Экологическое обучение и воспитание школьников через научно-исследовательскую деятельность

Стреколовская Нина Николаевна

Экологическое обучение и воспитание школьников через научно-исследовательскую деятельность

Стреколовская Нина Николаевна, учитель МБОУ СОШ №5 г.Саяногорска РХ.

       Природа и воспитание подобны,  воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создаёт ему вторую природу – Демокрит.

     Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Чрезвычайно низкая экологическая культура нации, пробелы в экологическом образовании, удручающая некомпетентность многих работников всех рангов, по вине которых случаются аварии на газо- и нефтепроводах, не работают, а то и вовсе отсутствуют очистные сооружения, вырубаются и горят леса, вредные вещества попадают в землю, воду и атмосферу… Загрязнение окружающей среды, оскудение природных богатств - ставят перед обществом огромные задачи. Для их решения необходимо развитие  экологического   воспитания  населения, ведение деятельности по формированию учащихся бережного отношения к природе. Сегодня как никогда повышается значение  экологических  знаний, так как они необходимы не только для конкретной личности, но и для человечества в целом, для сохранения жизни  на  Земле. В этих условиях особое значение приобретает школа, которая призвана дать подрастающему поколению, начиная с младших классов, хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека, повысить  экологическую грамотность учащихся, вооружить их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов. Экологическое   воспитание  будет эффективным в том случае, когда школьникам не просто передаются те или иные знания, формируются отдельные теоретические, оценочные и практические умения  экологического  характера, а с помощью целостной системы педагогических технологий воссоздается модель  экологически  целесообразного взаимодействия человека и общества с природой.  Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Решение задач, стоящих перед учителем, осуществимо при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы

В письме Министерства образования от 02.04.2002 № 13-51-28\19 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении” учителям предлагается переосмыслить используемые ими методы, приёмы, образовательные технологии и отобрать самые эффективные, способствующие решению поставленных задач. Особое внимание привлекает следующее положение: «Организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время содействует эффективному решению воспитательных задач…» Экологическое воспитание и образование имеют смысл тогда, когда дети начинают участвовать в научно-практических работах или проектах экологического направления. Использование научно-исследовательской деятельности по экологическому воспитанию  позволяет учащимся продуктивно усваивать знания, научиться их анализировать, обобщать, интегрировать, сделать их более практико-ориентированными. Научно-исследовательская деятельность на основе компьютерных технологий помогает  разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению природы, её законов развития. Республика Хакасия – в которой мы живём, расположена в зоне тайги и степей. У нас самая разнообразная флора и фауна. Места богаты историческими, этнографическими памятниками и интересны географическим расположением. Флора и фауна позволяют осуществлять с детьми научно-исследовательскую  экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой, и цель учителя - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею и вырастить добрых  друзей природы. Для этого надо, чтобы мы, взрослые, любили Её и прививали эту любовь детям.

  В течение нескольких лет я провожу научно-исследовательскую деятельность с детьми. Научно-исследовательская деятельность, связанная с изучением естественных наук, природы – обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы нравственно-экологического воспитания. Напряженная работа учителя с использованием научно-исследовательской деятельности учащихся дает свои результаты – как итог -  научно-исследовательские работы ребят занимают призовые места на городском и республиканском уровнях. При выполнении таких работ как:

 « Тип почвы  - как один из факторов распределения растений», « Изучение отношения к курению школьников и вредного воздействия табачной продукции на живые организмы»,  «Оценка экологического состояния образцов почвы окрестностей г.Саяногорска по кислотности солевой вытяжки», «Изучение проблемы распространения ВИЧ-инфекции и толерантного отношения к ВИЧ- инфицированным методом тематического дифференциала»,  «Почва как фактор парникового эффекта»,   «Изучение проблемы загрязнения окружающей среды  автомобильным транспортом дворовой территории города Саяногорска» - ребята повышают экологическую грамотность , бережное отношение к природе и своему здоровью.  Учащиеся становятся более грамотными, более самостоятельными, они смелее и решительнее заявляют о себе, свободнее реализуют свои возможности. Мы – взрослые, в большинстве своём уже поняли, что уничтожать природу – это всё равно, что рубить собственные корни. Наша задача – донести до ума и сердца каждого ребёнка, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека. Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля – вот главное в нашей работе.

Литература:

  1. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. «Нравственно-экологическое воспитание школьников» М.: 2007г.
  2. Татьянкин Б.А. «Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе» М.: 2007г.
  3. Тяглова Е.В. «Исследовательская и проектная деятельность по биологии» М.: 2010г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание школьников через научно-исследовательскую деятельность

Стреколовская Нина Николаевна, учитель МБОУ СОШ №5 г.Саяногорска РХ.

       Природа и воспитание подобны,  воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создаёт ему вторую природу – Демокрит.

     Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Чрезвычайно низкая экологическая культура нации, пробелы в экологическом образовании, удручающая некомпетентность многих работников всех рангов, по вине которых случаются аварии на газо- и нефтепроводах, не работают, а то и вовсе отсутствуют очистные сооружения, вырубаются и горят леса, вредные вещества попадают в землю, воду и атмосферу… Загрязнение окружающей среды, оскудение природных богатств - ставят перед обществом огромные задачи. Для их решения необходимо развитие  экологического   воспитания  населения, ведение деятельности по формированию учащихся бережного отношения к природе. Сегодня как никогда повышается значение  экологических  знаний, так как они необходимы не только для конкретной личности, но и для человечества в целом, для сохранения жизни  на  Земле. В этих условиях особое значение приобретает школа, которая призвана дать подрастающему поколению, начиная с младших классов, хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека, повысить  экологическую грамотность учащихся, вооружить их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов. Экологическое   воспитание  будет эффективным в том случае, когда школьникам не просто передаются те или иные знания, формируются отдельные теоретические, оценочные и практические умения  экологического  характера, а с помощью целостной системы педагогических технологий воссоздается модель  экологически  целесообразного взаимодействия человека и общества с природой.  Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Решение задач, стоящих перед учителем, осуществимо при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы

В письме Министерства образования от 02.04.2002 № 13-51-28\19 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении” учителям предлагается переосмыслить используемые ими методы, приёмы, образовательные технологии и отобрать самые эффективные, способствующие решению поставленных задач. Особое внимание привлекает следующее положение: «Организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время содействует эффективному решению воспитательных задач…» Экологическое воспитание и образование имеют смысл тогда, когда дети начинают участвовать в научно-практических работах или проектах экологического направления. Использование научно-исследовательской деятельности по экологическому воспитанию  позволяет учащимся продуктивно усваивать знания, научиться их анализировать, обобщать, интегрировать, сделать их более практико-ориентированными. Научно-исследовательская деятельность на основе компьютерных технологий помогает  разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению природы, её законов развития. Республика Хакасия – в которой мы живём, расположена в зоне тайги и степей. У нас самая разнообразная флора и фауна. Места богаты историческими, этнографическими памятниками и интересны географическим расположением. Флора и фауна позволяют осуществлять с детьми научно-исследовательскую  экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой, и цель учителя - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею и вырастить добрых  друзей природы. Для этого надо, чтобы мы, взрослые, любили Её и прививали эту любовь детям.

  В течение нескольких лет я провожу научно-исследовательскую деятельность с детьми. Научно-исследовательская деятельность, связанная с изучением естественных наук, природы – обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы нравственно-экологического воспитания. Напряженная работа учителя с использованием научно-исследовательской деятельности учащихся дает свои результаты – как итог -  научно-исследовательские работы ребят занимают призовые места на городском и республиканском уровнях. При выполнении таких работ как:

 « Тип почвы  - как один из факторов распределения растений», « Изучение отношения к курению школьников и вредного воздействия табачной продукции на живые организмы»,  «Оценка экологического состояния образцов почвы окрестностей г.Саяногорска по кислотности солевой вытяжки», «Изучение проблемы распространения ВИЧ-инфекции и толерантного отношения к ВИЧ- инфицированным методом тематического дифференциала»,  «Почва как фактор парникового эффекта»,   «Изучение проблемы загрязнения окружающей среды  автомобильным транспортом дворовой территории города Саяногорска» - ребята повышают экологическую грамотность , бережное отношение к природе и своему здоровью.  Учащиеся становятся более грамотными, более самостоятельными, они смелее и решительнее заявляют о себе, свободнее реализуют свои возможности. Мы – взрослые, в большинстве своём уже поняли, что уничтожать природу – это всё равно, что рубить собственные корни. Наша задача – донести до ума и сердца каждого ребёнка, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека. Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля – вот главное в нашей работе.

Литература:

  1. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. «Нравственно-экологическое воспитание школьников» М.: 2007г.
  2. Татьянкин Б.А. «Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе» М.: 2007г.
  3. Тяглова Е.В. «Исследовательская и проектная деятельность по биологии» М.: 2010г.