Гармоничное развитие ребенка.

Малярчук Елена Владимировна

В статье отражены основные момента для гармоничного развития ребенка в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.

 Кто из нас не был ребенком? Кто не хотел скорее вырасти? Кто не возмущался  непониманием родителями? Кто не доказывал, что он уже большой своим папе и маме? Кто не отстаивал свое право на личное мнение? 

  Почему-то, когда мы сами становимся родителями, мы забываем, или частично помним, те моменты, когда от бессилия перед воспитательными методами отцов своих не хотелось жить. Такие сильные эмоции носят накопительный характер и суммируются постепенно, внезапно находя выход в виде нервных срывов и истерик. Вчера, допустим, у ребенка грубо отобрали поднятую с земли палку. Сегодня – резко прервали игру с любимым мишкой, усадив за стол. А завтра – не дав досмотреть мультфильм, получили протест в виде ручья слез, оглушительного крика и битья ногами по полу (я один раз даже наблюдала, вдобавок к этому, плевок четырехлетней девочки маме в лицо).

  Как бы хотелось, чтоб наши дети росли полноценными личностями и были здоровы в психическом плане! Условия для гармоничного психического развития ребенка так просты, почти банальны:

  • Воспринимаем ребенка на равных.
  • Уважаем ребенка.
  • Предоставляем свободу.
  • Любим  безусловно.

 Если рассмотреть, что значит каждый пункт, получается:

  • Воспринимаем ребенка на равных. Это вовсе не значит, что 3х месячный малыш взрослый только ростом мал. Я здесь о том, что желательно учить ребенка, как друга, личным примером. И, конечно же, учиться самому у него. Не должно удивлять, что у 2х-летнего можно чему-то научиться, сколько тут искренности чувств, исследовательского пыла, упорства в достижении желаемого и многого другого чего полезного, дефицитного для многих взрослых. Ведь учимся мы у своих друзей, учим их одновременно. Но, согласитесь, тяжело общаться с другом, который относится к нам не на равных. А если такое общение постоянно и необходимо, можно заработать себе не слабый невроз.

 Один из важных моментов здесь – не приписывать ребенку качества взрослого. Младенцы, например, не умеют манипулировать и делать что-то специально, дети 1-3х летнего возраста не умеют врать и строить интриги, придумывать что-то. Важно помнить, что ребенок живет эмоциями здесь и сейчас. Наше задача помочь приобрести самоконтроль и воспитать самосознание.

  • Уважаем. Уважать, помимо того, что мы сами подразумеваем под этим понятием, я имею в виду чувства и желания. Люди – не роботы, и кушать точно по расписанию, ложиться спать в одно и то же время и пр. не под силу никому.  Представьте ситуацию, читаете книгу, к вам подходят, забирают книгу, одевают и выводят на улицу гулять (кладут спать, моют, начинают кормить, суют в руки карандаши, что угодно). Не очень хорошо да? А что ребенку? Без меня, меня женили получается… Предоставляйте выбор!

 Здесь знать и учитывать, что очень маленькие дети не могут сделать выбор в силу слабо развитой нервной системы. Им хочется все сразу и побольше. Наша помощь им будет кстати, только в демократичной форме, с их разрешения. Можно иногда использовать прием выбор без выбора («Ты пойдешь кушать сейчас или когда закончится мультфильм?»).

  • Свобода. Этот пункт продолжение предыдущего по сути. Плюс еще свобода  в деятельности. Задача родителей обеспечить безопасность окружающего пространства, научить бытовым действиям. Очень важно сохранить и приумножить природное любопытство, которое впоследствии вытекает в познавательную деятельность и развивает интеллект.

О любви к детям (4 пункт) будет следующая статья.

Всегда рада быть полезной для вас!