Домашние задания: за или против.

Литовка Юлия Николаевна

Сегодня многие родители и ученики с энтузиазмом восприняли идею, возникшую , так сказать, в "высших сферах" о том, что не плохо бы отменить домашние задания, пеерстать загружать детей сверх урочного материала в старших классах, особенно по предметам, котор\ые им не очень нужны, по которым они не собираются сдавать ЕГЭ. Моё мнение таково: если в условиях концентрической программы попытаться уложить весь курс истории только в урочное время, ничего из этого не получиться. А ваше мнение?

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                   

Виртуальная экскурсия по историческим местам Коломны на повторительно-обобщающих уроках по истории России.

     Использование краеведческого материала на уроках истории сегодня является неотъемлемой частью учебно – воспитательного процесса, важным способом повышения интереса к предмету и повышения качества знаний учащихся, формирования у ребят чувства истинного патриотизма и расширения  общего кругозора школьников.

     Краеведческая работа в школе проводится в основном  в трех формах: на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Актуальным современным способом синтеза этих форм является виртуальная экскурсия. Остановимся на использовании виртуальной экскурсии  по историческим памятным местам Коломны на повторительно-обобщающих уроках курса «История России». 

     Из истории возникновения экскурсии и виртуальной экскурсии как метода обучения.

      Почему экскурсия?          

      Экскурсия как один из методов обучения начала применяться на рубеже XVIII - XIX веков. Её преимущество состояло и состоит в отказе от схоластических методов преподавания, в развитии у учащихся наблюдательности, умения анализировать, навыка самостоятельной творческой работы. Сначала учебные экскурсии стали использовать передовые педагоги Западной Европы, в конце  XIX века она приходит в отечественную педагогику и вскоре становится  неотъемлемой частью учебного процесса. Над разработкой теоретических и практических основ учебной экскурсии как одной из форм учебной деятельности трудились такие педагоги, как В.В. Голубков,              Е.Я. Голант, И.П. Подласый  и другие. Без учебной экскурсии сегодня нельзя представить преподавание Отечественной и Всеобщей истории, обществознания, биологии, географии, литературы. Она просто незаменима в работе каждого классного руководителя.

     В чём «секрет» интереса и педагогов, и учеников к данной форме работы? Он в поистине безграничных возможностях, которые открывает учебная экскурсия перед всеми участниками образовательного процесса.

     Во-первых, по сравнению с  многими традиционными формами преподавания экскурсия чрезвычайно  продуктивна. Её сильные стороны – это конкретность и предметность предлагаемого к изучению материала. Где ещё, как не на экскурсии, учитель может соотнести события «давно минувших дней» с днём сегодняшним, с тем, что окружает ребят в повседневной жизни. Исторические памятники  - свидетели той или иной эпохи – открывают ребятам тайну «связи времён», что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом.  Экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий.  Например, повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь во второй половине XII – XIII вв.» можно провести у Пятницких ворот, рассказывая об одном из немногих реальных боев против монголо-татар, а повторительно-обобщающий урок по теме: «Московское государство в XIV – начале XVI вв.» у Грановитой башни, рассказывая о том, что граница в 16 веке (вещь сама по себе в этот период расплывчатая) проходила именно здесь, полоса укреплений и засек тянулась на восток до Старо-Голутвинского монастыря.

     Во-вторых, экскурсии дают возможность учащимся знакомиться с историческими памятниками  в естественных условиях, понять, каковы были образ жизни, быт наших земляков сто, а то и пятьсот и более лет тому назад.

Наконец,  экскурсии всегда вызывают у школьников неподдельный интерес, ведь урок – экскурсия – это всегда праздник, новизна, возможность выйти за привычные и приевшиеся рамки учебного кабинета, за страницы школьного учебника, пообщаться с интересными людьми – экскурсоводами, сотрудниками музеев, неравнодушными к истории земляками.

     Почему виртуальная?

     Ответ более чем прозаичен - дефицит времени в условиях концентрической модели преподавания истории. Тут уж не до экскурсий.

      Вот здесь на помощь учителю приходят мультимедийные технологии, т.е.  «комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды».[1] 

     Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – «похожий, неотличимый». Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в начале 90 – х гг. XX века. Это были  поначалу просто сайты с информацией о самом музее, о том, как можно до него добраться, каков его режим работы, давалось общее описание того, с чем можно здесь познакомиться,  размещались фотографии наиболее интересных единиц хранения. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться целые виртуальные экспозиции. Сегодня крупные музеи мира  пошли по пути объединения некогда разрозненных виртуальных экспозиций в целые виртуальные экскурсии. При желании мы сегодня можем «прогуляться», не выходя из дома, по залам Эрмитажа, Лувра, посетить Московский Кремль. Сегодня количество и глубина изложенного материала, доступного благодаря сети Интернет, непрерывно растёт, и тенденция такова, что уже в обозримой перспективе виртуальные экскурсии станут неотъемлемой частью работы всех музеев мира.

      «Лучше один раз увидеть!» - главный аргумент в пользу визуализации образовательного процесса. Школьная виртуальная экскурсия - это форма обучения, которая отличается от реальной экскурсии виртуальным отображением существующих исторических объектов с целью создания условий для самостоятельной работы учащихся по наблюдению, сбору необходимых фактов, овладению ими современными информационными технологиями. Преимуществами такой экскурсии являются возможность повторного просмотра, наглядность, доступность, наличие интерактивных заданий и многое другое. Необходимость в повышении наглядности изучаемого материала – самая веская причина задуматься о создании виртуальной экскурсии. Она должна идти в контексте программы изучаемого учебного курса, реализовывать образовательные, развивающие, воспитательные дидактические задачи.

     Виды виртуальных экскурсий.

     Виртуальные экскурсии можно разделить на следующие виды:

     1) Обзорные, где собраны элементы нескольких виртуальных экскурсий, объединенных общей темой. Например: « Коломна: из века IX в век XXI»;

     2) Тематические, то есть экскурсии, раскрывающие определённые периоды истории нашей Родины и города. Например: «Коломна в годы Великой Отечественной война», «Коломенский кремль – памятник эпохи становления централизованного государства»

     3) Биографические – экскурсии, связанные с жизнью и биографией выдающихся людей нашего края. Например, « Первый русский романист Иван Лажечников», «Советский конструктор миномётного и реактивного вооружения Борис Иванович Шавырин», «Конструктор  Лев Сергеевич  Лебедянский».

     На практике деление экскурсий на виды носит довольно условный характер. Часто в рамках одной виртуальной экскурсии представлены не только памятники архитектуры, связанные с теми или иными историческими событиями, но и характеризуются исторические персонажи.

     Подготовка виртуальной экскурсии.

     Каждая экскурсия требует тщательной разработки и подготовки. Что же необходимо учесть при подготовке методического сопровождения к цифровому ресурсу?

      1) Необходимо сформулировать тему экскурсии.

      2) Чётко обозначить для себя и для детей цели и задачи экскурсии.

      3) Составить содержание экскурсии с учётом специфики темы, возрастных, психологических, учебных возможностей учащихся, возможностей учебного кабинета.

      4) Разработать маршрут экскурсии.

      По определению, «маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы»[2]. Это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Видеоряд  должен быть выстроен так, чтобы он максимально соответствовал  заявленной теме, возрастным, психологическим, педагогическим особенностям данного класса. Так, в среднем звене целесообразно начать работу с виртуальной экскурсией с беседы с ребятами о том, как они представляют себе маршрут экскурсии на заданную тему, а завершить разговором о том, то нового они узнали о, скорее всего, хорошо им знакомых местах родного города.

     5) Подготовить техническую составляющую разработки (навигация, интерактивность, необходимые компьютерные  программы (например, мы используем программы Google Планета Земля, Яндекс Карты)

      Для проведения такого урока учитель может воспользоваться и готовыми  виртуальными экскурсиями, которые есть в сети Интернет. Наиболее интересны следующие сайты: http://town-kolomna.chat.ru (страничка по истории  г. Коломна),  http://www.коломна.su/history (Коломна - история и современность),  http://www.kolomna-kreml.ru (официальный сайт Коломенского кремля).

    6) Предусмотреть интерактивные формы обратной связи, позволяющие учителю непосредственно по окончании экскурсии оценить её эффективность и внести необходимые коррективы на будущее.

     Информационно – компьютерные технологии (технические средства).

     Для проведения виртуальных экскурсий достаточно иметь в кабинете компьютер и мультимедийный проектор, экран, по возможности – интерактивную доску. Необходимы следующие программы: Microsoft Office, Google Планета Земля, Яндекс. Карты. 

      Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, фотографии, в презентации могут быть представлены текстовые фрагменты ограниченного размера. В материалы таких экскурсий могут быть включены исторические термины, физические и исторические карты, репродукции тематических живописных полотен. Цветовая гамма оформления должна быть выверена и служить выделению содержания,  но не затмевать его. Каждый элемент интерактивной экскурсии должен быть подчинён реализации поставленной цели, поэтому желательно избегать излишнего «украшательства», бессмысленной анимации, пространство не должно быть перегружено, материал должен подаваться в едином оформлении, видео и звук должны быть качественными. Практика показывает, что в процессе разработки виртуальной экскурсии приходится решать следующие технические задачи:

     1) составление плана экскурсии;

     2) фотосъемка;

     3) компьютерная обработка фотоизображений (кадрирование, изменение размеров, «склеивание», улучшение изображений);

     4) составление и занесение в компьютер сопровождающих и дополнительных текстов;

     5) отбор и перевод в компьютерную форму звуковых фрагментов (песни, интервью и т.д.);

    6) компоновка гипертекста из полученных материалов.

Всё это по силам любому учителю, владеющему современными компьютерными технологиями. В любом случае учиться никогда не поздно!

     Привлечение учащихся к подготовке виртуальных экскурсий.    

     В условиях современной школы лучшим способом привлечения учеников к подготовке виртуальных экскурсий является работа по методу учебных проектов. Проектная технология - это  «совокупность учебно-познавательных приемов и методов, позволяющих учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов»[3]. Сейчас наблюдается большой интерес к проектной деятельности, потому  что она позволяет на деле применить принципы педагогики сотрудничества, предполагающие не пассивное, но активное, творческое, с учётом индивидуальных особенностей каждого школьника участие ребят в образовательном процессе.          

     В рамках проектной технологии можно организовать индивидуальную и групповую работу учащихся по подготовке и проведению виртуальных экскурсий. В этом случае ученики, создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, углубляют свои  знания, полученные на уроках, осваивают приемы и методы исследовательской  работы.

     В процессе подготовки виртуальной экскурсии в форме учебного проекта должны соблюдаться следующие правила и учебно- методические  приёмы.

     Во-первых, предполагается индивидуальный подход к обучению каждого школьника, в соответствии с которым учебная деятельность должна быть приспособлена к познавательным возможностям ученика и в ней следует учитывать индивидуальные возрастные и психологические  особенности каждого ребёнка.

     Во-вторых, осуществляется инженерно-педагогический подход, который предполагает разбиение работы над созданием виртуальной экскурсии на  несколько взаимосвязанных блоков – частей. Типовая подготовка виртуальной экскурсии включает такие этапы, как  диагностический, подготовительный, исполнительский, заключительный, аналитический.

     При этом большое внимание стоит уделить организации диагностического этапа, на котором выявляются приоритеты и интересы учащихся, происходит мотивация будущей деятельности, выделяется то, что ребятам предстоит сделать самостоятельно, в чём могут оказать содействие учитель и одноклассники, на базовом уровне определяется итог работы. На основе проведенной диагностики для каждого учащегося (групп учащихся) разрабатывается уникальная программа деятельности. Имеет смысл учащимся, объединиться в рабочие группы по интересам, при этом «идеальная»  группа должна включать  исполнителей разных ролей («исследователи», «художники», «фотографы», «аниматоры», «редакторы», «экскурсоводы» и пр.). Методикой выявления склонностей и предпочтений учащихся  и формирования рабочих групп с каждым педагогом может поделиться школьный психолог.

     На подготовительном этапе определяются цели и основные образовательные, воспитательные, развивающие задачи  экскурсии, выбираются предполагаемые методы работы.

     В ходе исполнительского этапа производится отбор и изучение объектов будущей виртуальной экскурсии, сканируются фотографии или другие иллюстрации, необходимые для представления проекта, составляется маршрут экскурсии на основе имеющегося в наличии видеоряда, готовится текст слайдов экскурсии, комментарии к ним учеников и учителя, определяется техника ведения виртуальной экскурсии. Количество и качество отобранных объектов, их грамотная компоновка в конечном итоге определят результативность готовой работы. Количество проанализированных и подготовленных к просмотру классом объектов варьируется обычно от 10 до 20.

     После того, как учащиеся отобрали нужный визуальный ряд, желательно на каждый слайд экскурсии составить карточку с информацией для того ученика, который будет проводить виртуальную экскурсию (на случай, если во время выступления «юный экскурсовод»  растеряется и ему понадобится «шпаргалка»). Карточка небольшого размера (с ладошку) может содержать такую информацию об объекте, как полное  наименование объекта (возможно, и первоначальное, и современное), исторические события, с которыми связан памятник, дата создания, создатель или создатели (если они, конечно, установлены), характерные для эпохи архитектурные детали, ссылка на данные из архивов и исторические труды, литературные произведения, устные предания, в которых упоминается данный памятник,  сведения о современной сохранности памятника и проведённых когда- либо реставрационных работах.

     При составлении текста виртуальной экскурсии надо обратить внимание учеников, что материал надо размещать в той последовательности, в которой показываются объекты, и иметь четкое деление на части, что они должны раскрыть все пункты и подтемы составленного плана. Текст должны отличать лаконичность, четкость формулировок, грамотный литературный язык.

      Наконец,  на заключительном этапе проводится сама виртуальная экскурсия. После чего необходимо провести ее обсуждение для выявления результативности работы, её возможных недостатков и путей их исправления (рефлексия или аналитический этап).

     Использование виртуальных экскурсий  на уроках.

      Элементы виртуальных экскурсий можно использовать и на уроках изучения нового материала, и на уроках – семинарах, но наиболее выигрышно они работают на повторительно – обобщающих уроках по разделам цикла «История России». Какие разделы можно представить в виде виртуальной экскурсии? Например: «Древняя Русь», «От Руси удельной к Руси Московской», «Эпоха Ивана Грозного. Смутное время», « Россия в 17 веке», «Россия в 18 веке», «Россия в первой половине 19 века», «Россия в конце 19 –начале 20 вв.», «Великая Отечественная война».

      Если вы хотите подготовить и провести часть повторительно - обобщающего урока в форме виртуальной экскурсии, то этот этап урока должен включать следующие элементы:

      Во – первых,  вводно – мотивационную часть, предполагающую обозначение для ребят темы и  цели виртуальной экскурсии, представление тех, кто принимал участие в её подготовке. Во – вторых, собственно виртуальную экскурсию или самостоятельное виртуальное путешествие по предложенному маршруту (например,  учитель может предложить ученикам отправиться в «путешествие Коломне из века IX в XXI век»). В – третьих, обсуждение увиденного и услышанного, ответы на вопросы, заданные учителем по содержанию экскурсии.  Наконец,  рефлексию, анализ результативности и эффективности работы учеников и учителя в ходе виртуальной экскурсии.

      В качестве примера приведём содержание виртуальной экскурсии «Коломна. Путешествие в русское средневековье» (номера пунктов соответствуют  порядковому номеру слайдов)

     1) Сквер Блюдечко

     2) Коломенский Кремль - и любимое место народных гуляний коломенцев.

     3) 1177 год — первое упоминание о Коломне в летописи (вид на реку Москву)

     4) 1238 год — у стен Коломны происходит сражение дружин Владимирского и Рязанского княжеств  против хана Батыя

    5) 1301 год — Коломна из Рязанского княжества переходит под правление Московских князей (Межевой знак)

    6) Церковь Воскресения  - первая каменная церковь Коломны

    7) Старо – Голутвинский  монастырь (1374 г.)

    8) Успенский кафедральный собор построен в честь победы на р. Воже в 1378 г.

    9) В 1380 году под Коломной собирал своё войско Дмитрий Донской перед Куликовской битвой (памятник Дмитрию Донскому)

    10) На рубеже XIV и XV веков Коломна — самый богатый после Москвы город Московского княжества (коломенский посад)

     11) В Музее кузнечного мастерства и народных ремёсел "Кузнечная слобода"

    12) С 25 мая 1525 года по 15 августа 1531 года в городе возводится каменный Кремль

    13) Схема  Коломенского кремля

    14 -17) Башни Коломенского Кремля

    18) Вопросы для обсуждения по содержанию экскурсии.

     Важно, что при работе с интерактивной экскурсией должны соблюдаться требования СанПиН (работа с компьютером не более 15 минут в течение 1 урока, обязательная гимнастика для глаз, подача материала блоками примерно по 3 минуты, при этом блоки просмотра и обсуждение увиденного, рефлексия должны по возможности чередоваться, чтобы внимание школьников не рассеивалось в течение все работы).                

     Результативность виртуальных экскурсий (на основе анкетирования учащихся).

     Результативность виртуальных экскурсий можно оценить, например, на основе анкетирования учащихся. Вот пример результатов анкетирования, проведённого среди учащихся 6-7 классов, которые познакомились с виртуальной экскурсией «Коломна: путешествие в русское средневековье». 68% учащихся сказали, что их заинтересовала тема экскурсии. Наибольший интерес вызвали фотографии, панорамные фрагменты из Яндекс – карты, комментарии учителя. Все ребята отметили, что содержание экскурсии соответствует заявленной теме, 40% ребят указали, что хотели бы сами поучаствовать в подготовке виртуальной экскурсии, 56%  - что хотели бы ещё раз посетить места, о которых шла речь в экскурсии.

     Подведём итоги.

     Таким образом, сегодня имеются самые разные возможности для использования виртуальной музейной педагогики в образовательной практике. Актуальность и необходимость ее очевидна. Поэтому остается только освоить эту новую и весьма полезную форму организации образовательного процесса и оценить ее потенциал в реальной практической деятельности. Использование информационно–компьютерных технологий (в том числе и виртуальных экскурсий) делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным.

     Конечно, всё что мы сегодня вам предложили  в докладе – это только приглашение  к разговору об этом уникальном  и продуктивном методе активизации  познавательной деятельности, интересов учащихся и отработки навыков самостоятельной творческой работы. Мы предлагаем обратить на него внимание как один способов привлечения интереса детей не только к изучению истории своей Родины, но и родного  города.

     Литература и Интернет – ресурсы, рекомендуемые для подготовки виртуальных экскурсий по Коломне.

     1) Ашурков В.Н. Историческое краеведение. – М.: Просвещение.- 1980.

     2) Лазунова Н.Н., Ермолаева Л.К. Историческое образование: тенденции и перспективы. // Преподавание истории в школе. – 1999. - № 2. – С. 40-48.

    3) Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Владос, 2002.

    4) Афонасенко И. М., Ломако Е. Л. Русский провинциальный город екатерининской эпохи: Коломна во второй половине XVIII века — М., 2010.

    5) Ефремцев Г. П., Кузнецов Д. Д. Коломна — М.: Московский рабочий, 1977.

    6) Кириченко В. Ю. Коломна: история в именах — Коломна, 1993.

    7) Мазуров А. Б. Археология Коломны — М., 1994.

    8) Города Подмосковья. Кн. 3. — М.: Московский рабочий, 1981. — 736 с., ил.

    9) Электронная энциклопедия "Коломна 2003".

   10)Сайты: http://www.kolomna-kreml.ru/, www.temples.ru/tree.php?ID=1301,

     www. town- kolomna. chat. ru /HIS/, www.egorov.narod.ru/kolomna.htm,

    www.kolomna.ru, www.kolomnaonline.narod.ru


[1]  Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Владос, 2002, с 96.

[2] Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Владос, 2002, с 102

[3] Лазунова Н.Н., Ермолаева Л.К. Историческое образование: тенденции и перспективы. // Преподавание истории в школе. – 1999. - № 2. – С. 45