«Психолого-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя»
Проблема человека, познание его сущности, реальных возможностей и перспектив, должны стать стержневым компонентом образования, а образовательное учреждение - стартовой площадкой для формирования жизненного успеха, карьеры личности. Несомненным фактором карьеры, успешного жизненного самоопределения человека должно быть как физическое, так и психическое его здоровье.
Основной задачей в нашей школе стало создание здоровьесберегающей деятельности, позволяющей овладеть теорией и методами сотворчества учителя и учащихся в сохранении собственного здоровья и здоровья других, в формировании здорового образа жизни, формировании потребностей и умений учиться без потери здоровья. Комплексная программа «Здоровьсберегающая деятельность в общеобразовательном учреждении» направлена на решение наиболее важных для будущего школы проблем: достижения современного качества образования, управления инновационными процессами на основе применения образовательных технологий личностно-ориентированного характера, современных здоровьесберегающих технологий. сопровождению процесса сохранения и укрепления здоровья.
Качество обучения, здоровье и успешность учащихся напрямую зависит от личности учителя, прежде всего, от его профессионально-педагогической направленности, ценностных ориентаций, нравственных убеждений и мотивов работы. Учитель закладывает в сознание учащихся причины, а следствием будет вся жизнь. Мы понимаем, что без осуществления воздействия на собственное сознание, педагог очень часто оказывается неспособным даже к осмыслению того, что его влияние на учеников (как и других людей) обусловлено его собственными качествами, жизненной концепцией, миропониманием. Если ценностями педагога становится то, что вступает в противоречие с содержанием и направленностью образования, возникает эффект неадекватности его действий.
Педагог — активный субъект и значимый ресурс развития образования, фактор воспитания культуры здоровья ученика, формирования у него осознанного и бережного отношения к своему здоровью как базовой жизненной ценности, условию успешной самореализации. На профессиональные слагаемые здоровья учителя оказывают влияние его физическое состояние, психоэмоциональное благополучие, профессиональная среда (объем деятельности, режим работы школы, отношения с администрацией, коллегами, обучающимися и их родителями), а также образ жизни (любовь к профессии или случайный выбор, вредные привычки или здоровый образ жизни, активность или пассивность, оптимизм или пессимизм). Учителю необходимо стремиться стать носителем здорового образа жизни, управленцем развивающей деятельности школьника и самого себя, проектировщиком и конструктором условий и средств нормального развития ребёнка. А для этого, он должен обладать рядом качеств, в том числе: профессионализмом и компетентностью.
Профессиональный рост учителя — это самостоятельное (самообразование и самоуправление) и в тоже время управляемое на рациональном (осознанном) уровнях «нарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, способов анализа и деятельности, необходимых для решения разнообразных педагогических задач и ситуаций. Результаты диагностических исследований – не самоцель, а обеспечение и сопровождение педагогической деятельности, повод взглянуть на себя извне, для анализа затруднений, осмысления неудач и их причин. Рефлексия, самоанализ педагогической деятельности – источник и фундаментальный механизм развития самосознания педагога. У педагога, имеющего положительное самовосприятие, ученики всегда имеют позитивную самооценку и успехи в любой деятельности. В такой обстановке здоровье детей находятся в норме, нет отклонений и в учебно-познавательной активности. Успешный жизненный путь детей – индикатор наших (взрослых) достоинств и успехов!
Мы уверенны, что любая школа может построить свою работу так, чтобы способствовать сохранению здоровья учителя и как следствие, ученика? Кроме того, формирование готовности учителя к решению задачи сохранения и развития здоровья школьников как задачи педагогической мы понимаем как тактичную, целенаправленную, гибкую, корректную перестройку валеоценностных установок учителя; овладение им новыми профессиональными компетенциями, необходимые для сохранения и развития здоровья школьников и направленные на устранение противоречия между профессиональными ценностями традиционной системы обучения и новым содержанием образования. К ним мы отнесли знания об основах здоровья личности, способах его сохранения и развития, владение высокой коммуникативной культурой, толерантностью, технологиями личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающей деятельности. Ключевой профессиональной компетенцией мы определили отношение учителя к здоровью школьника и своему как приоритетной личностной ценности.
Анализ школьной практики показывает, что активные формы взаимодействия психолога с педагогами в группах социально-психологического тренинга, в лучшей степени способствуют: развитию психологической компетентности, профессионализма учителя, познанию своих возможностей, пониманию и решению проблем. На постоянно действующих семинарах, педсоветах, методических объединениях в результате активного взаимодействия психолога с педагогами и администрацией школы создаются возможности по-новому взглянуть на происходящие в школе события, процесс развития школы как целостной педагогической системы. Проведение психологических тренингов личностного и профессионального роста позволяет большинству учителей школы: овладеть методами психогигиены, которые способствуют восстановлению работоспособности, созданию и сохранению благоприятного психоэмоционального фона; повысить уровень коммуникативной компетентности саморегуляции в конфликтных ситуациях; выявить резервы профессионального самосовершенствования.
Психологический комфорт, хорошее самочувствие и работоспособность, учебно-познавательная активность и удовлетворённость процессом познания на уроке, темп роста учащихся – обратная связь для учителя, мерило его профессионализма, насколько он успешно учитывает индивидуальные психофизиологические особенности и возможности обучающихся, использует здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе.
Система сложившейся работы в школе, достаточно результативна. Мы говорим об этом с уверенностью, так как улучшаются следующие, например, показатели: рост таких способов поведения в конфликтных ситуациях, как сотрудничество и снижение соперничества в группах: учитель-ученик, учитель – учитель, учитель – администрация; положительная динамика в смене деструктивных конфликтов на конструктивные, в психологическом комфорте учащихся на уроке и коммуникативной толерантности педагога; наращивание результатов организационного, инновационного и коммуникативного потенциала администрации, повышение авторитета административной команды и учителей ОУ среди родителей; уровень удовлетворённости родителей жизнедеятельностью школы по вопросам здоровьясбережения и социализации школьников - выше среднего.
Использованная литература:
1.Психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки учителей в современных условиях. – Межвузовский сборник научных статей. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2008. – 230 с.
2.Голова, В. Воспитание педагогической толерантности [Текст] / В. Голова // Учитель. – 2004. - № 4.- С. 79-80.