Развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка.

Файзрахманова Ляля Флюровна

“Язык – это инструмент, надо учиться языку,

 надо расширять свой лексикон,

учиться облекать свои впечатления

в более совершенную, яркую, простую форму ”.

М. Горький

 

    Достижением методической науки последних десятилетий можно считать усиление коммуникативной направленности школьного лингвистического

 образования.                                                  

     Развитию коммуникативной компетенции учащихся на сегодняшний день посвящено огромное количество исследований (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Капинос В.И., Соловейчик М.С., Никитина Е.И., Баринова Е.А., Сабаткоев Р.Б. и др.)  Методика сейчас активно занята поиском ответа на вопросы о том, что значит «свободно владеть языком» и каковы пути достижения этого. Работа над текстом (текстовая деятельность) при этом становится средством речевого развития учащихся.
     Сегодня необходимо серьезно решать проблему соединения речевого развития, разностороннего формирования личности ребенка с изучением языковой системы. Ученые неоднократно отмечали связь обучения родному языку с развитием души человека (Буслаев Ф.И., Ушинский К.Д., и др.). Но методика лишь недавно встала на путь поиска таких методов и приемов развития речи, которые были бы значимы и в интеллект-развивающем и в чувственно-воспитательном планах.

       Профессор Львов М.Р. справедливо пишет об имеющихся перекосах в понимании языковой функциональности. Тревогу у методиста вызывает «преувеличение коммуникативной функции языка и недооценка, даже пренебрежение к его внутренним функциям...».[3:4] По мнению Львова
М.Р., важно сделать не противостоящими друг другу функции родного языка. Одну функцию не следует выдвигать в качестве преобладающей в ущерб другим.
       Исследования последних лет свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии речевого развития учащихся общеобразовательной школы по целому ряду критериев. Это, прежде всего, связано с недостаточной научной разработанностью многих проблем развития связной речи обучаемых. В частности, не до конца исследованы вопросы отбора речевого материала, на котором формируется коммуникативная компетенция учащихся. Это обстоятельство приводит к тому, что речевые процессы затормаживаются, вследствие чего обучаемые не приобретают   необходимых речевых          навыков.       

Поэтому хочется  найти пути соединения речевого развития, разностороннего формирования личности ребенка с изучением языковой системы.

     В своей работе попытаюсь описать процесс развития коммуникативно-речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка.

Уровень речевого и интеллектуально-эмоционального развития учащихся значительно повысится, если:
- осуществлять отбор дидактического материала для обучения;
- практиковать  уроки разных типов с применением методики коммуникативно-речевой работы       с        текстом;
- вырабатывать коммуникативно-речевые компетенции.

Работа проводится в три этапа .

На первом этапе – организационном изучалась научная и методическая литературы, а также опыт  работы учителей русского языка. Был произведен  анализ учебных программ и учебников по русскому языку, с целью

-изучить методическую литературу;

-проанализировать программы в свете данной проблемы;

-систематизировать требования, предъявляемые к связной речи.

На втором этапе – практическом подбирается специальный дидактический материал, обеспечивающий глубокое овладение речевыми компетенциями в указанном направлении;
 разрабатывается система заданий в 5 классе общеобразовательной школы, с целью  разработать систему заданий по развитию связной речи учащихся на основе принципа преемственности и перспективности.

На третьем этапе – обобщающем планируется отбор и систематизация дидактического материала, обобщение практики работы с ними, описание полученных результатов и внедрение в учебный процесс, с целью  систематизировать и обобщить полученные результаты и внедрить в учебно-воспитательный процесс на уровне школы.

 

   Практическая значимость работы заключается в разработке специального дидактического материала, необходимого для развития коммуникативно-речевой компетенции обучающихся. Собранный  дидактический материал может быть использован как на обычных уроках (включая уроки итогового повторения, обобщения и систематизации изученных грамматических разделов), так и на уроках развития речи.

     Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания – слушание; навыков изучающего чтения; умений ведения диалога и построения монологического высказывания – говорение; умений осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание – письмо, говорение.

Перечисленные умения и навыки, возможно формировать, опираясь на теорию речевой деятельности.

Речь  - «деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, познания окружающего мира, для планирования своих действий. Под речью понимают как сам процесс (речевая деятельность), так и его результат (речевые тексты, устные или письменные)» [2:48].

Различают два вида речи: внутреннюю и внешнюю (она может быть устной и письменной). Ряд исследователей подразделяет речь также на рецептивную (слушание и чтение) и продуктивную (говорение, письмо). Такое деление условно.

     Понятие коммуникативно - речевой компетенции раскрывается как знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуации общения.

   Для формирования навыков речевого общения необходимы следующие умения:

-         умение понять тему и осмыслить логику развития мысли;

-         умение составить план;

-         умение извлечь нужную информацию из устного или письменного                       источника;

-         умение собрать и систематизировать материал;

         Для формирования и развития этих умений применяются разные методы обучения, определяя их как «систему последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащегося, обеспечивающую усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. Методы обучения обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения».[4:116]

Коммуникативный подход к преподаванию русского языка определил поиск новых методов обучения.

Одним из ведущих методов является метод личностно- ориентированного обучения, при котором учащийся сам определяет

-         объект деятельности

-         форму деятельности

-         форму представления полученной информации

Не менее важным является метод педагогического стимулирования и развития коммуникативной активности или стимулятивно-мотивационный метод, то есть «совокупность средств и приемов, побуждающих воспитанника к определенным действиям. Он реализуется в различных ситуативных упражнениях, основанных на зависимости содержания и речевого оформления высказывания от речевой ситуации.»[1:54]

             Из форм работы, стимулирующих совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка, можно назвать следующие: проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям, улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие – туристов), устное или письменное приглашение на выставку, диалог в выставочном зале «У картины…», составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером, обоснование выбора подарка (ролевая игра «В магазине: диалог ведут «покупатель» и «консультант торгового зала»).

Эти упражнения, развивая у учащихся умение, соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, оттачивают чувство языка, приучают гибко пользоваться им, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.

         Разнообразны и формы внеклассной работы стимулятивно-мотивационного метода: встречи-праздники с родителями, проведение экскурсий и ролевых игр для младших школьников, написание статей в средства массовых информаций, в том числе и школьных газет; работа с архивными документами и материалами в районных архивах.

        В процессе работы в любой из вышеназванных форм школьники ведут наблюдения, записывая интересные находки, свое состояние и оценку увиденного, свои чувства.  Эти записи помогают учащимся разобраться в своих чувствах, ощущениях, увидеть собственные ошибки в общении с окружающими, проанализировать свои коммуникативные умения, поскольку устная и письменная речь как типы речевой деятельности реализуются во взаимосвязанных речемыслительных процессах – восприятие и воспроизведение высказывания, обусловленных ситуацией общения.

        По количеству участников в соответствии с личностно- ориентированным методом деятельность учащихся может быть как индивидуальной, так и групповой. Так, например, исследование по теме «В гостях у имени числительного» проведено несколькими группами учащихся. Первоначально совместно был составлен план исследования. Затем учащиеся разделились: одна группа занималась сбором информации о части речи, другая – осуществляла отбор текстов по признакам.  Из числа этой группы выделилась пара учащихся, которые провели отбор и систематизацию материала, создали текст научного стиля, подготовили тезисы и доклад, и только публичное выступление и ответы на вопросы оппонентов было доверено одному члену группы. При такой реализации исследования были учтены и интересы учащихся, и их психологические особенности и взаимные симпатии, организована взаимопомощь. Каждый из участников смог, с одной стороны, реализовать  свои способности, а с другой – попробовать себя в новом качестве.

 

       Уже хорошо зарекомендовавшими себя и даже ставшими для многих учащихся необходимыми,  являются методы, основанные на применении новых информационных технологий.  Овладение этими методами является неотъемлемой составляющей образования учащихся,  в том числе и его коммуникативно - речевой компетенции.   Применение ИКТ ведется в двух направлениях: как форма иллюстративно-наглядного метода и создание самостоятельного электронного материала.

      В первом случае учащиеся имеют возможность комментировать увиденное, делать замечания и вносить дополнения, а при самостоятельной подготовке презентаций развиваются и такие речевые умения, как понимание текста, выделение главного, планирование . Создание же самостоятельного продукта – работа более сложная, требующая и много технических умений, и разнообразных коммуникативных умений для сбора материала, его систематизации и представления.

      Для определения коммуникативно-речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка была выделена группа обучающихся 5 класса для отслеживания динамики. Мониторинг проводился по следующим критериям:

  • уровень культуры общения;
  • умение использовать речевую среду;
  • употребление в речи средств выразительности;
  • мотивация школьников в овладении ключевыми коммуникативными компетенциями;
  • умение изложения мыслей в устной и письменной форме.

Промежуточный контроль показал, что  достигнута положительная динамика:

уровень культуры общения – 3%;

умение использовать речевую среду– 5%;

употребление в речи средств выразительности- 10%;

мотивированность школьников в овладении ключевыми коммуникативными компетенциями- 30%;

умение излагать мысли в устной и письменной форме-15%.

     Было выделено три уровня сформированности речевого контроля: высокий, средний и низкий.

Опрос обучающихся показал, что они понимают значимость овладения коммуникативно-речевыми компетенциями.

     Выявление уровня мотивации и степени сформированности ключевых коммуникативных компетенций школьников  проводится на основании следующих параметров:

1) осознанно приобретать знания по культуре общения;

2)  мотивированность  учебным процессом;

3) эмоционально-ценностное отношение учеников к оценке.

      В целях выявления интереса учащихся 7 класса  к овладению коммуникативно-речевыми компетенциями предлагалось оценить различные формы работы на уроке:

 

 

Формы работы

Распределение ответов, %

Игра в словесные ассоциации

75

Ролевая игра

50

Путешествие

45

Письменные  (сочинение, изложение)

20

Учебная презентация

35

Проект

15

 На основании результатов опроса было выявлено, что обучающиеся данного возраста более активно реализуют речевые  компетенции в игровых формах.

       Временные рамки данного педагогического проекта не закончены, но

 проанализирована деятельность учащихся в урочное, внеурочное время по формированию коммуникативно - речевой  компетентности.

        Подтверждена гипотеза необходимости учета   наиболее важных с точки зрения учения индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и использования разнообразных современных  методов обучения.

        Определены организационно-педагогические условия формирования коммуникативно - речевых компетенций учащихся: формирование потребности и практическое применение разных видов речевой деятельности, и предложены способы их создания.                        

       Подтверждено, что коммуникативно-речевая компетентность – это умения и навыки, необходимые для формирования программ речевого поведения сообразно целям, сферам и ситуациям общения.

       Выделено три основных метода деятельности по формированию коммуникативных (речевых) компетенций учащихся школы: метод личностно-ориентированного обучения, стимулятивно-мотивационный метод  и методы, основанные на применении новых информационных технологий.

       Обобщен опыт использования различных форм деятельности в соответствии с определенными методами. Проанализированы результаты использования каждого метода по формированию коммуникативных (речевых) компетенций учащихся школы.