Размышления православного учителя. Любим ли мы наших детей?

Шеянова Ольга Викторовна

 

Размышления православного учителя  

эссе

В данной статье автор делает попытку привлечь внимание всех взрослых к проблемам современных детей в целях сберечь их жизни и здоровье,как физическое,так и душевное.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_sursk_pravde_o_lyubvi_k_detyam.doc39.42 КБ

Предварительный просмотр:

Размышления православного учителя

эссе

Любим ли мы наших детей?  «Конечно!»- воскликнет любой родитель , наставник, учитель. Но мы мало задумываемся над тем, как эта любовь к ребёнку должна проявляться.

 Каждой эпохе истории человечества соответствуют свои взгляды на проблему взаимоотношениия детей и взрослых, свои воспитательные методики. Нам знакомо такое понятие как «спартанское воспитание», подразумевающее строгость, умеренность во всём, достижение физического и духовного совершенства для выживания в экстремальных условиях. Речь шла о воспитании воинов.

Афинское воспитание предполагало нахождение ребёнка в семье до 7 лет, где они обучались и воспитывались, что дало основу модели семейного воспитания. С развитием цивилизации приоритетным стало общественное воспитание в детских садах, школах.

За последние 100 лет в российской истории произошло столько событий, начиная с революций, заканчивая распадом громадного государства, становления практически новой державы ,что это не могло не повлиять на менталитет российского населения, проще говоря, в сознании людей произошли необратимые процессы, боюсь сказать, не всегда положительные, приведшие к переоценке ценностей в жизни человека, в первую очередь это коснулось семьи и ,естественно, воспитания детей..

 Что же нас всё-таки сильно тревожит в наших детях? Я не говорю о частных случаях, прошу понять меня правильно, не пытаюсь коснуться  личных интересов конкретной семьи, но высвечиваются такие проблемы,  о которых нельзя молчать.

Создано много теорий воспитания -бери их на вооружение и...воспитывай!

Сейчас, в эпоху «модернизации образования» , введения инновационных технологий в процесс обучения и воспитания это и происходит- метание от одной теории к другой, школа превратилась в экспериментальную площадку, а ведь в ней –дети, над которыми, получается ,  проводятся опыты, как над беззащитными кроликами.

Некоторые из этих новшеств совершенно не совместимы с теми реалиями, которые издавна царят в разных слоях общества. То, что приемлемо в городе, может нанести вред сельскому жизненному укладу, который складывался веками в силу того, что Россия во все времена была аграрной страной.

Воспитание в старых российских семьях  всегда основывалось на трудовых отношениях: работа в огороде, уход за скотиной, забота о младших . Большое внимание уделялось воспитанию послушания в детях-слово отца и матери считалось законом, в семьях поддерживался авторитет школы, учителя.

Во многих сельских семьях очень долго хранились отголоски «древнерусского воспитания»,  о котором  упоминал в своих произведениях  В.О. Ключевский:

«Школой душевного спасения для мирян была приходская церковь с ее священником, духовным отцом своих прихожан. Учение, преподаваемое приходским священником, разносилось  отцами семейств. Отец и был домашним учителем...., ...он был обязан беречь телесную и душевную чистоту домашних своих,  заботиться о них как о частях своего духовного существа. Труд воспитания дома он делил с женой, своею непременною спутницей и советницей.»

Сейчас времена изменились, дом превратился из места совместного труда в дом отдыха, так как в силу обстоятельств члены семьи мало бывают дома, отцы уезжают на заработки, матери занимаются хозяйством, а дети большую часть времени проводят в школе. С прошлого столетия, когда большое распространение получило общественное воспитание-в детсадах, в яслях, школах, а сейчас и во время каникул дети находятся в лагерях отдыха, так как женщина должна была работать вне дома, произошло нарушение тесного семейного контакта, что очень повлияло на представление о ценности семейных отношений. Исчезло общение между детьми и взрослыми  посредством  такой великой силы-живого слова. Я не могу говорить этого о конкретных людях, детях, да это и не входит в мои планы, потому что эта проблема-проблема всей России -душевно-духовное одиночество наших детей.

Статистика представляет нам  страшные цифры (данные взяты из телепередачи "Всё начинается с детства"  на канале "Спас", с сайта "Проект Здоровье"-http://project.su/ http://project.su/articles/183 ):

 растёт детская агрессивность, часто возникает депрессивное состояние и, как итог:

1\3 детей готовы уйти из жизни, за 15 лет в 46 раз возрос суицид среди подрастающего поколения. "Начиная с 2003, года наша страна стала лидером и по числу самоубийств среди несовершеннолетних. Каждый день 17 детей совершает самоубийство. "

Почему мы теряем наших детей? Чего не понимают взрослые? Откуда вдруг такое пренебрежительное отношение к жизни, этому великому дару, даннному нам Всевышним?

Ведущим фактором, по мнению учёных-психологов, подростковых суицидов является преобладание чувств безнадежности и беспомощности, которые могут возникнуть  из-за неудачи на экзамене, из-за того , что подросток не может осуществить свой выбор даже будущей профессии, т.к. родители упорно не разрешают учиться на парикмахера, а хотят видеть своё чадо юристом . Сейчас молодёжь страдает от так называемого "прессинга успеха": надо везде успеть-получить образование, окончить престижный вуз, устроиться на хорошую работу и т.д. Многие родители настраивают детей на обязательный успех. Мало кто скажет: "Сынок (дочка), не торопись, оглядись в этом мире, иди туда, к чему сердце лежит. А мы любим тебя не за твои успехи, а просто любим. " Дети боятся не оправдать надежд старших,  чаще всего это происходит в вполне благополучных семьях, где дети умны, начитаны, есть материальный достаток, но нет у ребят психологической выносливости в силу  их возраста,  небогатого жизненного опыта, а ещё, самое главное, если они не чувствуют любви к ним со стороны взрослых, горячей,искренней, но в то же время разумной и строгой.Их охватывает отчаяние .Я уже не беру во внимание семьи, где, прямо скажем, не очень благоприятная ситуация для взращивания юных душ-разборки старших, пьянство, рукоприкладство. "Жить не хочется!"-сердце рвут на части эти слова, сорвавшиеся с уст подростка, может под влиянием эмоций, неосознанно,но ведь они уже сказаны....

    Прежде чем беседовать с вами, дорогие читатели, мне пришлось много поразмышлять над этой проблемой,  и не одной...А вместе с детьми-моими учениками...У меня их много-каждый день в среднем я общаюсь с 60 ребятами-со 2-по 11 класс..И каждый,поверьте, хочет быть любимым родителями,да и учителями. Я задала вопрос:"В чём,как вы считаете, должна проявляться к вам любовь со стороны родителей и вообще взрослых к детям?" Прочитав откровения ребят я была приятно удивлена.. Может некотрые и не были очень правдивы, но суть -то они правильно понимают.Никто не не предъявил запросов в плане материального обеспечения (если что-то купят или денег много дадут-значит любят). Дети хотят искренней любви, понимания, уважения к себе как к личности,  чтобы считались с их мнениями в выборе друзей и будущей профессии, но при этом некоторые делают акцент на том, что их нужно и наказывать, если они поступают плохо.  Вот некоторые высказывания:( да простят меня ребята, что я их мысли взрослым раскрываю , но как же тогда взрослые узнают, как вас надо любить! Тем более я и сама не знаю, кому конкретно  из детей принадлежат мысли-записок много, а на них не указано никаких  данных):

"Взрослые должны понимать ребёнка,заботиться о нём,быть добрым,любить, помочь выбираться из трудных ситуаций...,наказывать, если ребёнок действительно виноват";

"Любовь проявляется в заботе, ласке,..взрослый должен понимать ребёнка, выслушать его, помочь советом";

".. выслушают, что-то подарят, поцелуют, поругают..это не объяснимо-это надо чувствовать.. "

"..Взрослые иногда не понимают детей.Хочется рассказать им что-нибудь, а они не слушают.... Самое главное, надо быть добрым к в з р ос ло м у  ребёнку";  

"Обычно ...родители пытаются доказать любовь к ребёнку через подарки...,но это не нужно..нам нужно, чтобы кто-то из взрослых был рядом, ведь иногда и друзья не могут понять и помочь...часто рядом нет помощи родителей..лучше бы мы жили в полной нищете, но чтобы родители были рядом....обычно это не так";

"Любовь взрослого к ребёнку должна проявляться заботой и вниманием,...но не слишком в большой степени,...так как это будет иметь противоположный эффект.... ";

 "...родители ругают ведь не просто так, а за дело";

"Они (родители) сами детьми были и хотят, чтобы мы не совершали их ошибок. Для них роднее нас никого нет.Мы вырастем и также будем любить  своих детей...  "

Каково? Вот такие умные у нас с вами дети... Но они нуждаются в мудрых наставниках и защитниках. От чего защищать наших детей? От несовершенства окружающего нас мира, от избытка информации, разрушающей личность человека, которая так и льётся грязным потоком с экрана ТВ, с некоторых сайтов интернета.. Мы не можем прекратить этот поток-но давайте будем учить детей разбираться в том , что преподносят нам СМИ, вместо того, чтобы самим (иногда вместе с детьми) усесться перед экраном и смаковать под час нелицеприятные сцены под эгидой М. Зеленского и ему подобных,  во всех подробностях демонстрирующие факты суицида детей, избиения учениками учителя, интимную жизнь звёзд и ахать, ужасаться, возмущаться, не задумываясь, что это просто шоу,  на котором делают большие деньги, но здесь проблемы не решаются , скорее они навязываются зрителям...А детей, особенно избалованных и экспрессивных, с эгоистическими наклонностями, такие, к сожалению, тоже есть, как следствие слепой родительской любви и вседозволенности с младенческого возраста, эти шоу вообще могут толкнуть на непредвиденные поступки, которые могут поставить в тупик взрослых.  Однажды родители могут услышать;"Если я не получу то-то и то-то, ..."А дальше прямые страшные угрозы... Вы понимаете, о чём идёт речь.

И так, с одной стороны, детям не хватает помощи и понимания, а ,с другой стороны,они могут играть на родительских чувствах...

Что делать, когда ситуация выходит из-под контроля? Тут хороши все  пути и средства, не противоречащие закону и не вредящие жизни и здоровью человека,например, обращение за помощью к учителю, психологу, врачу,в конце концов к священику, хотя , исходя из своих  жизненных принципов,я бы посоветовала искать первую помощь именно у батюшки. Самоубийство, по канонам Православия, я вляется страшным грехом, потому что в нём нельзя раскаяться. Дети мало что понимают в необратимости  смерти. Волей или неволей кто-то должен им всё грамотно объяснить, лучше духовного наставника этого сделать никто не сможет. К счастью, сейчас в школах начали проходить уроки ОПК, где дети в буквальном смысле учатся отличать добро от зла, что им полезно, а что вредно, эти уроки учат познанию смысла жизни человека.

Важно понять-сердце человека, тем более неискушённого ребёнка, является полем битвы добра и зла. Назначение родителей-бороться за своих детей, за спасение их от врага рода человеческого, молиться за них, призывая на помощь Господа , Пресвятую Богородицу, Ангела-Хранителя и всех святых покровителей .

К слову сказать, сейчас по всей России действует телефон доверия для детей и взрослых. Если ребёнок не может поговорить с близкими, он может позвонить по номеру 88 002 000 122 , ответит очень доброжелательный ,спокойный,  участливый голос, можно поделиться своей проблемой , получить  совет, ведь так важно бывает, чтобы тебя просто кто-то выслушал...

Заканчивая наш с вами разговор, дорогие читатели, мамы и папы, дедушки и бабушки, коллеги-учителя, просто знакомые, родственники и соседи призываю вас, давайте присмотримся к нашим детям,ко всем, спокойным и непоседам,к послушным и озорным, заглянем в их глаза, нет ли в них скрытой тревоги, боли, страха, немого вопроса. Поговорим с ними по душам, поинтересуемся их делами, приласкаем, дадим понять, как мы их любим  и как они нам нужны...