Шанс на перемены

 

"Методика преподавания большинства школьных предметов как в XVIII, так и в начале XIX века заключалась, главным образом, в заучивании предмета наизусть... О том, что учение должно не только "обогащать память детей", но и развивать их мыслительные способности, сообразительность, приучать их думать и рассуждать, стали догадываться лишь в XIX веке".

Это я прочла в книге Веры Боковой "Отроку благочестие блюсти... Как наставляли дворянских детей" Она появилась в декабре На книжной выставке "Нон фикшн"

То, что в конце 19 века было прорывом в педагогике, в начале XXI становится жизненной необходимостью! Становится, но пока не стало.

То есть так получается, увы, что мы учим детей по методике XVIII века.

Вы понимаете, что происходит? Три века назад считалось, что главное в обучении детей - память. Прямо так и говорили: "Укрепляйте сколько возможно вашу память: без нее слабы все другие способности ума". Потом разные умы великие поняли: нет, главное не чтобы ребенок зубрил, а чтобы он понимал, чтобы умел учиться. Вообще "научить учиться" - вот она основная задача школы, к этому пришли все.

В новых федеральных государственных образовательных стандартах этот подход стал основополагающим. В ФГОС 2 покол. подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация  предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и сознательных способностей. Происходит перевод системы образования из системы, «осуществляющей «прохождение программы» и усвоения совокупности предметных знаний, на процесс формирования определенных качеств личности обучающихся посредством  активного участия самих учеников в усвоении знаний.

Это говорит о том, что происходит не формальный, а реальный переход школы к новой, гуманистической парадигме образования, дающий нашей стране шанс на будущее достойное существование и развитие. Если его поддержат учителя, неформально поддержат.