Алгоритм – универсальный метод обучения?

Федосова Галина Александровна

На уроке открытия нового знания учитель должен создать некую проблемную ситуацию, разрешить которую надлежит самим ученикам. От того, насколько каждый учащийся разовьет свое логическое мышление при выполнении подобных учебных задач, и будет зависеть результат всего обучения. На выходе мы, педагоги, должны увидеть такого ученика, который способен справиться с любой проблемой и уже не только учебной, но и жизненной.

Обучить воспитанников разрешению учебных проблем не так-то просто. Конечно, учителю уже известно то знание, которое должны открыть ученики, однако он испытывает еще затруднения при построении подобных уроков, а именно: при формулировании проблемы, при организации деятельности класса в ходе ее разрешения и при оформлении результатов деятельности учеников.

Формулирование проблемы – самый сложный элемент урока открытия нового знания. Задача, предложенная учителем для рассмотрения, должна зажечь интерес к проблеме урока у учащихся всего класса. Возьмем самый простой, хорошо известный всем пример, который можно использовать в качестве учебной задачи на первом уроке по теме «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе, – «Казни́ть нельзя́ поми́ловать». Это популярное крылатое выражение используется обычно для описания двух взаимоисключений. Значение фразы заключается в отсутствующей запятой, благодаря перестановке которой смысл высказывания меняется на противоположный. Опираясь на фразу, можно составить проблемную задачу, которую не без интереса будет решать весь класс. Учащиеся легко на данном уроке сформулируют и тему урока, и цель, вытекающую из нее. Однако на других уроках, т.е. при периодическом использовании проблемно-диалогической технологии обучения учащихся, педагог неизбежно столкнется с затруднением, связанным с поиском наиболее интересных ученикам проблемных задач. Учителю потребуется немало времени и усилий для создания копилки таких задач для всех тем школьного курса.

Организация деятельности класса по разрешению поставленной проблемы требует от педагога не меньшего мастерства. И хотя этапы урока открытия нового знания хорошо известны педагогам, им пока не удается с легкостью на практике осуществлять каждый урок реализацию поставленной перед ними задачи. Однотипные формы, пусть и наполненные разным содержанием, утомляют учеников, ведь приходя на урок, они заранее знают, что их ожидает. По этой причине педагог обязан особенно скрупулезно отбирать материал к уроку. При такой самоотдаче у него совсем не остается сил оформить исследовательскую деятельность, проведенную на уроке, в такой форме, которая стала бы полезна любому, испытывающему затруднения в этой теме. А у урока-исследования просто обязательно должен быть продукт, ведь мы должны учить детей не только мыслить, но и облекать свои мысли в материю. Результатом таких уроков вполне может стать, например, алгоритм. 

Готовясь к уроку открытия нового знания, педагог опирается на алгоритм его построения. Вовлекая на занятии учеников в поиск путей разрешения проблемы, учитель совместно с учениками приходит к некоему алгоритму поведения в данной ситуации. Стараясь обеспечить наибольшую пользу от урока, наставник оформляет мысли, рожденные в ходе обсуждения, также в форме алгоритма. Значит, алгоритм - это универсальный метод обучения. Согласны?

 

Комментарии

Медкова Ольга Степановна

Уважаемая Галина Александровна, прочитала вашу статью и еше раз убедилась, что была права, когда начала работать над этой темой.Можно найти положительное и отрициательное в данном методе, но убеждена, что при подготовке к ЕГЭ это просто необходимо. С учениками разрабатываеи алгоритмы с 5 класса, к 9 классу - это внушительные записи, но так необходимые для ребят. Я бы вместо вопросительного знака поставила восклицицательный, ведь при самостоятельном поиске решения вопроса ученики, прежде всего составляют свой самостоятельный поиск, то есть, алгоритм. Спасибо за статью, очень интересный и правильный подход.подход

Федосова Галина Александровна

Спасибо. Очень приятно встретить единомышленника. У Вас богатый опыт. Вступайте в группу "Учим действовать по алгоритму", чтобы поделиться со всеми своими наработками.

Федосова Галина Александровна

Буду признательна