельно.
Какие бывают рабочие места? Айсберг рабочих мест. Где и как искать информацию о рынке труда, вакансиях и обучении? Источники информации - Государственная служба занятости, коммерческие фирмы, собственные объявления о поиске работы, телефонные звонки, друзья, родственники, коллеги. Как правильно их использовать. Как правильно составить резюме.
- Мои профессиональные ориентиры – 1ч.
Приветствие. Упражнение «Отдел кадров». Упражнение «Мои ценности». Упражнение «Мои цели». Рефлексия.
- Что я знаю о своих возможностях – 1ч.
Приветствие. Понятие профпригодности. Анкета профессиональных предпочтений. Упражнение «Кто я?». Упражнение «Геометрические фигуры». Рефлексия
- Значение темперамента в выборе профессии – 1ч.
Приветствие. Тест Айзенка. Упражнение «Карикатуры». Упражнение «Черты темперамента». Рефлексия.
- Мышление и профессия – 1ч.
Приветствие. Определение типа мышления. Упражнение «Тип мышления и профессия». Тест интеллектуального потенциала». Рефлексия.
14-15. Социальные проблемы труда - 2ч.
Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация, специализация, квалификация. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу». Цель труда и его результаты Умственный и физический труд. Характер и культура труда. Современные требования к труду. Предметы, средства и условия труда.
- Социально-психологический портрет современного профессионала – 1ч.
Предприимчивость, интеллектуальность, ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений. Деловая игра «Мэрия».
- Профессиональные склонности и интересы – 1ч.
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы и профессиональные намерения. Дифференциально-диагностический опросник А. Климова «Я предпочту» (исследование склонностей и профессиональных интересов).
- Анализ профессий – 2ч.
Предмет, средства и цели труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Игра «Угадай профессию. Способы классификации профессий. Профессии типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
- Здоровье и выбор профессии – 1ч.
Учёт состояния при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий режима работы.
- Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.
Общее представление о нервной системе и её свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Теппинг-тест, проба Ланчиса.
- Ведущие отношения личности и типы профессий. – 1ч.
Отношение к деятельности (удовлетворённость трудом, местом работы, профессией). Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания. Отношение к предметному миру. Опросники «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому человеку как к ценности».
- Эмоциональные состояния личности – 1ч.
Эмоции и чувства, их функция в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния). Опросник «Личностная шкала проявления тревоги», методика «Незаконченные предложения».
- Волевые качества личности – 1ч.
Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений. Опросник «Какая у меня воля?».
25. Характеристика списка особо опасных профессий - 1ч.
Понятие и виды особо опасных профессий. Необходимость и готовность людей к работе связанной с риском.
26. Характеристика списка дефицитных профессий - 1ч.
Понятие и виды дефицитных профессий. Важность и причины отсутствия желания людей работать в этих сферах жизнедеятельности.
27. Характеристика списка новых профессий - 1ч.
Характеристика видов новых профессий. Их востребованность в повседневной жизнедеятельности человека.
28. Профессиональные учебные заведения города Нефтеюганска, Ханты-Мансийского АО - 1ч.
Государственная аккредитация. Лицензия. Форма обучения. Специальности. Условия приема в учебные заведения. Написание заявлений. Сбор документов для поступления. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?»
- Встреча с представителями учебных заведений - 2 ч.
Встреча с представителями «Нефтеюганского профессионального лицея» и «Нефтеюганского нефтегазового индустриального колледжа».
31-34. Экскурсии.
Городская центральная библиотека, центральная городская больница, пожарная часть, телерадиокомпания, нефтяная компания в рамках профориентации.
35. Мои жизненные ориентиры и планы будущего - 1ч.
Приветствие. Проективный рисунок «Моё эмоциональное отношение к выбору профессии». Упражнение «Я выпускник 9-х классов». Упражнение «Багаж в дрогу». Рефлексия. Прощание.
Литература для учителя
- Бендюков М.А., Соломин И.Л. Твой компас на рынке труда, Санкт-Петербург., 2000.
- Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой и Т.И. Шалавиной. - М., 1999.
- Воробьев A.M. Тренинг интеллекта. - М., 1989.
- Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой и А.Я. Журкиной. - М., 1998.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию? - М., 1990.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону,1996.
- Коломинский Я.Л. Беседы о тайнах психики. - Минск, 1990.
- Кабаков B.C., Порховник Ю.М., Зубов И.П. Менеджмент: проблемы, программа, решения. - Л., 1990.
- Методика диагностики готовности к выбору профиля обучения // Под ред. С.Н. Чистяковой. - М., 2002.
10. Профессиональные пробы школьников // Под ред. С.Н. Чистяковой, М. Просвещение. - М., 2000.