Сколько языков ты знаешь, столько жизней ты проживаешь…

 

 В XIXв. в классических гимназиях и школах как    основной предмет изучался латинский язык, который и сегодня удивляет нас количеством видовременных форм глаголов, падежных окончаний и множеством исключений во всех правилах. Но, как считалось ранее, благодаря именно этой сложной структурированной грамматике, ученик имел возможность тренировать свой ум, делать его более гибким, а значит, быть организованным и собранным человеком в будущем. И действительно одна из научных теорий языкознания гласит, что мышление человека определяет тот язык, на котором он говорит. Другими словами, если у англичан есть пальцы рук (fingers) и пальцы ног (toes), то у русских – просто пальцы. Или интересно то, что у японцев нет как такового будущего времени. Вместо «пойду погуляю» они скажут «пожалуй гуляю», что говорит о том, что японцы – это люди, которые живут прежде всего настоящим. А вот, например, у немцев, чтобы назвать двузначное число, нужно начать справа налево: семь и девяносто (siebenundneunzig), а не слева направо, как принято у нас: девяносто семь. А чтобы быть настоящим французом, нужно хорошо уметь считать – те же девяносто семь по-французски будут звучать следующим образом: четыре на двадцать, десять и семь (quatre vingt dix sept)!

Таким образом, зная хотя бы один иностранный язык, мы расширяем наше сознание, начинаем мыслить как носители этого языка и, что самое главное, начинаем осознавать свои особенности, как носителя культуры и традиции нашей Родины! Современным ученикам, в частности нашей школы, предоставляется замечательная возможность изучать сразу два иностранных языка, а значит, у них есть возможность выйти за рамки «обычного мышления» человека. Неслучайно существует такой афоризм: «сколько языков ты знаешь, столько жизней ты проживаешь (столько раз ты человек)» И.В.Гете /„Wie viele Sprachen du sprichst, sooftmal bist du Mensch.“ (J.W. Goethe). Что по этому поводу думают сами учащиеся? Зачем по их мнению изучать иностранные языки? 

В результате проведенного анкетирования по этой теме, оказалось, что 59% ответов было в пользу любознательности, желания познавать мир и путешествовать. 49% - подтвердило высокую мотивацию учащихся, считающих, что успешному человеку в современном мире знание иностранных языков просто необходимо. Изучение иностранных языков для поступления в ВУЗ и в связи с этим наличие данного предмета в школьной программе, следует далее по количеству выборов этого варианта ответа -  25,5%, 27,4% . Познавать себя через другую культуру, стремление понять особенности нашей Родины – в этом видят цель изучения иностранных языков  14% опрошенных.  Радует тот факт, что вариант ответа «заставляют родители», не выбрал ни один из учеников, а значит, ребята сами осознают необходимость, важность изучения иностранных языков. Интересно, что большая часть учеников, бывавших за границей ранее, не хотели бы уезжать из России и жить за рубежом, в то время как часть тех, кто никогда не путешествовал за пределы нашей  Родины, выбирали противоположное. «В гостях хорошо, а дома еще лучше. Жить не осталась бы. Только на две-три недели»,- пишет одна ученица в ответ на вопрос: хотели бы вы уехать и жить в другой стране?  «Нет, хорошо всегда там, где нас нет», - встретилось в другой анкете. «Ради эксперимента, на месяц. А так – нет!» «Нет, в другой стране я бы жить не хотела». «Даже не знаю, это трудный вопрос! Я бы хотела съездить за границу просто, чтобы посмотреть мир, а так меня устраивает моя страна, которой я горжусь!!!» А мы, учителя, со своей стороны гордимся такими учениками, которые стремятся к саморазвитию и познанию: «…иностранный язык помогает мне саморазвиваться…», «…учу иностранный язык для себя…», «…люблю изучать другие языки и культуру…», «…мне просто интересно…», «…нравится слушать песни на иностранном языке и переводить их самому…», «…это пригодится…». Многие из написавших эти строки, пользуются полученными в школе знаниями на уроках иностранного языка на практике во время путешествий и международных обменов: «Да я ездила <…за границу…> много раз и мне английский очень пригодился»,  «...ездила, когда была маленькая. Тогда я знала только "What is your name?" и "How are you?" Но и с этими знаниями я все равно общалась с людьми».

       Безусловно, в условиях современного мира иностранный язык необходим. И вопроса учить его или нет сегодня не возникает уже ни у кого. Но изучая сразу два иностранных языка в нашей школе, ученики могут почувствовать себя «немножко немцами», говоря по-немецки, или «немножко англичанами», говоря по-английски... Как известно, немногие иностранцы изучают русский язык как иностранный,  поэтому, возможно, им никогда не удастся понять загадочную русскую душу, даже читая и перечитывая книги наших замечательных классиков и современных талантливых писателей, поскольку читают они их все-таки на своем родном языке...

 

Комментарии

В XIXв. в классических гимназиях и школах как основной предмет изучался латинский язык, который и сегодня удивляет нас количеством видовременных форм глаголов...