Как сделать класс управляемым

Сырова Ирина Васильевна

 

Как сделать класс управляемым?      

 «Перед уроком -"минута общения", открытая доброжелательная манера общения задает положительные эмоции ...»

 

Никогда не начинать урок, если класс не готов к нему (на парте - тетрадь, учебник, дневник, пенал и т. д.) или класс шумит.

 

Дневник - средство общения с семьей.

 

Идем вместе домой после урока, если есть необходимость, «напрашиваюсь на чай».

 

Как театр начинается с гардероба, так и урок начинается еще до звонка. Две ситуации: первая - раздается звонок на урок, учителя нет на месте, класс предоставлен сам себе, шумит и радуется жизни, потом вбегает запыхавшаяся Мария Ивановна и с ходу начинает тренировать голосовые связки ... Вторая ситуация: за несколько минут до урока учитель уже в классе, под его наблюдением дети готовятся к уроку, происходит живое, непосредственное общение, и только по звонку: «Встали все. Здравствуйте. Садитесь. Начинаем урок». Если «минута общения» - это нечто часто повторяющееся, то условно ее можно назвать ритуалом. Наличие ритуала вхождения в урок - это очень ценное приобретение. Ритуалы могут быть очень разные, скажем, если вы работаете за кабинетной системе, то при входе в помещение приучите пропускать вперед девушек или включите музыку на одну минуту, пока дети готовятся к уроку, и т. д.

 

  • «Никогда не начинать урок, если класс не готов к нему (на парте - тетрадь, учебник, дневник, пенал и т. д.) или класс шумит» - высказывание из сборника золотых правил для учителя. Это надо соблюдать всегда и во всех ситуациях».

 

«Привлечь внимание к теме урока, заинтересовать разными приемами работы. Индивидуальные беседы с потенциальными нарушителями. Традиционный прием: нарушитель стоит в углу или у стола. Не кричать (хотя не всегда удается)».

 

Просматривается «дрессировщик». Единственное, что не очень понятно, - как определить «потенциального» нарушителя? А как же презумпция невиновности?

 

«Продумать все этапы урока. Учеников надо "влюбить в себя". Здесь все важно: и внешность, но особенно профессионализм учителя, дикция, артистизм, выразительность подачи материала».

 

Без комментариев. Явное преимущество в поведенческой роли учителя составляющей «клоун». Если для учителя этого достаточно - то это прекрасно.

 

«Заинтересовать учеников, вовлечь в дискуссию, поменяться ролями (учитель - ученик), не кричать (реакция на интонацию), идти к детям с добром, они это почувствуют и поймут».

 

Поменяться ролями с учеником, если это спонтанное решение (как ответ на конкретную ситуацию) - это интересный вариант, главное, чтобы этот прием не помешал проведению урока.

 

  • «Предложить громкому ученику роль учителя, и доверить провести часть урока (проверку домашнего задания или самостоятельную работу)».

 

Это логическое продолжение предыдущей заметки. Хорошо, если все получилось у ученика, в противоположной ситуации можно подыграть и акцентировать внимание на этом. «Как ваше отчество? Сергеевич! Очень приятно. А что это, любезный Александр Сергеевич, у вас такая непослушание в классе, неуважительное отношение к педагогу, коллега? Наведите порядок на уроке! А что, вам нечего спросить по домашнему заданию? "Класс начинает улыбаться над неудачным« педагогом », тот прошмыгивая за парту и не высовывает нос до конца урока.

 

  • «Всегда быть готовым к уроку, иметь в запасе дополнительные задания для тех, кто не любит работать, и любить, любить. На любовь дети отвечают тем же».

 

Дополнительные задачи - это индивидуальный подход, как правило, это всегда срабатывает. Дети, которые мешают проведению урока, очень часто ищут элементарного внимания (или со стороны учителя, или со стороны одноклассников), поэтому дайте им это!

 

  • «Чтобы класс был управляемым, необходимо, чтобы тема урока была им интересна и доступна. Нетрадиционное начало урока настроит детей на активную работу. Обсуждаемый на уроках литературы материал надо связать с жизнью. Большую роль играет авторитет учителя. Обычно я работаю с детьми с 5 класса. Если я им интересна как учитель и как человек, то, как правило, проблем не возникает. Потом мы уже хорошо знаем друг друга. Я считаю, что на уроке литературы абсолютная тишина - признак неприятия, отторжения, безразличия. Должно быть так называемый рабочий шум».

 

  • «Часто одни и те же ученики опаздывают на уроки. Чтобы их отучить от такой привычки, останавливаю, ставлю три вопроса, чтобы Я оценила ответ, и это заставляет приходить вовремя.

 

  • Если сильно шумят, стою и жду, когда они обратят на меня внимание. Часто задаю такой вопрос двум ученикам, разговаривают во время объяснения: «Я вам не мешаю?" Дети теряются, отвечают: «Нет», а я им говорю: «А вот вы мешаете не только мне, но и другим». Если долго разговаривают, я им говорю: «Иди к столу, объясняй, а я буду слушать твое объяснение и очень внимательно».

Опоздание - это не очень приятный момент, обычно сбивает класс с рабочего настроения. Пара вариаций на тему опозданий:

 

  • «Дети любят опаздывать. Они отвечали домашнее задание у двери и за каждый правильный ответ делали шаг в направление своей парты, а некоторые (не готовые к уроку) продолжали стоять. Вскоре опоздания прекратились».

 

«Я работала в школе первый год и мне сразу дали 10-е классы. Занятия проводились по парам. Первая пара превращалась в испытание от патологических опозданий. Звонок на урок - в классе 5-6 учеников из 30. Первые сорок пять минут дверь в класс не закрывалась, десятиклассники приходили не торопясь. После двух первых недель занятий стала делать так - не прекращая вести урок, знаком давала понять, что все, кто опоздал, садятся на пустой ряд. Как только начинался второй урок пары, для опоздавших я проводила тест на знание домашнего параграфа. Вопрос составляла таким образом, чтобы учесть все детали текста. Сразу их проверяла (это было легко, потому что мало кто отвечал правильно) и выставляла в журнал оценку за домашнее задание. Когда десятиклассники поняли эту систему, опоздания прекратились немедленно».

 

  • «Иногда, когда дети шумят и не дают начать урок, я включаю музыку и даю возможность удивиться (почему учитель так делает) или начинаю говорить тихо.

 

Во время урока обязательно обращаюсь к непосредственному жизненному опыту учащихся: «Ты специалист в ... помоги мне подготовить класс к уроку (отремонтировать парту, вымыть доску, расставить красиво парты)». Если ученик «не поддается», после урока прошу помочь мне отнести книги в учительскую, завязываю разговор, пытаюсь найти его слабые места, узнать об увлечениях, домашнюю ситуацию, таким образом ищу сферу влияния».

 

Идея сама по себе хороша, но, может, всё-таки не стоит двигать парты во время урока, а то урок уступит место «филиалу мебельного магазина».

 

  • «Учитель должен хорошо владеть фактическим материалом, идеально быть готовым к уроку ("Кто четко мыслит, тот четко излагает"). Продумать индивидуальные задания для "галерки", похвалить, поощрить учеников. Разнообразить методику проведения урока. Учитель, зайдя к детям в класс, должен всего себя отдать уроку, "не витать в облаках ", не думать о чем-то своем, все сознание направить на общение с детьми. Быть требовательным и строгим, но максимально справедливым, честным и объективным. Не заискивать перед детьми, не заводить любимчиков».

 

«Не витать в облаках» - это и есть проявление мобилизации.

 

«Управляемый тот класс, в котором учителя уважают. Это касается и проведения урока учителем, и отношений Учитель - Ученик, и манеры поведения и разговора учителя, и даже внешний вид. Учитель - это женщина, и ученики (особенно мальчики, а именно они чаще нарушают дисциплину) должны это чувствовать, и тогда они не только сами не будут мешать, но и успокоят сидящего рядом, чтобы в глазах учителя (мягкой, приятной женщины) выглядеть старше - мужчиной. Так что пользуйтесь своим обаянием и маленькими женскими хитростями».

 

Без комментариев.

 

  • «Чтобы класс был управляемым, необходимо прежде увлечь детей уроком, заинтересовать их. При этом использовать дополнительный материал (интересные вырезки из газет, иллюстрации и др.) При этом дети должны четко придерживаться требований, которые учитель выдвигает на уроке».

 

Правила! И еще раз правила!

 

«Поддерживать контакт с родителями, информировать их о поведении ребенка. Дать ученику индивидуальное задание на урок».

 

Иногда, действительно, учителю-предметнику приходится «держать ... и информировать ...», но это крайний случай, надо уметь справляться с ситуацией самостоятельно, а частое обращение за помощью со стороны родителей, администрации школы и т. д. - это проявление бессилия, что, кстати, не вызывает уважения.

 

«Показать детям, что учитель "главный"- видом, поведением, тоном».

 

«Попробуйте выделить в классе лидеров и, пользуясь их авторитетом, управлять классом.

 

Никогда не отступать от своих слов, то есть если ты попросил ученика принести дневник, добейся этого, даже если для этого нужно будет остановить урок.

 

В младших классах (5-6) не поддаваться уговоры: "Я больше не буду, пожалуйста, не ставьте плохую оценку".

 

Никогда не переходить на личности, оскорбление ученика недопустимо. Если в классе шумно, я обычно умолкаю и жду, когда они успокоятся».

 

«Зайти в класс с улыбкой. Начинать каждый урок по-новому. Заинтересовать своим предметом. Внедрять педагогику сотрудничества. Пойти с детьми в поход».

 

«Чтобы класс был управляемым, для этого надо отлично знать свой предмет. Быть сдержанным и лояльным, уважительно относиться к детям. Быть строгим, но справедливым. Разнообразить формы и методы урока. Привлечь на свою сторону нарушителей дисциплины».

 

 

Выводы

 

1. Урок должен быть тщательно подготовлен. Интересным по содержанию, разнообразным по форме проведения, насыщенным.

 

2. Физическая и психологическая мобилизация учителя, его внутренняя готовность к уроку. Гармоничное сочетание роли «дрессировщика», «клоуна» и «рабочей лошадки».

 

3. Готовность к индивидуальной работе (наличие задач, карт и др.) с учениками, которые в этом нуждаются.

 

4. Педагогика сотрудничества. Относитесь к ученикам так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам. Учителя уважают, если он уважает учеников.