Пять "+" учительской профессии.

Мутыгулина Оксана Валерьевна

                                          

                                                                  О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

                                                                   А счастье всюду…

                                                                                                           И. Бунин

 Меня всегда «удивляет», что наши ученики считают профессию «учитель» никчёмной, по их мнению, её можно выбрать только при условии, что престижный ВУЗ не потянешь: « Не поступлю – пойду в пед…» Значит,  в этот самый пед.  идут от безысходности? Какие тогда учителя должны работать в сегодняшних школах? И что мы хотим от современного образования?..

 А ведь  « учительство не ремесло - искусство! Важней в нём, чем указка и доска простые человеческие чувства…», в 21 веке отказались от указок и в прошлое уходят меловые доски, но чувства человеческие никто не отменял… Мы  желаем хороших учителей для своих любимых чад, а откуда им взяться, если мы же с Вами считаем, что в школе делать нечего?... О минусах учительской профессии знают все, думают, что знают! А о плюсах? Давайте поговорим  о плюсах…

Итак, 5 «+» учительской профессии (высказывать прозаическим  языком собственные мысли несложно, а чувства? А чувства, пожалуй, да…Я  знаю, что такое «эссе», но позволю себе перемежать прозу и поэзию , потому что  « поэ-зия есть лучшие слова в лучшем порядке»).

          Первый «+».  У учителя нет свободного времени.  Вы думаете, эти слова произнесены мной с печальным вздохом? Нет! С радостным выдохом! Я ничуть не жалею о том, что будучи « птенцом гнезда» Восьмой  ( намеренно пишу с большой буквы ) совершенно случайно  поступила в педагогический. Конечно, я реально оценивала свои скромные воспитательные возможности, но любовь к Литературе перехлестнула все вышесказанное – и я твёрдо решила заниматься филологией не для того, чтобы стать учителем, а для того, чтобы продолжить прикасаться к Душе Человеческой через произведения классиков. И прикасаюсь вот уже 22 года! Вот уже 22 года  у меня нет свободного времени! Первый урок, второй, третий…- понедельник, вторник…суббота, снова понедельник, первый урок, второй, третий…, листочки за окнами - скоро экзамены…И снова сентябрь…первый урок…- учителя и ученики живут по особому времени – у них своё летоисчисление. 

                                    От школы невозможно отдохнуть,

                                    Она во сне тебя не отпускает,

                                    Всё в спешке – и назад не повернуть,

                                    Мы даже постареть не успеваем!

«+» Второй. Учителя не стареют. «Исходя из плюса первого, у них нет на это времени»,- иронично заметите Вы. Но причина не только в этом. Помните своё детство? То время, когда и хлеб был с хрустящей корочкой, и друзья моложе, и  вы ещё умели удивляться? Забыли? А я нет! Потому что рядом со мной Они, переживающие прекрасную пору взросления. У учителя есть возможность всегда возвращаться в детство: в очередной раз взрослеть  со своими учениками, переживать неудачи, влюбляться с девчонками, озорничать с мальчишками – и быть счастливыми, как в детстве…

Это совсем не означает, что учителя впадают в детство, они просто помнят, как это быть подростком…

                                       Сменяет поколенье поколенье,

                                       Но я всегда в кругу своих детей,

                                       Продлись, продлись, счастливое мгновенье,

                                       На бесконечно много школьных дней!

        «+» Третий. Учителя – счастливые люди. Счастье в том, что ты нужен людям. Я осознаю, что всего на 7 лет, но ведь нужна! Решила подсчитать, скольких учеников  обучила за эти годы. Оказалось, около семисот. Наверное, это здорово, что семьсот человек умеют грамотно писать (гипербола) и  отличают ямб от хорея (гротеск). А если и нет, то  смею надеяться, что мои уроки это не просто ликбез по русскому и литературе. Я учила своих учеников быть Людьми, уметь сочувствовать и переживать, понимать и принимать любовь, осознавать нравственные категории, говоря сегодняшним языком,

« развивала эмоциональный интеллект», но я хочу сказать по-другому: учила думать сердцем. Надеюсь, что мои ученики сдали экзамен на человечность…

Недавно нашла свои дневниковые записи ( дневниковые громко сказано, иногда пописываю, чтобы не забыть, всё-таки годы берут своё!). Чтобы осознать, почему  так для меня важен этот третий плюс в учительской профессии, прочтите.

«2008. 7А.  Последняя репетиция перед КВН-ом. Застаю их плачущими. Нет, не  плачущими, истерично рыдающими, перессорившимися, злобными. Бросаются навстречу: «Оксана Валерьевна!» Понимаю, что нужна. Маленькие мои, любимые…

          2010.10А. Подготовка к Осеннему балу. Пишут сценарий. В помощи не нуждаются. Наверное, считают ихитиозавром. Самостоятельными стали… Маленькие мои, любимые…

2011. 11А. Снова Осенний бал. Опаздываю, еду из Екатеринбурга. Вхожу в зал – на экране их клипы. Весь  11А поворачивается, чтобы посмотреть на мою реакцию, сдержанно киваю « понравилось», а про себя: « Да вы просто не представляете, какие вы умнички! Маленькие мои, любимые…»

Я сидела в этом зале, когда они были девятиклассниками и завидовала себе, тогда завидовала себе той, потому что осознавала, что тот Последний звонок не последний, и у нас впереди ещё 2 года. Это тогдашнее будущее – уже сегодняшнее настоящее – и от этого грустно, но у нашего настоящего многообещающее будущее! И от этого должно быть радостно!

А ещё я точно знаю, что в течение этих 7 лет, благодаря им, я была счастлива…»

Вот Вам и обратная сторона медали: не только я нужна Им, но и Они нужны мне (!) – и  в этом Счастье!

«+» Четвёртый. Учителя – увлечённые люди.

Быть в этой профессии, не обожая свой предмет, невозможно. Мне хочется не просто учить, а непросто  учить – не просто! Для этого приходится ворошить горы литературы, «зависать» в Интернете, придумывать нечто новое или вспоминать старое. Необходимо расти вместе со своими учениками, не только учить их, но и  учиться у них. Учиться для них.

  Я люблю свои ещё не рождённые, но уже вынашиваемые в голове  уроки. Это особое состояние, надеюсь, знакомо и Вам, когда не придуманный до конца урок Вам уже нравится, Вы осознаёте, что необходимо для того, чтобы он был интересен Им:

Сентябрь за окнами торопится, спешит

И паутинки нехотя бросает,

А лучик солнца по столу скользит

И на портретах классиков играет…

 

Ахматова, Цветаева и Блок-

Серебряного века поколенье!

Как  хочется начать скорей урок

И погрузиться в музыку забвенья!

 

Как хочется ребятам передать

Всё то, что чувствуешь, услышав эти звуки:

Цветаевское « Вы больны не мной…»

Или ахматовское « Сжала руки…»

 

Поэзия закружит, увлечёт,

Читаю, не могу остановиться,

Искусство снова в плен нас всех берёт-

Иными стали и глаза, и лица…

 

Родные мне, но нет, уже не те –

Взрослее, вдумчивей, одухотворенней,

И даже Лучик замер на стене,

Наверно, тоже в лирику влюблённый…

 

         Надеюсь, что образ Лучика, влюблённого в литературу, Вас не испугал? Хотя иногда мне кажется, что скоро все неодушевлённые предметы, окружающие меня на уроках, будут разбираться в тонкостях поэзии и прозы…

        Пятый «+». Учитель – престижная профессия. Вы улыбнулись? А я пишу об этом безо всякой иронии. В прошлом году моя бывшая однокурсница, которая давно не работает учителем, снисходительно произнесла: «Это было время, когда я была простым учителем… Ой, прости…»

 А разве стыдно быть простым учителем?!! У меня – хорошие ученики, которыми я горжусь, у них замечательные родители, которые во всём мне помогают, я преподаю Литературу, которую обожаю, у меня креативные коллеги, у которых есть чему поучиться! И наконец, у меня отпуск летом, я всегда хорошо выгляжу,  я чувствую себя нужной людям. «Сею Разумное, Доброе, Вечное» - и получаю за это зарплату!

По-моему, плюсов оказалось больше, чем предполагалось изначально?