Моё видение современной образовательной модели.

Осипова Мария Юрьевна

Каково назначение школы в современном обществе? 50% российских школьников не осваивают школьную программу. Поэтому цель государственной политики в области образования сегодня – это повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В нашей стране область образования провозглашена приоритетной. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования. Задачи программы:

-Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

-Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

-Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

П. Мортимор, известный английский педагог и учёный, один из основоположников движения «школьной эффективности»  считал, что качественный скачок возможен, если  школа поставит перед собой новую образовательную цель. Такой целью, по его словам, является «осознающий себя, внутренне мотивированный, быстро мыслящий, ориентированный на решение проблем и готовый к риску человек, действующий совместно с другими людьми, <…> в достаточной мере вооружённый знаниями, толерантный и социально ориентированный».

В письме «О воспитании детей» М. Монтень построил чёткую педагогическую стратегию, которую можно было бы назвать центрированной на ребёнке и ориентированной на практическое, жизненное применение полученных знаний. Он  хотел, « чтобы воспитатель … отказался от обычного приема и чтобы с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус различных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу самому».

Сегодня мы можем говорить о том, что для школы готова новая образовательная концепция, основанная на  постановке личности ученика в центр образовательного процесса и одновременно  наполнении этого процесса действием и живой практикой.

Обучение, центрированное на ученике, создающее для него возможность свободы и инициативы требует и новой формы оценивания. Систему оценивания нужно усовершенствовать, сделав ее многофункциональной.

Современная школа требует и современного учителя. Каким он должен быть? Он должен уметь быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям образования, овладевать обновляющимся содержанием и технологиями обучения. А также уметь осмысливать изменения, происходящие в ценностно-смысловой сфере школьников, быть социально и профессионально мобильным, осваивать новые социальные роли. «Новое лицо педагога: исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов» - это уже цитата из отечественного доклада «Модель для инновационной экономики: российское образование – 2020», подготовленного  А.Волковым, Я.Кузьминовым, И.Реморенко, И.Фруминым, Л.Якобсоном.

Особое внимание предстоит уделить необходимости воспитательного компонента ФГОС. «Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать“.  В.А. Сухомлинский

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" Д. Медведев определил не только основные цели образовательной системы, но и наметил основные пути модернизации современной школы: « Новая школа - институт, соответствующий целям опережающего развития; Новая школа - школа для всех; Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет; Новая школа - это современная система оценки качества образования; Новая школа - это современная инфраструктура; Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом"

От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.