О ненормативной лексике

Кондакова Татьяна Алексеевна

Сегодня пришла в класс взвинченная. У входа в школу стоит группа молодых людей; присмотрелась - ученики прошлых лет. А в центре - девятиклассница, о чём-то оживлённо рассказывает, парни улыбаются. Естественно, я приготовилась ответить на "здрасьте", но, проходя мимо, услышала, как девочка искусно пересыпает свою речь нецензурщиной. Отозвала её, сделала замечание, а она не поняла... Возмущённо рассказываю об инциденте своим десятиклассникам, очень хорошим ребятам, говорю, что мы в юности всё-таки не позволяли себе такого - не верят... И удивляются...

 

Комментарии

Кузьмина Алла Витальевна

В тот-то весь ужас: сегодняшние дети, к сожалению, выражаться матом считают нормой, а когда им об этом говоришь, то на тебя смотрят как на динозавра! Что, мол, ты говоришь?! Вероятно, это норма поведения в семье, что ещё подкрепляется уличным окружением и, конечно же, ежедневными TV трансляциями (фильмы, ток-шоу, рекламные ролики и т.д.). А раз так дозволено говорить с "голубого" экрана... значит это - ЭТАЛОН... К чему же мы идём? Или уже пришли?..

Трибунская Елена Викторовна

В таком случае, я подзываю ребенка и прошу посмотреть мне в глаза : " Ты представляешь, если бы я в школе материлась, выставляя тебе оценку за грамотность?"
Ответ:молчание...

Кондакова Татьяна Алексеевна

Вот примерно в таком духе я иногда и пытаюсь урезонить тех, кто ругается матом. А реакция - у каждого своя: бывает, стыдливое молчание, бывает, непонимание, а иногда - возражение, мол, есть ситуации, когда невозможно по-другому выразить свои эмоции. А в том конкретном случае 10-классники выразили сомнение: "Неужели у Вас в жизни не было случая, когда бы Вы крепко выразились?" Видимо, от этого нам уже, увы, не избавиться. И конечно же, нельзя отрицать влияния "пропаганды" нецензурщины с экранов ТВ и со страниц печати, современных произведений литературы.

Кондакова Татьяна Алексеевна

Вот, пожалуйста: Дума приняла закон о запрете нецензурных слов в литературе и на ТВ, а Н.С.Михалков вчера в беседе с Сергеем Брилёвым (телеканал "Россия") втолковывал нам, невеждам, что мат - это особый и очень значимый пласт нашей культуры и в отдельных случаях не просто можно, но даже нужно использовать его в литературе и искусстве. Вот только не сказал, как ребёнка научить классифицировать все случаи употребления ненормативной лексики...