Самоуправление успехом
Перед современным человеком стоит множество проблем, решить которые он не может простым накоплением суммы знаний, умений, норм поведения. Успешно жить он может, только самоопределяясь в культуре, в жизни – такова логика образования сегодня. В.М. Розин справедливо отмечает, что «для развивающегося человека культура – непосредственного форма существования и основание для самоопределения, для сознательного делания себя». На современном рынке труда востребована личность самостоятельная и инициативная, самостоятельная, легко адаптирующаяся к изменяющимся условиям, способная учиться, развиваться, самосовершенствоваться и творчески относиться к любому делу. Такие качества личности возможно развить только в результате самопознания, самоопределения, самоуправления, саморазвития и самореализации. Проблема человека, познание его сущности, реальных возможностей и перспектив, должны стать стержневым компонентом образования. Непрерывность и постоянность развития человека должна быть обеспечена на всех этапах его жизни созданием условий, возможностей и механизмов САМОопределения, САМОразвития и САМОрегуляции.
Желание достичь успеха в жизни представляет собой обычное состояние человека, имеет своеобразный биологический смысл. В каждом заложен инстинкт успеха, стремление заботиться о своей жизни и её улучшать. Но без собственных усилий и упорного труда, развитие и становление личности невозможно. Понятие успеха всегда индивидуально и субъективно. Человек реализует себя как личность в той степени, в которой он сумеет на протяжении своей жизни сохранить и развить данную от природы уникальность. В каждом из нас скрыты огромные потенциальные возможности развития. Кроме того, человек создаёт себя сам и реализует себя настолько, насколько способен выходить за пределы собственного «Я» и мыслить категориями успеха. Ощущение успеха вызывают, прежде всего, оптимистические идеи, мысли, взгляды, которые человек сознательно может сам генерировать и систематически развивать, независимо от окружающих условий. Оптимистически настроенные люди, как правило, преуспевают в жизни значительно чаще, чем пессимисты.
Образовательное учреждение является стартовой площадкой для формирования жизненного пути ребёнка. Успешный жизненный путь – длительное по времени, но максимальное достижение целей образования, развития, воспитания для успешной самореализации, социальной востребованности и личной удовлетворённости. Если воспитывать и образовывать – это учить жизни, помогать, растущему человеку самоопределиться в ней, то учитель не может, не имеет права сам быть неуспешным, жить стихийно, не работая над собой. «Воспитывать других человек может только через себя» - утверждал Л.Н. Толстой.
Сознание – это весьма мощный инструмент, который даёт нам результаты не в соответствии с фактами, а в соответствии с нашей верой, ожиданиями. Всё, что мы постигаем в нашем окружении, является внешним результатом внутренней причины. Наш опыт работы показывает, что без осуществления воздействия на собственное сознание взрослый человек очень часто оказывается неспособным даже к пониманию того, что его влияние на учеников (как и других людей) обусловлено его собственными качествами, жизненной концепцией, миропониманием.
Совершенствование человека как самоорганизующейся и самопрограммирующейся личности возможно только при одном условии – развитии её самосознания (знания человека о самом себе и своих возможностях). Учитель с низким уровнем самосознания убеждён в отсутствии интереса к своему предмету и поэтому слабых знаниях учеников. Учитель с развитым самосознанием и позитивным отношением к себе и миру, а значит, и к детям, всегда прислушивается к суждениям обучающихся, своих коллег, осознаёт причины их психологического дискомфорта и неуспешности. И стремится, прежде всего, изменить что-то в себе, переосмыслить своё поведение и отношение к учащимся, совершенствовать стиль взаимоотношений, наметить пути к достижению успеха в совместной деятельности. У учителя, имеющего положительное самовосприятие, ученики всегда имеют позитивную самооценку и успехи в любой деятельности. Успешный жизненный путь детей – индикатор наших (взрослых) достоинств и успехов!
Важно помочь подрастающему поколению понять свои способности, возможности самостоятельного влияния на собственное будущее, продвинуться им в плане своего личностного развития, правильно ориентироваться в любых обстоятельствах, быть внимательными ко всяким признакам изменений в себе, окружающих людях и самой жизни, не только адаптироваться к окружающим условиям, но менять себя, своё отношение к внешним условиям и условия, которые его не удовлетворяют, умело прогнозировать будущее. Осознание человеком не только цели, но и реальности её осуществления рассматривается как перспектива личности.
Внутренний мир должен стать для человека таким же важным, как мир, в котором он живёт и действует. Время, потраченное на самопознание своих способностей и лучших качеств человеческой души, на саморазвитие, самоуправление и самоактуализацию, обязательно окупится хорошим самочувствием и высокой работоспособностью на долгие годы жизни. Понимание себя, поиск и нахождение своего места в сегодняшней жизни делают реальным и осмысленным поиск своего будущего – необходимое условие успешной жизни.