Использование интерактивной доски в образовательном процессе.

Рыженко Елена Владимировна

Для того чтобы процесс образования имел успешный результат, очень важно чтобы в обучении были задействованы все основные сенсорные системы человека - визуальная, слуховая и кинестетическая. Сегодня интерактивные доски на уроках используются для преподавания самых различных предметов.

Особое значение психологи придают кинестетической системе, т.к. именно с ней связано явление моторной памяти и возможность довести навыки до автоматизма. Ведь как бы ни старался человек мысленно научиться кататься на горных лыжах, ничего у него не получится. Глубокое обучение возможно только при взаимодействии кинестетического восприятия и моторики. И здесь на помощь приходят интерактивные доски. 

Интерактивные доски на уроках в средних и старших классах используются в качестве электронных интерактивных инструментов - современных, мощных, значительно ускоряющих доступ к необходимой информации, облегчающих ее восприятие и в немалой степени способствующих формированию творческой атмосферы общения в учебном классе.

Что дает использование интерактивных досок на уроках в школе?

Ясную, эффективную и динамичную подачу учебного материала
Используя интерактивную доску на уроке, преподаватели могут сделать свои занятия более яркими, могут выбирать различные стили обучения, работать с различными приложениями и ресурсами, ориентироваться на определенные потребности разных возрастных групп. 

Существенное повышение мотивации учащихся
С интерактивной доской занятия становятся интереснее и увлекательнее. Даже те ученики, которые с неохотой идут на урок, моментально вовлекаются в учебный процесс, т.к. сами прекрасно ориентируются в цифровом мире и активно используют в повседневной жизни различные электронные устройства. 

Активизацию познавательной деятельности учащихся и коммуникативных навыков
Интерактивная доска на уроке - это незаменимый инструмент для организации самостоятельных и коллективных форм работы, дискуссий, в которых развивается умение учащихся аргументировать и объяснять свою точку зрения. 

Экономию учебного времени
Нет необходимости конспектировать занятия. Материалы урока учащиеся могут сохранить, распечатать, вернуться к ним дома или на следующих занятиях. 
Заранее подготовленные занятия (а также диаграммы, рисунки, тесты, таблицы, музыка, карты и другие ресурсы для урока) дают возможность сохранять быстрый темп урока. Преподавателю и ученикам не надо тратить время на то, чтобы написать текст на обычной доске или переходить от экрана к клавиатуре компьютера. В режиме online на интерактивной доске можно работать с материалами урока - комментировать, вносить добавления, держать связь со всем миром, имея выход в Интернет. 

Создание и расширение методической базы
Преподаватели могут создавать свою коллекцию занятий по разнообразным предметам и темам. Могут делиться материалами друг с другом, использовать созданные материалы из года в год, адаптируя их под конкретную аудиторию. Использование интерактивной доски на уроке вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост. 

Одновременное использование самых разных материалов
Интерактивная доска позволяет использовать на уроке одновременно изображения, текст, звук, видео, ресурсы Интернет и другие необходимые материалы. Учитель имеет возможность воздействовать на все системы человека одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую), тем самым ориентируется на каждого ученика в своем классе. 

Оперативный контроль знаний и возможности дистанционного обучения
Преподаватели могут создавать и проводить опросы в режиме реального времени, демонстрировать ученикам результаты тестирования. Можно записывать уроки, создавать базу записей, различных материалов, тестов, самостоятельных и контрольных работ. Каждый ученик сможет в любое время вернуться к материалам урока, изучить пропущенный материал, проверить себя.

Для меня вопроса «Интерактивная доска на уроке – это плюс или минус?» не существует. Несомненно – плюс. Я работаю с интерактивной доской более двух лет. В своей практике использую как компьютерные обучающие программы, так и создаю собственные презентации в ПО для интерактивной доски. Важно понимать, что интерактивная доска сама ничему научить не может. Это инструмент в руках педагога, такой же как доска, мел, таблица, и то, как этот инструмент «зазвучит», зависит от творчества педагога, его готовности сделать урок интересным, понятным и запоминающимся.

Основные способы использования интерактивных досок:

  • делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений
  • демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску всем слушателям 
  • использование групповых форм работы 
  • совместная работа над документами, таблицами или изображениями 
  • использование конференц-связи 
  • управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску) 
  • использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д. 
  • изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски 
  • изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок 
  • сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через интернет 
  • сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради 
  • демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса 
  • демонстрация учебных видеороликов 
  • создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши 
  • создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке 
  • при соответствующем программном обеспечении учитель может выводить на экран интерактивной доски изображение монитора любого ученика

Для работы с интерактивной доской использую определенные программные продукты. Все виды образовательных программных продуктов условно можно разделить на несколько групп:

1.  Обучающие CD (электронные учебники, библиотеки наглядных пособий).
2.  Энциклопедии (видео, фото, аудио).
3.  Виртуальные лаборатории (демонстрационные анимации, интерактивные работы).
4.  Тренажеры (тестирование, подготовка к ЕГЭ).
5.  Развивающие ПП (игры, конструкторы, викторины). Использование современных цифровых образовательных ресурсов на уроках математики. 


   Вот примерный план использования ЦОРов, я их условно делю на группы: 

  • Электронные учебники, энциклопедии на СD;
  • Виртуальные лаборатории, интерактивные работы;
  • Тренажеры, конструкторы;
  • Анимационные модели;
  • Видеофрагменты;
  • Интернет ресурсы;



  Все материалы к моим урокам готовлю в электронном виде для интерактивного использования.


  В центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения интерактивной доски.

Владея информацией
 — владеешь миром целым, 
Экран в аудитории 
перестает быть белым.
 
В секунды появляются 
картинки, схемы, блоки 
Что может обеспечить
 все это на уроке? 

— Доска интерактивная, 
компьютер, дигитайзер, 
Проектор и, конечно, 
учитель — энерджайзер! 


 

 

Комментарии

Шароватова Яна Олеговна

Полностью,с вами согласна,работа на уроках ИИКТ с помощью интерактивной доски,пробуждает интерес к предмету.

Интерактивная доска становится неотъемлемой частью учебного процесса. Ее использование на уроке повышает успешную реализацию целей и задач урока.