УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.

 

Введение

Становление информационного общества приводит к трансформации образования. Востребованным становится образование, которое позволяет человеку уверенно войти в мир информации, ее поиска, анализа и интерпретации. Нормативно-правовые  акты Российской Федерации в области образования (Федеральный закон «Об  образовании», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего среднего образования, «Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года») пронизаны идеей формирования высокой информационной культуры нашего общества. Школе как важнейшему социальному институту становления личности поставлена задача - создать условия для формирования у школьников умения работать с информацией.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального и общего среднего образования каждое направление универсальных учебных действий предусматривает наличие умения работы с информацией.  Умение работать с информацией относится к общеучебным умениям, носит универсальный характер, что позволяет школьникам решать различные познавательные и жизненно важные задачи. Это отражено в соответствующих классификациях, предложенных рядом авторов (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, А.В. Усова,Т.И. Шамова, Н.А. Лошкарева, С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко, А.Н. Тубельский, Л.М. Перминова и др.).

Анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что умение работать с информацией является общеучебным умением, сложным по своей  структуре, представляет совокупность взаимосвязанных компонентов (частных умений), которые своим содержанием конкретизируют умение работы с информацией.

Компонентами умения работать с информацией выступают:

·         поиск информации (ориентирование в предметной области для функционального поиска, поиск объекта по известному названию, отбор релевантной информации);

·         анализ информации (определение главного и существенного, выделение смысловых частей, выявление причинно-следственных связей в информации);

·          интерпретация информации (объяснение связей и зависимостей, выявленных в информации);

·          переформатирование информации (перевод информации из одного вида представления в другой);

·         обобщение информации (формулирование выводов на основе проведенного анализа информации);

·          создание информации (создание информационных продуктов на бумажных и электронных носителях);

·          создание электронных презентаций);

 

Процесс формирования умения работать с информацией будет успешным, если:

- общее умение работы с информацией представляет систему, взаимосвязанными компонентами которой являются частные умения: поиск, переработка, создание, представление, хранение и передача информации;

- в образовательном процессе реализуется технология формирования умения работы с информацией, обеспечивающая поступательное продвижение учащихся в освоении соответствующих способов деятельности по этапам:  формирование первоначального умения на уровне знания способа действия,  безошибочное выполнение действия по образцу, применение умения в сходных ситуациях, применение умения в новой ситуации на основе самостоятельного определения цели, мотивированного выбора способов и средств ее достижения при работе в одной образовательной области с последующим переносом умения

в другие образовательные области;

- освоение способов деятельности при работе с информацией осуществляется при активном взаимодействии учащихся с различными источниками информации и носителями актуального социокультурного опыта с учетом особенностей деятельности учащихся на разных этапах познания.

 

Теоретические аспекты использования приемов педагогической техники на разных этапах урока.

1.     Синквейн.

В предложенном тексте найти ключевые слова, слова-определения. Составить для найденных слов синквейны по правилу:

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

 

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Возможна работа в группах, затем представление своего синквейна.

Этот  прием  позволяет развивать умение резюмировать  информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Это требует вдумчивой рефлексии, основанном на богатом понятийном аппарате.

 

2.     Соотношение.

 

Воспользуйтесь  текстом  учебника и подберите к каждой дате, указанной в левой колонке, соответствующее событие в правой колонке (соедините стрелками).

ДАТА                                                                                              Событие

 

V-IV тысячелетия до н.э.

I-II тысячелетия до н.э.

Середина XVI века

Появление алфавитного письма в Финикии

Начало книгопечатания в России

Изобретение технологии изготовления бумаги в  Китае

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                                     

и т.д.

 

3.     Составь правильное предложение.

 

Даны фрагменты текстов из разделов учебника. Каждое предложение состоит из двух разных предложений. Найдите с помощью текстов учебника границы этих фрагментов в каждом предложении и исправьте их.

Например:

А) Программа- компилятор (от слова compile –составлять, собирать) обрабатывает команды,

     вводимые  пользователем, и организует исполнение программ.

       Б) Программа- компилятор (от слова compile –составлять, собирать) обрабатывает команды,

            вводимые   пользователем, и организует исполнение программ.

 

Необходимо найти правильное окончание  в первом предложении и начало во втором.

4.     Разведение объектов схемы

 

Из рассматриваемой в тексте учебника классификации или схемы развести объекты в таблице.

Например:

 В разделе учебника «Офисная технология и информационные системы» приведена схема «Компьютерная технология в офисе», объединяющая аппаратуру, программное обеспечение, файлы и многое другое. Разведите приведенные в схеме объекты по разным столбцам таблицы.

 

Программно-аппаратное обеспечение офиса

Объекты, внешние по отношению к программно- аппаратному обеспечению офиса

 

Приложения (прикладные программы)

Файлы

Аппаратура

 

 

 

 

 

 Работа ведется в группах, причем, каждая группа заполняет свой столбец. В результате заполняется вся таблица.

 

5.     Метод пропущенных слов.

 

В приведенных фрагментах текста пропущены слова (ограниченное количество). Найдите их в тексте учебника и впишите.

 Например: в  фрагментах текста пропущены слова вещество, энергия, информация.

Даны фрагменты:

А) В результате реакции анаболизма, протекающих с потреблением…., образуются сложные органические….. из более простых.

Б) Для живых организмов  характерна способность передавать признаки и свойства в неизменённом виде и из поколения в поколение с помощью носителей…… - молекул РНК или ДНК.

и т.д.

 

6.     Путаница.

 

              В приведенных фрагментах текста перепутаны  слова.  Исправить ошибки.

Например: перепутаны слова вещество, энергия, информация.

А) Перед человечеством уже сегодня встает задача освоения неисчерпаемых источников информации.

    В течение следующего века начнется переход к другим источникам  информации, после чего 

    человечество твердо встанет на путь создания неисчерпаемой системы снабжения информацией.

Б) Все уровни организации  энергии объединяет общее свойство - масса. Именно масса придает

     каждому из уровней статус  энергии.

В) Смогут ли гигантские турбины и подводные пропеллеры, напоминающие ветряные мельницы, генерировать электричество, извлекая вещество из  течений и волн?

 

 

 

 

 

Заключение

 

Работа с информацией и средствами сегодня становится главным содержанием профессиональной деятельности в информационном обществе, необходимым компонентом информационной культуры. Целью обучения является не только получение той или иной информации, но и формирование информационной культуры как части интеллектуальных умений. Роль преподавателя тесно связана с ее формированием. Только в том случае, если преподаватель даст ученику многообразные и обширные знания, обучит информационным умениям, человек будет готов продолжить образование, а, следовательно, и профессионально определиться в жизни. Информационная культура является важнейшей составляющей образовательного потенциала информационно-технологического пространства.

 

 

Литература

1.      Андреев В.И. Педагогика: учебное пособие/ В.И.Андреев.- Казань: Наука,2000

2.      Гин А.А. Приемы педагогической техники/ А.А.Гин.- Гомель,1999

3.      Основы педагогического мастерства/ Под ред. И.А.Зязюна.- М.: Прсвещение,1989