Моё педагогическое кредо: смысл, ценности, приоритеты

Юлия Викторовна Громова

Многому я научился у своих наставников, 
ещё более – у своих товарищей,
но более всего – у своих учеников.

Талмуд

 

Жизнь – большая и долгая дорога, дорога, обретения и потерь, дорога опыта, индивидуального и бесценного, всю жизнь мы чему-то учимся… У каждого из нас свой путь, и несмотря на это у всех нас есть нечто общее: первые шаги в жизни мы делаем в семье, а первые осознанные шаги в большую жизнь- в школе. И спустя годы, понимаем как важны и ценны были для нас те, кто был рядом с нами -наши учителя…

За последние 20 лет в жизни России существенно изменились  экономические и политические взгляды.  Россия стала открытой страной,   строящей рыночную экономику и правовое государство, что увеличило как меру свободы, так и меру ответственности человека за собственное благополучие и за благополучие общества. Человек в современном мире становится основным ресурсом развития любой страны, фактором, который обеспечивает ее стабильность и прогресс. Россия, как и любая страна, нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах,  способных принимать самостоятельные и ответственные решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования.

Соответственно, изменения коснулись роли, места и назначения учителя.

Для одних учитель –это только профессия, для других это призвание, образ жизни, если хотите- судьба. Осознание огромной ответственности перед государством, обществом, учениками, перед самим собой.

Ни для кого не секрет, что многие жизненные проблемы взрослых начались в детстве – не заметили, не нашли нишу успешности, вовремя не поддержали, и вот она - низкая самооценка,  неуверенность в себе, неумение найти место в жизни. И в новых условиях учитель стал не просто формально учителем, передатчиком знаний. Сегодня учитель это больше, чем  друг, учитель - пример, учитель - воспитатель, учитель - кладезь мудрости… 

Сейчас много говорят о том, каковы  современные дети. Дети разные. Нельзя идти в школу без любви к ним, без стремления каждый день отдавать всего себя тем, кто верит тебе. Любить их– значит, стараться понимать их, помогать им развить себя, не обезличивать, работая на «середнячка», быть объективным и справедливым в оценках.

В наше время, когда приоритетными являются такие качества личности, как мобильность, коммерческая жилка, активность, умение быстро налаживать нужные контакты, толерантность, перед учителем ставится еще одна глобальная цель - научить  детей адаптироваться в жизни, а не просто давать советы, как жить, что правильно, а что нет. Хорошее образование базируется на доверии и заложенной в каждом ребенке тяге к духовному росту, самореализации и акцентировании внимания на самостоятельности развития ученика, в подготовке их к встрече с самим собой, но уже другим.

На каждом уроке, решая ли задачу, читая ли рассказ или переводя текст, идет сложная и кропотливая работа, где дети учатся размышлять и анализировать, наблюдать и сравнивать, оценивать свои достижения - одним словом, самостоятельно  добывать знания, которые им пригодятся в дальнейшей жизни.

Вспоминаются идеи Ш. Амонашвили  о том, что педагогика - носитель культурных ценностей, причем не сама по себе педагогика, а именно мы, учителя.

Я уверена, что  смысл жизни каждого педагога заключается в том, чтобы любить и ценить каждый день и учить этому своих подопечных. А ещё- просто любить свою работу, без остатка и условий, каждый день,  отдавая себя в жертву тем, кто будет формировать наше завтра, и наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников.